Болезнь
Бог через болезни не попускает греху преобладать. Болезни укрощают наши страсти и грехи. Болезни без Промысла Божьего не бывают. Многие святые были в болезнях. Не изнемогать душею в болезнях.
Болезнь облегчается надеждой на получение вечного утешения (8, с.113–114).
Болезнь умножается от нетерпения (1, с.48).
* * *
От болезней все стараются избавиться, потому что они очень жестоко иногда терзают наше греховное тело. Но, однако, очень важно помнить, что без них мы, пожалуй, спастись не сможем (3, с.36).
Болезнь есть подвиг
Болезнь уже есть своего рода подвиг, только бы не было ропота и уныния (32).
Что помогает в болезни
Людям, находящимся в болезненном состоянии, помогает Иисусова молитва, которая, подобно молнии, озаряет и удаляет из души все мрачное и греховное. Но в ней не следует искать услаждения или успокоения, христианин должен в смирении и самоукорении совершать это дело (Там же).
Болезни – земной удел человека
Безусловно, трудно переносить болезнь, но, по-видимому, такой удел человека, то есть в болезнях, в скорбях проходить свое земное поприще. Болезней нет только в вечности, кто своими добрыми делами угодит Богу, а здесь они необходимы. Надо их нести с терпением и без ропота, тогда они приносят пользу для души.
Лечиться у врачей тоже можно, это не грешно (3, с.20).
Отчего происходят болезни
Самоволие оскорбляет Бога и тем самым удаляет благодать Святого Духа. А отсюда происходит и телесная болезнь, и душевная (Там же, с.31).
Болезнь посылается с целью обновления души
Трудно понести болезнь человеку на земле, и он всячески старается облегчить свою участь, но ведь это рассуждения человеческие. Тот, Который произвел нас на свет и печется о нас, больше нас знает, что нам нужно. Без Его святой воли ничего не совершается ни на небе, ни на земле. Он заботится о каждой пташке и о каждом живом существе, тем более о человеке и о Вас, в частности. Ведь Вы посвятили себя не земному царю, а Небесному, и Он Вас возлюбил и желает Вас принять в Свои небесные чертоги для вечной славы и блаженства. Вот для этой цели Он и послал болезнь, чтобы Ваши души обновились и облеклись в небесное сияние. А если это так, то не будем роптать на Того, кто посылает нам Свою милость, но будем только благодарить Его. И только когда наступят трудные минуты, будем просить у Него помощи (Там же, с.24–25).
Болезни нужны нам, как воздух для тела
Трудно нести болезни, но ведь они, пожалуй, нужны нам, как воздух для тела. Лекарство надо принимать, но не очень много. В основном постарайся держать себя в руках и не расстраиваться, а возлагай все упование на Бога и проси со слезами Его помощи. Ведь Он же все видит, и сверх твоих сил Он не попустит искушения (Там же,с.56).
Без болезней погрязнем в суете
Болезни на земле трудно переносить, но ведь без них мы бы совсем погрязли в суете земной (Там же, с.58).
Из-за чего человек болеет
Искушения и греховные наклонности способны расстроить здоровье (Там же, с.75).
* * *
О болезни, которая посетила, не надо ахать и наводить на себя ненужную печаль. Ведь Бог может и больного человека держать на земле столько, сколько это Он признает нужным (Там же, с.77).
В болезнях унывать не следует, потому что это грешно. Ведь болезнь чаще всего посылается нам как очистительное средство за наши грехи. А если это так, то мы не должны тяготиться ею, но, наоборот, благодарить Бога, что Он по Своей великой милости не только хочет очистить от всех грехов наших, но и даровать нам вечное блаженство. Безусловно, тяжело нести скорби и болезни, но другого пути нет. Это – крест наш, и мы должны нести его без ропота (Там же, с.86).
* * *
Из-за тесной связи души с телом болезни телесные отражаются на расположении духа (32).
Польза от болезней
Польза от болезней для христианина, по учению старца Амвросия, состоит в том, что в таком состоянии человек чаще помышляет о дне смертном и о том, с чем он явится на Суд Божий. Хотя болезнь и причиняет страдания, но онарождает терпение, без которого нельзя стяжать спасения (18, с.448).
* * *
Болезни и скорби – это наш удел, и притом неизбежный. То, что посылается от Бога, надо принимать и с терпением нести.
Конечно, трудно бывает с этим смиряться, но, по-видимому, больше нет пути, который бы вел человека в вечное блаженство. А ради этого блаженного упокоения многие желали в этой юдоли плачевной нести всевозможные скорби и болезни (3, с.68).
