В марте 2020 года исполнилось 205 лет поэту, прозаику, драматургу, педагогу Петру Ершову, автору сказки «Конек-Горбунок». О чем его сказка? Есть ли в ней христианские смыслы и ценности? Об этом можно судить, освежив в памяти факты из жизни и творчества писателя.
Далеко не все родители сегодня знакомят своих малышей с творчеством Петра Ершова. Да и можно ли доверять воспитание детей таким «сомнительным», с обывательской точки зрения, сказочным примерам?
Действительно, герои писателя далеки от «супергеройского» облика персонажей современных мультиков, книжек и комиксов – их подвиги не поражают масштабом, а их скромный и дурашливый имидж не отвечает современным представлениям о красоте, силе, уверенности в себе и успешности.
Посудите с точки зрения современной потребительской логики, кто они, эти сомнительные личности – Иван-Дурак и его горбатый Конек – два убогих персонажа, которые стоят друг друга, а потому, наверное, и встретились, и полюбились друг другу в сказочном мире Петра Ершова?
Правы, наверное, были Еврипид и Сервантес, в разные века и из разных мест Земного Шара, но почти в унисон заметившие: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты».
Итак, два жалких несчастных друга, два изгоя, обделенных природой и судьбой? Да – но только с точки зрения прагматичного сегодняшнего сознания.
Истинно наш, отечественный автор Петр Ершов с присущей его русской душе тонкостью и деликатностью чувств, кроме того – наделенный с младенчества живой и крепкой православной верой, совсем другое имел в виду.
В отличие от большинства народных сказок, собранных и записанных исследователями фольклора (кстати, дошедших до наших детей в очень сильно адаптированном и избавленном от страшных и безнравственных эпизодов виде), в его сказке торжествует именно Русь православная – не языческая.
Поэтому, наблюдая за удивительными героями – Иваном-дураком и Горбунком – вспоминаем старинную Русь, русских юродивых, блаженных (то есть, в буквальном понимании этого слова – счастливых), особо почитаемых в родном Отечестве.
Отречься от себя, от своего «я» – от гордыни и себялюбия – чтобы обрести себя настоящего – это как раз их житейское (или, точнее, житийное) кредо, это о них: о русских Христа ради юродивых и блаженных.
Точно также можно сказать, и когда речь идет о сказочных героях Петра Ершова – ведь поиск истинного лица – облика души – для них бесконечно важен. Неслучайно в развязке сказки Иван-дурак наконец-то предстаёт перед нами самим собой – выйдя изо всех огней, вод и медных котлов преображенным прекрасным царевичем.
Как же произошел этот, не побоимся такого словосочетания, сказочный катарсис? Где его корни? Что ему предшествовало?
Вспомним сказку: чтобы выйти из всех жизненных передряг, младшему сыну Ивану-дураку пришлось… поверить, увериться. То есть совершить подвиг веры.
Причем – опять же вопреки современной логике кино и мультфильмов о супергероях – поверить не кому-нибудь сильному, большому, значимому, великому или прекрасному (Царю, Жар-птице или даже царевне), а… своему маленькому и несчастному Коньку-горбунку!
Именно поверить и довериться, чтобы дальше по ходу действия сказки со смирением во всем слушаться его указаний. Да, пускай однажды ослушаться – и получить в ответ множество бед и неприятностей. Но все-таки, вера героя своему Коньку выручила Ивана изо всех перипетий и привела к сказочному хорошему концу – то есть к избавлению от бед – к спасению.
Как не различить в фабуле Петра Ершова не только нравственный акцент – победу добра над злом (свойственную, кстати, и многим народным сказкам), но и христианские смыслы, ценности, параллели и подтексты?
И, наблюдая за героями, как не вспомнить Писание, Новый Завет, Пасху Христову, встречу и союз слабого, поврежденного грехом в своей душевной природе человека – и Бога, не триумфально шествующего, а униженного и распятого, въехавшего в святой город на убогом ослёнке.
