Святцы: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ш Э Ю Я

Сретение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Даты

15 февраля; в 2025 году 1 день предпразднства (с 14 февр.), 6 дней попразднства (по 21 февр.)

Историческое содержание

Развернуть

Богослужения

 Богослужение сегодня

Тропари, кондаки, молитвы и величания

Развернуть

Богословское содержание

– Во Встрече (Сретении) Богомладенца с праведным Симеоном Богоприимцем символично усматривается встреча двух эпох: ветхозаветной и новозаветной;
– во время встречи праведный Симеон подтвердил, что Богомладенец есть Истинный Христос;
– празднованием Сретения Господня исповедуется, что как Христос во исполнение закона был «посвящен» Богу как первенец (по человеческому естеству), так и все мы, искупленные через Его Страдания и смерть, должны посвящать себя Богу, помня, что «мы уже не свои» (1Кор.6:19-20);

Иконография

Древнейший образ Сретения запечатлен в мозаиках триумфальной арки церкви Марии Великой в Риме. Эти мозаики, созданные в 430-е гг., в период III Вселенского собора.

Самые древние изображения событий Сретения на Руси – это две мозаики XII века. Первая – в Кирилловской церкви в Киеве. Вторая – в церкви Спаса на Нередице в Новгороде.

* * *

Православные иконы Сретения Господня, как правило, отличаются следующими чертами. Обыкновенно в нижней части бывают изображены: Божья Матерь, Младенец-Христос, праведный Симеон Богоприимец, Иосиф Обручник и пророчица Анна, при этом фигуры Божьей Матери и Симеона Богоприимца обычно занимают центральное положение.

Господь Иисус Христос может изображаться как на руках Божьей Матери, так и на руках святого Симеона. Фигура последнего пишется склонённой в сторону Спасителя, его руки — покрытыми, в знак смирения перед Богом, благоговения перед обетованным Мессией.

Иосиф Обручник часто изображается позади Божьей Матери, чем подчеркивается его вспомогательная, а не главная роль в данном событии. Рядом с праведным Симеоном нередко пишется Анна, дочь Фануилова (на некоторых иконах её можно видеть позади Пресвятой Богородицы).

На заднем плане икон бывают представлены храмовые и иные постройки, что соответствует историческому контексту события. На иконах данного типа может изображаться и престол, напоминающий престол современного православного храма. Это связано с тем, что во-первых, ветхозаветный Храм служил прообразом новозаветных христианских храмов, а во-вторых, с тем, что Сретение Господне — не только событие прошлого: в церковной жизни оно переживается ежегодно. На престоле могут изображаться: крест или книга. Крест является символом победы Спасителя над адом, дьяволом, смертью. Книга же символизирует и Евангельскую проповедь, и Книгу жизни. Этим подчеркивается: Христос изначально был предназначен к тому, чтобы стать Спасителем, Искупителем людей (1Пет.1:18-20).

С событием Сретения связана икона Пресвятой Богородицы «Умягчение злых сердец».

* * *

См. также: Г.С. Битбунов. Иконография двунадесятых праздников. Сретение Господне

Богослужебные (литургические) особенности

Развернуть
Развернуть
Развернуть

Случайный тест