* * *
Награду получают одинаково как больной, так и ухаживающий за ним (Там же, с.32).
* * *
Христианин не должен роптать при постигающей его болезни, а принимать ее как от руки Всевышнего (7, с. 307).
Вера помогает в болезнях
Нет таких жизненных обстоятельств, в которых бы не проявлялось благотворное влияние веры. Вера утешает в скорбях, помогает в болезнях, дает терпение в страданиях (7, с. 224–225)
Борьба духовная, брань
Когда страсти молоды, не пустили корней в уме и в сердце, легко побеждаются, а после без посторонней помощи их не одолеешь (13, с.42).
* * *
Страшливый да не исходит на брань, ибо воины царя земного, ратуя против врагов, за стыд себе вменяют не только бегство с поля битвы, но даже и раны, получаемые ими не лицом к лицу. Так и воины Христовы, приемля и терпя раны от супостата лицом к лицу, чрез искушения наносимые им, этим доказывают свое мужество (13, с.43).
* * *
Жизнь есть брань непрестанная. Каждый христианин или со Христом, или с Его противником. Третьего не дано.
В христианине плоть воюет на дух.
ПЛОТЬ восстает на дух.
Христианин воюет против плоти.
Брань плоти и духа в склонностях.
Вся жизнь есть брань.
На пути ко СПАСЕНИЮ множество препятствий и врагов.
На христиан восстают сатана и ангелы его.
Борьба с духами злобы тяжела, так как диавол стремится отнять СПАСЕНИЕ.
Брань с диаволом в ПОМЫСЛАХ.
В борьбе с ПОМЫСЛАМИ человек подобен защищающему дом от разбойников или от пожара.
Если не противимся врагам – ПОМЫСЛАМ, то они нас погубляют.
Брань христиан с врагом беспрерывная, а если и отступает враг, то с хитростью и коварством.
Если христианин не чувствует борьбы, значит, враг завладел им.
Находящийся в плену не испытывает этой борьбы.
Победа самого себя есть выше всех браней.
Искоренять СТРАСТИ, пока малы и не укоренились.
Брань духовная непрестанная.
Брань предстоит всем христианам.
Так как борьба духовная, то и оружие духовное.
В духовной борьбе козни врага побеждаются противоположными добродетелями, что и составляет оружие христианина.
Победа христианская состоит не в победе над ВРАГАМИ, но в ЛЮБВИ к ним.
Когда ХРИСТИАНИН уступает своим врагам, тогда он побеждает. Оружие борьбы против ВРАГА есть ВЕРА.
В борьбе с ВРАГОМ ВЕРА требует твердой НАДЕЖДЫ на Того, в Кого веруем.
Во время брани укреплять себя надеждой на небесную награду.
В духовной брани всегда необходимы осторожность и БДИТЕЛЬНОСТЬ.
В борьбе с плотию необходима БЛАГОДАТЬ и РЕВНОСТЬ.
Не бояться борьбы с ВРАГОМ, так как имеем Помощника Христа.
Христос помогает нам в борьбе с врагом.
В брани победа невозможна без помощи Божией.
Борьба с самим собой невозможна без помощи Божией.
Побеждать плоть силою и примером Христа.
В брани необходимо руководство.
Чем более христианин перенесет искушений и напастей, тем более опытным становится.
Победа не бывает без подвига, а для этого нужен навык.
Чем чаще борется против СТРАСТЕЙ, тем становится более опытным, и Господь освободит от страстей.
Необходимо бороться против всех страстей.
В духовной борьбе христиане должны быть единодушны и помогать друг другу.
Будучи побежден, снова борись, и постепенно придет победа.
Христианин, если падает, должен встать и продолжать бороться, призывая Христа на помощь.
Претерпевшие и победившие получают венец от Христа.
Удивительно, что силе духа врага противостоит немощь плоти подвижника.
Результат войны познается в конце.
От исхода брани зависит вечная участь (8, с.117–130).
* * *
Против греха борись как воин, сражайся с диаволом до победного конца, призывая в помощь Царицу Небесную (3, с.68).
Для того, чтобы приобрести Христа, чтобы на ниве нашей души возросли все добродетели, указанные святыми апостолами, каждому из нас нужно много бороться с самим собой, со своими злыми наклонностями, привычками и соблазнами, которые встречаются на каждом шагу в нашей жизни то от людей, то от врага нашего спасения – диавола. Но этим воин Христов не должен смущаться (Там же, с.142).