Писатель позапрошлого столетия, Ершов был православным христианином, человеком доброй и праведной веры и постарался поделиться ею с читателем. Кстати, читая авторские сказки того отдаленного от нас времени, зачастую мы забываем о том удивительном факте, что адресовались они отнюдь не ребенку, а взрослому, и только потом прочно перешли в круг детского чтения и вошли в школьную программу.
Так что «Конек-Горбунок» – это христианское послание всем нам, потомкам писателя и поэта, о котором, увы, мы знаем и помним так мало, а если совсем начистоту, то почти ничего.
В год и месяц юбилея предлагаем вам статью об авторе сказки, которая кое-что напомнит о писателе. Возможно, она подтвердит, а может быть, и чем-то опровергнет эти размышления о Петре Павловиче Ершове – выдумщике, сказочнике, сочинителе, и при этом трогательном человеке и добром христианине.
Предисловие Валентины Киденко
Клад души
Автор этой статьи – Ксения Казакова, методист Дома-музея В. В. Вересаева (Тула) – разработчица интерактивных развивающих музейных программ и самых необычных творческих занятий с детьми. Передаём ей слово.
«Кто из нас не читал эту известную сказку Ершова, или хотя бы не смотрел одноименный фильм или мультфильм? Первыми слушателями сказки были однокурсники будущего писателя.
Однажды преподаватель российской словесности Санкт-Петербургского университета Петр Алексеевич Плетнев вместо лекции к огромному удивлению студентов прочитал… сказку, а автор, которому исполнилось всего девятнадцать лет, краснел от смущения и радости. В ответ на аплодисменты Плетнев указал на студента Ершова.
«Конек-Горбунок» сразу полюбился всем, сказку не уставали пересказывать друг другу. Не удивительно, что впоследствии она стала жить не как авторская сказка Петра Ершова, а как народное произведение. Вышло даже несколько десятков поддельных «Коньков-Горбунков».
Рассказывают, что Александра Сергеевича Пушкина восхитило мастерство молодого поэта, и он, прочитав Конька-Горбунка, сказал: «Теперь этот род сочинений можно мне и оставить».
По воспоминаниям друзей и близких, Петр Павлович умел искренне восторгаться красотой и совершенством Божьего мира. Однажды он признался: «Я готов всем изящным любоваться до головокружения». И это свое восхищение он с любовью, талантливо передал нам, своим читателям.
Мир Господень так чудесен!
Так отраден вольный путь!
Сколько зёрен звучных песен
Западёт тогда мне в грудь!
Я восторгом их обвею,
Слёз струями напою,
Жарким чувством их согрею,
В русской речи разолью.
Нельзя не упомянуть и его тонкое чувство юмора:
Не забыта мать-Россия
У Небесного Царя.
Всюду реки медовые
И молочные моря.
И богатым, и убогим
Пир готов на каждый день.
Дело только за немногим:
Ложку в руки взять нам лень.
Ершов любил людей, всегда мог понять простого человека, ценил его мудрость. Как вспоминают его друзья, он от «беспощадных нападок на нашего простолюдина решительно отворачивался как от невежества». Об этом говорят его стихи.
Клад души
Богач! К чему твои укоры?
Зачем, червонцами звеня,
Полупрезрительные взоры
Ты гордо бросил на меня!
О нет! Совсем не беден я!
Меня природа не забыла:
Богатый клад мне подарила.
О, если б мог ты заглянуть
В мою сокровищницу – грудь!
Твой жадный взор бы растерялся
В роскошной сердца полноте,
И ты бы завистью снедался
К моей богатой нищете.
Смотри: я грудь мою раскрою,
Раскрою сердца глубину
И этой бедною рукою,
Богач, рассыплю пред тобою
Мою несметную казну.
Цени ж!..
Вот здесь сапфир бесценный –
Святая вера. В мраке дней,
В тумане бед, во тьме скорбей
Он жарко льет душе смущенной
Отрадный блеск своих лучей.
Не мощь земли его родила,
Излит небесным он огнем,
И чудодейственная сила
Таинственно хранится в нем.
Он мне блестит звездой завета,
В молитве теплится свечой;
Любви духовной в царстве света
Он обручальный перстень мой…
Вот перлы здесь – живые чувства
К чудесным мира красотам,
К высокой прелести искусства,
Ко вдохновительным мечтам.
