Источник

Болезни

Знай, что телесные болезни естественно свойственны телу, как тленному и вещественному. Итак, в случае таких болезней, душе обученной (добру) должно с благодарностью показывать мужество и терпение, и не укорять Бога – зачем создал тело (прп. Антоний Великий, 89, 76). Источник.

* * *

Если почувствуешь, что смущается болезнью душа, то скажи ей: эта болезнь не легче ли геенны, в которую ты пойдешь, если не будешь тверд и постоянен в терпении... (прп. авва Исаия, 60, 25).

* * *

Если схватит тебя болезнь, не унывай и не падай духом; но возблагодари Бога, что Он промышляет доставить тебе болезнью <этой> благо (прп. авва Исаия, 89, 450).

* * *

...Поражается плоть, чтобы исцелилась душа, умерщвляется грех, чтобы жила правда (свт. Василий Великий, 8, 129).

* * *

...Не малая опасность впасть умом в эту ложную мысль, будто бы всякая болезнь требует врачебных пособий, потому что не все недуги происходят естественно и приключаются нам или от неправильного образа жизни, или от других каких-либо вещественных начал, в каких случаях, как видим, иногда полезно бывает врачебное искусство; но часто болезни суть наказания за грехи, налагаемые на нас, чтобы побудить к обращению (свт. Василий Великий, 9, 172–173). Источник.

* * *

Находим же, что у святых бывает и другая <особая> причина недугов, как у апостола <Павла>, чтобы <другие> не подумали, что он преступает пределы человеческого естества... (свт. Василий Великий, 9, 173).

* * *

...Как не должно вовсе бегать врачебного искусства, так несообразно полагать в нем всю свою надежду. Но как пользуемся искусством земледелия, а плодов просим у Господа, или вверяем кормило кормчему, а молим Бога, чтобы спас нас от потопления, так, вводя к себе врача, когда дозволяет сие разум, не отступаемся от упования на Бога (свт. Василий Великий, 9, 174). Источник.

* * *

...Те, которые худым образом жизни сами приобрели болезнь, должны... пользоваться телесным врачеванием, как некоторым образцом и примером для попечения о душе (свт. Василий Великий, 9, 174). Источник.

* * *

Не оставляй в пренебрежении недужного, ибо написано: иже затыкает ушеса свои, еже не послушати немощного, и той призовет, и не будет послушаяй (Притч. 21, 13) (прп. Ефрем Сирин, 30, 145). Источник.

* * *

Если впадешь в недуг, возлюбленный, помни, кто говорит: сыне, не пренебрегай наказания Господня... (Притч. 3, 11) (прп. Ефрем Сирин, 30, 149). Источник.

* * *

Если случится тебе впасть в болезнь, то не часто пиши к родителям по плоти: не прибегай к мертвой помощи и человеческому покровительству, но лучше будем иметь долготерпение, ожидая милости от Бога, чтоб Он управил нас во всем; ибо бывает время, когда и плоть имеет нужду во вразумлении. Во всем же будем благоугождать Господу, яко Той печется о нас (ср.: 1Пет. 5, 7) (прп. Ефрем Сирин, 30, 573).

* * *

Когда человек болен, тогда и душа его паче меры начинает искать Господа. Почему вразумление хорошо, если только вразумляемый благодарит... (прп. Ефрем Сирин, 30, 574). Источник.

* * *

Причина болезни – грех, собственная своя воля, а не какая-либо необходимость (прп. Ефрем Сирин, 34, 76–77). Источник.

* * *

За те болезни, какие терпели члены твои, соделаешься подобно юному орлу (прп. Ефрем Сирин, 34, 297). Источник.

* * *

Стражду от болезни и изнемогаю телом. Иные высоковыйные, может быть, смеются над моим страданием. Расслабли мои члены, и ноги ходят нетвердо. Не знаю, следствие ли это воздержания, или следствие грехов, или какая-нибудь борьба. Впрочем, благодарение моему Правителю! Это может быть для меня же лучше. Но запрети болезни, запрети словом Своим; Твое слово – для меня спасение! А если не запретишь, дай мне терпение – все переносить. Пусть тля и достанется тле; соблюди образ, тогда будешь иметь во мне и совершенного раба (свт. Григорий Богослов, 16, 6). Источник.