* * *
Борьба состоит в том, чтобы бороться со своими душевными недугами (Там же, с.25)
* * *
Что касается духовной борьбы и постоянного контроля над собой, то здесь следует отметить прежде всего первую и высшую добродетель – это очищение ума от всех посторонних помыслов и постоянное единение с Богом (3, с.56).
* * *
Христианин должен вести борьбу за свободу духа от страстей (5, с.99).
* * *
В духовной брани очень многое зависит и от самого человека. Он может или стать на сторону добра, удаляя из своего сердца все порочное и Богу противное, или обратить свой взор к «чуждему богу», помрачая и оскверняя своего внутреннего человека греховными пожеланиями и делами (7, с.211).
Когда требуется жестокая духовная брань
Особенно сильное влияние на душу диавол оказывает в то время, когда человек совершил какое-либо нравственное преступление. Тогда духи злобы, овладев душой, стремятся как можно дальше увести свою добычу от спасительного пути. Здесь уже требуется жестокая духовная брань и великий подвиг, без которых невозможно одержать победу (7, с.311).
Сколько раз человек противится диаволу, столько раз с помощью Божией побеждает его.
Злобные духи настолько опытны в своей коварности, что с большой легкостью определяют, как приступить к человеку, «с какой стороны и каким оружием кого уязвлять» (3.441). Но вместе с тем <…> демоны, хотя и коварны, но овладеть человеком и склонить его на грех не могут без согласия последнего, и сколько раз человек противится диаволу, столько раз с помощью Божией побеждает его (1.209) (7, с.311).
Какая власть сохраняется за человеком
За человеком сохраняется власть согласиться с мысленным грехом или отвергнуть его от себя (7, с.312).
Борьба с помыслами – борьба непосредственно с врагом
Борьба с греховными помыслами – дело нелегкое, потому что пресекающий греховные помыслы ведет борьбу непосредственно против самого диавола. Однако постоянная готовность человека решительно пресекать греховные мысли в самом их зародыше может привести к полной победе над искусителем (7, с.313).
Самое важное в духовной борьбе – не ослаблять усилий
В духовной брани <...> самое важное – не ослаблять усилий в борьбе с искушениями, какими бы они ни казались трудными или непреодолимыми. Эта бдительность в борьбе с искушениями, с помощью Божией, непременно приведет к победоносному концу (7, с.313).
Польза от духовной борьбы
В духовной брани христианин не только укрепляет духовные силы и становится искусным воином Царя Небесного, но и «возвеселяет ангелов святых и прославляет Бога и Отца нашего ... Аще убо злой враг приступает к тебе, и слышиши злой совет его, тотчас ободрись и встань, яко воин Христов, и помяни, яко Бог видит все, и смотрит на тебя, и ожидает подвига твоего, и хощет помощи тебе. И сколько раз вступаешь в подвиг противу врага своего и побеждаешь его, столько раз венчает тебя Подвигоположник Иисус» (4.205) (7, с.313).
Чтобы побороть самого себя требуется немало сил
Безусловно, побороть самого себя, смирить греховную плоть есть тяжелый подвиг, и в этой борьбе от человека требуется немало сил (7, с.315).
Борьба должна быть постоянной
Поскольку все члены тела нашего заражены грехом, и все они вместе восстают на дух, то предстоит постоянное «сражение», потому что «плоть похотствует на духа, дух же на плоть» (3.58) (7, с.315).
Чтобы одержать победу в духовной борьбе надо отрешиться от всего греховного
Чтобы одержать полную победу в духовной брани, христианину необходимо отрешиться от всего греховного, тленного и прилепиться всецело к жизни небесной. И как бывает совершенно невозможно смотреть на небо, не оторвав прежде взор свой от земли, или на солнце, не обратясь к нему, точно так же «хотящему небесному житию подражать должно оставить земное и скотское (и делать то), что воля Божия ищет и требует от нас» (3.97) (7, с.315).
Кто побеждает в духовной брани
И если в обычной битве тот побеждает, кто гонит неприятеля и поражает его, то в духовной брани бывает наоборот. Здесь тот побеждает, кто, гонимый, терпит, обидимый – не мстит, злословимый – благословляет, как и учит апостол Павел «Не побежден бывай от зла, но побеждай благим злое» (Рим.12,21). «Сия есть христианская победа – побеждать благим злое» (3.444) (7, с.280).
Живая вера побуждает человека на борьбу с грехом
Без живой веры в Бога, которая способна обновлять дух человека и побуждать его вести борьбу с грехом, христианин становится ветхим человеком и уже неспособен к богоугодной жизни (7, с.224).