Боле́зни – одно из последствия грехопадения, следствие отпадения человека от Бога, связанное с порчей человеческого естества, выражаемое в отклонении от нормального, естественного для человека здорового состояния; ущерб, недостаток здоровья.
В соответствии с Евангелием болезни человека можно подразделить на две группы:
1) телесные, психические, психосоматические;
2) духовно-нравственные (например, духовная слепота).
Христианское отношение к болезни бывает связано с пониманием её как:
- одного из последствий первородного греха;
- самовредительства (греховные пристрастия, зависимости; курение повреждает лёгкие, алкоголизм - печень, чревоугодие нарушает обмен веществ, тщеславие способствует возникновению нервных болезней);
- следствия отпадения от Бога и Его Церкви, утраты благодатной защиты Божией;
- особой меры воздействия Бога на человека ради призвания его к переосмыслению своей жизни, покаянию; защиты человека от грехов и страстей;
- средства испытания веры (верности Богу).
Учил ли Иисус Христос молиться за больных?
Скорби и болезни сопровождают людей на протяжении земной жизни. Церковь учит, что правильное отношение христианина к скорбям, в том числе связанным с перенесением различных заболеваний, может способствовать его духовно-нравственному преуспеянию. Заметим, что иногда именно скорби от болезней побуждают людей обратиться ко Господу, особенно, если речь идёт о таких тяжелых заболеваниях, когда все испробованные человеком естественные врачебные средства оказываются бессильными его исцелить.
Но следует ли из этого автоматически, что христианин не должен (не вправе) противостоять тем или иным болезненным недугам? Отнюдь.
Известно, что во время осуществления Своего земного служения Господь Иисус Христос утешил множество скорбящих, исцелил множество немощных, болящих людей. Посылая апостолов на проповедь, Он наделил их особою властью «...врачевать всякую болезнь и всякую немощь» (Мф.10:11). По Вознесении Господа апостолы, при содействии Божьем, продолжали совершать чудеса исцелений. Разумеется, они это делали не своей собственной силой, но при посредстве Божественной благодати, в соответствии с тем учением, которое им преподал Господь.
Примеры избавления людей от болезней, по действию Божьему, известны нам и из истории Ветхого Завета. Одной из ярчайших иллюстраций в этой связи является исцеление царя Езекии. Так, когда он заболел смертельной болезнью и, будучи уведомлен Божьим пророком, что не выздоровеет, но умрёт, стал сердечно молиться, и Бог «услышал» его молитву. В результате ему было обещано через того же пророка, что он выздоровеет и проживет ещё 15 лет (4Цар.20:1-6).
Апостол Павел призвал христиан молиться «за всех человеков» (1Тим.2:1), разумеется, не исключая болящих. Согласно указанию апостола Иакова: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров, и пусть помолятся над ним...» (Иак.5:14). Это указание характерно также тем, что речь здесь идёт не просто о молитве за больного, а совершении особого Таинства, известного ныне как Таинство Елеосвящения (Иак.5:14-15).
Таким образом, молясь за болящих, Церковь следует Евангельскому учению.
От каких болезней исцелял Иисус Христос?
- Водянка — Лк.14:1-4.
- Глухота — Мк.7:31-37; Мк.9:25-27.
- Немота — Мф.9:32-33; Мф.12:22-23; Мф.15:30; Мк.9:17-27; Лк.11:14.
- Слепота — Мф. 9:27-31; Мф.12:22-23; Мф.15:30; Мф.20:30-34; Мк.8:22-26; Мк.10:46-52; Лк.7:21; Лк.18:35-43; Ин.9:1-38.
- Горячка — Мф.8:14-15; Мк.1:30-31; Лк.4:38-39; Ин.4:43-54.
- Сухорукость — Мф.12:9-14; Мк.3:1-6; Лк.6:6-11.
- Хромота — Мф.15:30; Мф.21:14.
- Болезнь суставов — Лк.13:11-13.
- Паралич — Мф.4:24; Мф.8:5-13; Мф.9:1-8; Мк.2:1-12; Лк.5:17-26; Ин.5:1-16.
- Кровотечение — Мф.9:20-22; Мк.5:25-29; Лк.8:43-48.
- Лунатизм — Мф.4:24; Мф.17:14-23 (ср. Мк.9:14-32; Лк.9:37-45).
- Проказа — Мф.8:2-4; Мк.1:40-45; Лк.5:12-15; Лк.17:11-19.
- Язвы — Мк.3:10.
- Бытовая травма — Лк.22:51.
- Различные болезни — Мф.4:24; Мф.8:16; Мф.15:30; Мк.1:34; Лк.4:40; Лк.7:2-10; Лк.7:21.
В Евангелии не повествуется обо всех исцелениях. Апостол Иоанн говорит об этом: «Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не написано в книге сей» (Ин.20:30), «Многое и другое сотворил Иисус; но если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг» (Ин.21:25).
Цитаты о болезнях
«Почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его, и от Вышнего — врачевание, и от царя получает он дар. Знание врача возвысит его голову, и между вельможами он будет в почете. Господь создал из земли врачевства, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими. Не от дерева ли вода сделалась сладкою, чтобы познана была сила Его? Для того Он и дал людям знание, чтобы прославляли Его в чудных делах Его: ими он врачует человека и уничтожает болезнь его. Приготовляющий лекарства делает из них смесь, и занятия его не оканчиваются, и чрез него бывает благо на лице земли. Сын мой! в болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу, и Он исцелит тебя. Оставь греховную жизнь и исправь руки твои, и от всякого греха очисти сердце. Вознеси благоухание и из семидала памятную жертву и сделай приношение тучное, как бы уже умирающий; и дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен. В иное время и в их руках бывает успех; ибо и они молятся Господу, чтобы Он помог им подать больному облегчение и исцеление к продолжению жизни. Но кто согрешает пред Сотворившим его, да впадет в руки врача!».