* * *

...<Болезнь> для духовной моей части служит некоторым очищением, а в очищении всякий имеет нужду, как бы ни был он крепок... (свт. Григорий Богослов, 16, 38).

* * *

Страдаю от болезни, и радуюсь, не тому, что страдаю, но тому, что могу быть учителем в терпении для других. Ибо, когда не могу сделать, чтобы не страдать, приобретаю страданием то, что переношу его, и благодарю как в радостях, так и в скорбях, будучи уверен, что все случающееся с нами у Слова не без разумной причины, хотя нам и кажется, что нет такой причины (свт. Григорий Богослов, 17, 278–279). Источник.

* * *

...Кто создал душу, Бог сотворил и тело, и Кто исцеляет бессмертную душу, Тот может уврачевать и тело от временных страданий и болезней (прп. Макарий Египетский, 67, 308). Источник.

* * *

Бог часто попускает тебе впасть в болезнь не потому, чтобы Он оставил тебя, но с тем, чтобы более прославить тебя. Итак, будь терпелив... (свт. Иоанн Златоуст, 45, 660). Источник.

* * *

Вот это (терпение в болезни) настоящий мученический венец! Мучеником бывает не тот только, кто, получив повеление (от мучителя) принести жертву (языческим богам), порешил лучше умереть, чем принести жертву; нет, мученичество, очевидно, есть и то, когда человек вообще соблюдает (ради Христа) что-либо такое, чем может навлечь на себя смерть (свт. Иоанн Златоуст, 45, 756). Источник.

* * *

Какой ему вред от болезни тела, когда душа здорова? <...> Для чего ты говоришь мне: тело мое в бедственном положении? Был бы ум твой не поврежден (свт. Иоанн Златоуст, 45, 855).

* * *

Для стяжания славы <истинной>... нет ничего равного терпению, проявляющемуся при болезнях (свт. Иоанн Златоуст, 47, 613).

* * *

Имея какую-нибудь телесную болезнь, мы всеми силами стараемся освободиться от нее, а страдая тяжко от болезней душевных, мы медлим и отказываемся от врачевства. Потому мы не избавляемся и от телесных болезней, что необходимое для нас мы почитаем маловажным, а маловажное – необходимым, и, оставив самый источник зол, хотим очистить потоки (свт. Иоанн Златоуст, 51, 145).

* * *

...Испорченность души есть причина болезней телесных (свт. Иоанн Златоуст, 51, 145). Источник.

* * *

Не одно расслабление телесное есть болезнь, но и грех; и последний еще более первого, так как душа лучше тела (свт. Иоанн Златоуст, 51, 146).

* * *

...Бог часто наказывает тело за грехи души, чтобы от наказания низшей части и высшая получила какое-нибудь врачевание (свт. Иоанн Златоуст, 52, 241).

* * *

...Неужели все болезни от грехов? Не все, но большая часть. Некоторые бывают и от беспечности. Чревоугодие, пьянство и бездействие также производят болезни (свт. Иоанн Златоуст, 52, 242).

* * *

Случаются болезни и для испытания нашего в добре... (свт. Иоанн Златоуст, 52, 242).

* * *

Когда <больной> станет жить от... <заклинаний>, тогда он умер, а когда умрет без них, тогда ожил (свт. Иоанн Златоуст, 55, 427).

* * *

...Болезни происходят от расслабления тела пресыщением (свт. Иоанн Златоуст, 56, 245–246). Источник.

* * *

Если... мы, по причине телесного недуга, не воспользуемся помощью поста и покажем еще большую беспечность, то причиним себе величайший вред (свт. Иоанн Златоуст, 56, 506).

* * *

Когда ты, человек, подвергнешься болезни, вспомни о теле Иова, о святой его плоти, потому что она, и имея такие язвы, была свята и чиста (свт. Иоанн Златоуст, 56, 573).