Всмотрись, богач, в мои монисты:
В них нет пылинки для хулы;
Они, как снег нагорный, чисты,
Как небо Божие, светлы!..
Знакомясь с жизнью и творчеством Ершова, читая его письма, не устаешь удивляться и восхищаться его застенчивостью и скромностью, чутким умом и тонкой наблюдательностью, тактичностью, добротой и любовью ко всем и всему, что его окружает.
Он очень ценил настоящую дружбу. Верил, что доброе товарищество способно творить чудеса. Во время учебы в университете у него был такой друг, с которым они мечтали вместе все свои силы отдать на процветание России, быть полезными.
По окончании учебы в Петербурге Ершов возвращается в Тобольск, питая надежду на широкую просветительскую деятельность в Сибири.
Он начинает работать учителем в Топольской гимназии, затем директором и, наконец, инспектором всех народных училищ обширной губернии. В числе его учеников был и Дмитрий Менделеев.
Несмотря на большую занятость, Петр Павлович не прекращает писательской деятельности. В его стихах все оживает, потому читать их удивительно легко.
Писательская деятельность Ершова разнообразна, это стихи, проза, переводы и даже либретто большой волшебно-героической оперы «Страшный меч», посвященной истории Киевской Руси во время правления святого равноапостольного князя Владимира.
Попробуем только представить, насколько многотрудна должность директора, а Петр Павлович ведь был еще и инспектором гимназий.
По долгу службы ему приходилось много ездить по вверенной губернии, но он всегда помнил и любил то место, где родился. В письме к жене он писал:
«…Были …с смотрителем в Безруковой, месте моего рождения, и пили чай. Тут явилось несколько крестьян с сельским головой, с просьбами о моем содействии – соорудить в Безруковой церковь.
Мое дело будет испросить разрешение на постройку церкви, доставить план и помочь по возможности. Смотритель сказал, что церковь надобно соорудить во имя преподобного Петра, и крестьяне согласились.
Место они выбрали то самое, где был …дом…, где я родился. Признаюсь, я целую ночь не спал, раздумывал о том: неужели Господь так милостив, что исполнится давнишнее мое желание и освятится место моего рождения, и восхвалится имя моего святого».
Заботы об устройстве церкви в родном селе составляли для него одно из самых важных занятий до последних минут жизни.
Как же трепетно Петр Павлович относился к вере! Несмотря на все трудности и удары судьбы (потери родителей, брата, жены, детей), он не потерял веры в Бога, Которого искренно любил всей душой.
Как горько и трогательно он пишет кузине после потери жены:
«Письмо моё будет коротко, милая кузина. Только радость говорит, а печаль молчалива. И что сказать мне, когда я до сих пор не могу ещё образумиться. Удар был так неожидан, так внезапен, что не пасть под ним надобны были вера и особенная помощь Божия.
Вы знали умершего Ангела, знали и чувства мои к ней: почему поверите моей печали. Да, из всех потерь, какие испытал я (а каких я не испытывал?), потеря любимой жены – самая ужасная. Точно половины самого себя не стало.
Только религия согревает остылую душу, только она одна освещает мрак могильный, и за гробовой доской представляет её ещё лучше, чем она была на земле. А что было бы без этого небесного утешения!»
Удивительный, красивой души человек, несмотря ни на что Петр Павлович не растерял таланты, которыми наделил его Господь. Сколько доброго он успел сделать в своей жизни, и скольких читателей своими произведениями он побуждает задуматься, порассуждать, порадоваться.
Но многие знают Ершова все-таки не как директора училища, которым он был долгое время, и не как храмоздателя, а как чудесного сказочника, автора «Конька-Горбунка».
Умер Петр Павлович 18 (30) августа 1869 года. Похоронен на Тобольском кладбище. Надпись на могильном памятнике гласит: «Петр Павлович Ершов, автор народной сказки «Конек-Горбунок».
Уже много лет скачет Конек-Горбунок от одного поколения к другому, и веселый стук его копыт, верю, порадует еще многих читателей».
Комментировать