Сир.38:1–15
«Болезни людям посылаются по трем причинам:
1) Грешникам — наказание (епитимья) за грехи, для исправления и покаяния, когда грешат и не каются, как следует.
2) Благочестивым для того, чтобы испытать в вере.
3) Праведникам - чтобы не тщеславились».
схиигумен Савва Остапенко
«Я могу указать вашей любви восемь причин всякого рода и вида бедствий святых...
Итак, 1-я состоит в том, что Бог попускает им терпеть беды, чтобы они вследствие величия своих заслуг и чудес не впадали скоро в гордость.
2-я в том, чтобы другие не думали о них больше, чем свойственно человеческой природе, и не полагали, будто они боги, а не люди.
3-я, – чтобы сила Божия являлась могущественной, побеждающей и умножающей проповедь чрез людей слабых и связываемых узами.
4-я, – чтобы яснее обнаружилось терпение их самих, как людей, которые служат Богу не из-за награды, а являют такое благомыслие, что и после великих бедствий обнаруживают чистую любовь к Нему.
5-я, – чтобы мы любомудрствовали о воскресении. В самом деле, когда ты увидишь, что муж праведный, исполненный великой добродетели, терпит без конца бедствия, так и уходит из этого мира, то ты невольно вынужден будешь подумать о тамошнем суде, потому что если люди не дозволяют трудящимся за них уйти без награды и воздаяния, то гораздо больше Бог не захочет когда-нибудь отпустить неувенчанными тех, кто столько потрудился; а если Он никогда не захочет лишить их воздаяния за труды их, то необходимо должно быть какое-нибудь время после здешней смерти, в которое они получать воздаяния за здешние труды.
6-я (причина) в том, чтобы все, подвергающиеся несчастиям, имели достаточное утешение и облегчение, взирая на них и помня о случившихся с ними бедствиях.
7-я, чтобы, когда мы призываем вас (подражать) добродетели их и каждому из вас говорим: «подражай Павлу и соревнуй Петру», вы, по причине чрезмерной высоты заслуг, не подумали, что они были людьми иной природы, и не отказались боязливо от подражания.
8-я, чтобы, когда нужно ублажать и сожалеть, мы знали, кого нужно почитать блаженным, а кого жалким и несчастными».
святитель Иоанн Златоуст
«Когда ты подвергнешься тяжкой болезни, и многие будут понуждать тебя облегчить страдание – одни заклинаниями, другие амулетами, третьи какими-либо иными чародейными средствами, а ты ради страха Божия мужественно и твердо перенесешь тяготу болезни и предпочтешь лучше все потерпеть, нежели решиться сделать что-нибудь подобное, – это доставит тебе венец мученичества. И не сомневайся, как мученик мужественно переносит муки истязаний, чтобы не поклониться идолу, так и ты переносишь муки болезни, чтобы не нуждаться ни в чем, исходящем от него (идола) и не сделать того, что он повелевает. Но те муки сильнее? Зато эти продолжительнее, – так что оказываются равны тем, а часто даже и более сильными. В самом деле, когда горячка внутри мучит и сжигает тебя, а ты, несмотря на увещания других, отвергнешь заклинание, то не облекаешься ли ты в венец мученичества?».
святитель Иоанн Златоуст
«Болезненностию восполняются подвиги. Болезнь – готовое спасение, когда больной удаляется от дурных слов, помышлений и мечтаний; когда он предается воле Божией; когда благодарит за болезнь, удаляющую его от мира; чего бы он не сделал единственно по собственному произволению».
свт. Игнатий (Брянчанинов)
Литература по теме
- Раздел «Азбука здоровья»
- Болезни Энциклопедия изречений Святых отцов
- Болезнь Библейская энциклопедия Брокгауза
- Болезни Сокровищница духовной мудрости
- Болезни Библейский словарь
- Болезнь и Смерть свт. Феофан Затворник
- Болезни свт. Иоанн Златоуст
- Болезнь свт. Игнатий (Брянчанинов)
- Болезни преп. Порфирий Кавсокаливит
- Болезни прав. Иоанн Кронштадтский
- Болезнь преп. Макарий Оптинский (Иванов)
- Жизнь. Болезнь. Смерть митр. Сурожский Антоний
- Болезни игумен Марк (Лозинский)
- Наставление и утешение в болезни и предсмертное время еп. Петр (Екатериновский)
- Болезнь схиархим. Иоанн (Маслов)
- Об искушениях, скорбях, болезнях и утешение в них прот. В. Мордасов
- Болезнь в свете православного вероучения проф. Жан-Клод Ларше
- Болезни и скорби игумен Никон (Воробьев)
- Утешение в скорби и болезни архиеп. Евсевий (Орлинский)
- Библейское отношение к медицине. Основы социальной концепции
- Чаяние Бога. Слова о болезни, боли, и смерти схиархим. Эмилиан (Вафидис)
- Переход, последняя болезнь, смерть и после П. Калиновский
- Если близкий смертельно болен свящ. Георгий Максимов
- Литургия. Фильм для тех, кто жалуется на жизнь
- Примириться с болезнью Д. Семеник, М. Хасьминский
- Неизлечимая болезнь: конец или начало?
- Молитва на принятие лекарства и иного врачевания
- Молитвы о болящих
- Кроссворд “Медицина в Библии”
Комментировать