Источник

Болезнь

Редко бывает, что в здоровом теле здоровая душа живет, но по большей части, и почти всегда, в немощном (см. 2Кор. 12, 10). Здоровье тела ко многим прихотям и грехам отворяет человеку двери, а немощь тела затворяет. Конь свирепый и необученный беснуется и часто стремится на свою пагубу, но уздой воздерживается, и бьется, и мучается, и удручается, и так кротким становится. Плоть наша болезнью и немощью, как уздой, воздерживается, и укрощается, и покоряется духу. О какое великое милосердие Бог являет тем, кому болезнь посылает! Он сокрушает тело его, чтобы душа здоровой стала, предает в измождение плоть, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа (1Кор. 5, 5).

* * *

Болезнь умножается от нетерпения.

* * *

Многие благочестивые страждут в болезнях различных: иной в ранах гниет, иной в расслаблении лежит, другой сохнет и плотью день ото дня истаивает, иной другой болезнью мучается. Всякому, в какой бы ни находился болезни, следующее, по моему убогому разумению, предлагаю утешение, которое, страждущая душа, прилагай к язвам печального сердца твоего.

1. Различным болезням или недугам различные причины полагают лекари, но я, оставляя им это на их рассмотрение, повторяю, что выше сказано, то есть что и болезнь не без промысла Божьего бывает и есть отеческое наказание Божие, которым Он смиряет нас. Тем утешайся, что болезнь твоя есть тебе отеческое Божие наказание, которым тело твое бьет, дабы душа твоя выздоровела и спаслась. За тебя болезнь твоя, а не против тебя, хотя плоти твоей и горестна; и всякое наказание плоти горестно, но душе полезно. Если с благодарением терпишь болезнь твою, обратится тебе она во благо.

2. Многие святые были в недугах и болезнях. Иов от головы до ног язвою поражен был и страдал (см. Иов 2, 7–8). Тимофей, святой апостол, частые недуги имел (см. 1Тим. 5 и 23). Лазарь в струпьях лежал и по смерти отнесен Ангелами на лоно Авраамово (Лк. 16, 20, 22). Также читаем и в церковной истории, что многие благочестивые различными болезнями страдали. И ты терпи с благодарением болезнь, дабы с ними в будущем веке участие иметь.

3. Болезнь, хотя тело и расслабляет, но душу укрепляет, тело умерщвляет, но душу животворит, внешнего человека растлевает, но внутреннего обновляет. Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется (2Кор. 4, 16). Как обновляется? – Научается смирению, терпению, памяти смертной и от той усердному покаянию, молитве, презрению мира и суеты мирской. Кто захочет в болезни гордиться? Кто, видя приближающуюся через недуг кончину, пожелает чести, славы, богатства? Кто бесстрашно дерзнет грешить, видя наступающий страх суда Божия? Когда усерднее человек молится, чем во время болезни? О, болезнь, горькое, но здоровое лекарство! Как соль гнилость от мяса и рыбы отвращает и не попускает зарождаться червям в них, так всякая болезнь сохраняет дух наш от гнилости и тления греховного и не попускает страстям, как червям душевным, зарождаться в нас. Всякий эту истину и на себе познаёт, и на других видит. Видишь, что болезнь хотя плоть твою мучит, но дух твой спасает.

4. Вспомни, сколь многие, в добром здравии живя, развратились и погибли. Бог милосердный через недуг не допускает тебя до этого и хочет тебя спасти, когда благодарно терпишь. Терпи и благодари Бога, ищущего спасения твоего.

5. Смерть заключит страдание твое. Хотя и всю жизнь болезнь будет продолжаться, однако кончится смертью. Всему бедствию нашему конец есть смерть. Тем утешай себя в болезни твоей, что она окончится, а оттуда к вечному переселишься прохлаждению, где забудешь всякое злострадание. Немного потерпишь, но вечно утешаться будешь, когда с благодарением потерпишь. Всякое и долговременное страдание нынешнее что есть, если не один малейший пункт в сравнении с вечным? И все время от создания мира до конца не что иное, как малый пункт против вечности, тем более одного человека житие и век. Страшно вечное страдание как лютое и бесконечное, но временное не страшно, ибо краткое и с прохлаждением бывает; нет здесь никакого страдания, которому бы Бог не подал какого-либо утешения. Ибо знает Он немощь нашу, того ради и потому не попускает нам быть искушаемыми сверх сил (1Кор. 10, 13).

Прими в рассуждение время и вечность, временное и вечное страдание, временное утешение и вечное страдание, временное страдание и вечное утешение – и облегчится болезнь твоя. Ничто так не облегчает скорби, как надежда на избавление от скорби и на получение вечного утешения. Вот скоро будет конец всему: будет конец и утешению временному, и временному страданию и настанет или прохлаждение, или страдание вечное.

Смерть всякому есть дверь к вечности, или блаженной, или неблагополучной, и уже ближе тебе она сегодня, нежели вчера и третьего дня была. А как придет, то и положит конец страданию твоему, – и от временного страдания перейдешь к вечному прохлаждению.

* * *

Вы, страдальцы любезные, не изнемогайте душой вашей! Хотя тело ваше и тлеет, но святые души ваши исцеляются и здравие свое получают. Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется (2Кор. 4, 16). Вы с нищим Лазарем страдаете здесь, но с ним и лоно Авраамово наследуете (см. Лк. 16, 22).


Источник: Симфония по творениям свт. Тихона Задонского — М., «ДАРЪ», 2007. — 1328 с. ISBN 978-5-485-00154-4. «Симфония» по творениям святителя Тихона Задонского (1724– 1783) представляет собой выдержки из многочисленных сочинений святителя. Содержит высказывания, наставления и поучения по различным вопросам духовной жизни и нравственности. Сост. Т. Н. Терещенко

Комментарии для сайта Cackle