Чтения Священного Писания
Утр.– Мф.10:16–22 (зач. 36). Лит. – Трясения: Евр.12:6–13, 25–27 (зач. 331 от полу́). Мф.8:23–27 (зач. 27). Ряд. (под зачало): 1Сол.2:1–8 (зач. 264). Лк.11:9–13 (зач. 56). Вмч.: 2Тим.2:1–10 (зач. 292). Ин.15:17 – 16:2 (зач. 52).
Богослужения
Каноны
Акафисты
Мысли свт. Феофана Затворника
Развернуть
Притча дня
Жили-были два друга. В один момент они поспорили, и один из них дал пощечину другому. Последний, чувствуя боль, но ничего не говоря, написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощечину».
Они продолжали идти и нашли оазис, в котором решили искупаться. Тот, который получил пощечину, едва не утонул, и его друг его спас. Когда он пришел в себя, он написал на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь».
Тот, кто дал пощечину и который спас жизнь своему другу, спросил его:
— Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?
Друг ответил:
— Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны выгравировать это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это.
Научись писать обиды на песке и гравировать радости на камне.
Основы православия
Тема 312. Святые отцы и Библия.
Иногда доводится слышать, как некоторые люди противопоставляют святых отцов Библии, упрекая православных в том, что они вытесняют слово Божье, то есть Священное Писание, словами людей.
Такое мнение происходит от незнакомства с творениями самих отцов, которые жили и дышали Священным Писанием, всё мышление которых было глубоко библейским. Поучаясь в Писании день и ночь, они призывали к тому же и всех христиан. Как говорит святой Иоанн Златоуст, «Великое благо, возлюбленные, чтение Божественного Писания. Оно умудряет душу, оно переносит ум на небо, оно располагает человека к благодарности (пред Богом), оно не допускает его пристраститься к чему-либо настоящему, оно заставляет ум наш постоянно обитать на небесах, побуждает нас делать всё в надежде на воздаяние Владыки и стремиться с величайшею ревностью к подвигам добродетели». В значительной мере традиция толкования Библии в христианском мире основана на методах, развитых именно святыми отцами.
Игнорировать их наследие – значило бы, в лучшем случае, изобретать велосипед, в худшем – впадать в давно уже опровергнутые ими ошибки. Библия есть книга Церкви, которая Церкви была дана, и только в Церкви может быть правильно понята, а выразителями своего учения Церковь видит святых отцов.
Практический совет
Одним из 4-х столпов духовной жизни является милосердие. Как в нём преуспевать тем, кто ограничен в деньгах?
Соответственно строению человека милостыня может относиться к телу, душе и духу.
- Телесная – помочь деньгами, едой, одеждой, лекарствами, кровом...
- Душевная милостыня выражается обычно в сочувствии, по словам Апостола: «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими» (Рим.12:15). Даже просто улыбнуться грустящему человеку (особенно когда у самого настроения нет) – уже милость. См. два случая.
- Духовная – молиться за ближнего, подарить (дать почитать) душеполезную книгу (молитвослов, православный журнал, например, «Фому», аудио- видеозапись), духовно вразумить отпавшего или сомневающегося, пригласить на богослужение, катехизические, духовно-просветительские беседы. К пожилому и немощному (при его согласии) пригласить из ближайшего храма священника для Соборования, Исповеди и Св. Причащения.
Один из старцев говорил: «Дать человеку почитать духовную книгу выше, чем дать кусок хлеба голодному. Это милостыня самая большая». Свт. Иоанн Златоуст: «Хотя бы ты раздал бедным бесчисленные богатства, ты не сделаешь столько, сколько обративший одну душу».
Милостыня может быть дарована не только живым, но и усопшим. «Самая большая милостыня – это молитва за усопших», – говорила старица Макрина (Вассопулу).