* * *

...Когда ты подвергнешься тяжкой болезни, и многие будут понуждать тебя облегчить страдание – одни заклинаниями, другие амулетами, третьи какими-либо иными чародейными средствами, а ты ради страха Божия мужественно и твердо перенесешь тяготу болезни и предпочтешь лучше все потерпеть, нежели решиться сделать что-нибудь подобное, – это доставит тебе венец мученичества. И не сомневайся, как мученик мужественно переносит муки истязаний, чтобы не поклониться идолу, так и ты переносишь муки болезни, чтобы не нуждаться ни в чем, исходящем от него <идола> и не сделать того, что он повелевает. Но те муки сильнее? Зато эти продолжительнее, – так что оказываются равны тем, а часто даже и более сильными. В самом деле, когда горячка внутри мучит и сожигает тебя, а ты, несмотря на увещания других, отвергнешь заклинание, то не облекаешься ли ты в венец мученичества? (свт. Иоанн Златоуст, 56, 575).

* * *

...Ты не смущайся... если, изобилуя душевными благами, бываешь смиряем телесными немощами; но представляй, что сие или принесет тебе венцы, или сократит твое самомнение (прп. Исидор Пелусиот, 61, 338). Источник.

* * *

...Болезнь телесная есть противоестественное состояние, когда равновесие стихий преобладанием одной выведено из естественного состояния (прп. Нил Синайский, 72, 07).

* * *

В болезнях прежде врачей и лекарств пользуйся молитвою (при. Нил Синайский, 72, 236). Источник.

* * *

Когда мы крайне тяготимся приключающимися нам расстройствами телесного здравия, ведать должно, что душа наша еще порабощена телолюбию. <Поэтому> как, вещественных <желая> услаждений, не хочет она отрешиться от житейских благ, так великою почитает тяготою – не иметь по причине болезней возможности пользоваться приятными для плотской жизни вещами. Если же она с благодарностью переносит прискорбности из-за болезни, то это знак, что она недалеко от пределов бесстрастия. <Поэтому> с радостью ожидает она тогда и самой смерти, как виновницы вступления в истинную жизнь (блж. Диадох, 91, 35).

* * *

Болезни, в настоящем веке переносимые за истину, не идут в сравнение с услаждением, какое уготовано страждущим за доброе (прп. Исаак Сирин, 59, 277). Источник.

* * *

...Недуги посылает Бог для здравия души (прп. Исаак Сирин, 59, 296).

* * *

...<Видел я> тяжко страждущих, которые телесным недугом, как бы некоторою епитимиею, избавились от страсти душевной... (прп. Иоанн Лествичник, 58, 179).

* * *

Болезнь посылается иногда для очищения согрешений, а иногда для того, чтобы смирить возношение (прп. Иоанн Лествичник, 58, 185). Источник.

* * *

...Будем доблестно переносить временные болезненности, притупляющие в нас жало сласти и избавляющие нас вечных за нее мучений (прп. Максим Исповедник, 91, 270).

* * *

Болящие, примем сие наказание Господне как спасительное, и, благодушно перенося болезнь, будем благодарны за все подаваемое нам (прп. Феодор Студит, 92, 250).

* * *

...Как не отходит тьма, если не приходит свет, так не изгоняется болезнь души, если не придет Тот, Кто болезни наши носит, и не соединится с нами. Когда же придет Он, то прогоняет всякую немощь и всякую болезнь душевную, и дарует здравие душе нашей, почему называется Здравием (прп. Симеон Новый Богослов, 77, 305–306). Источник.

* * *

Болезни полезны для тех, кои только вводятся в добродетельную жизнь, тем, что содействуют им к истощанию и усмирению горячей плоти. Они силу плоти делают слабейшею, грубое перстное мудрование души истончавают, ее же собственную силу соделывают сильнейшею и мощнейшею, по божественному Павлу, который говорит: егда немощствую, тогда силен есмь (2Кор. 12, 10) (прп. Никита Стифат, 93, 115).

* * *

...Иногда для грешников лучше болеть, чем быть здоровыми, когда болезнь содействует им ко спасению. Ибо болезнь притупляет и врожденные побуждения у человека ко злу, и тем, что человек переносит страдания, связанные с болезнью, она, как бы уплачивая долг за соделанные грехи, делает человека способным к принятию сначала здравия души, а затем и телесного здоровья. В особенности это бывает тогда, когда больной, понимая, что здравие зависит от Бога, доблестно переносит беду и с верою припадает к Богу и делами, насколько это позволяют его силы, умоляет о милости (свт. Григорий Палама, 26, 99). Источник.

* * *

Духовный разум научает, что недуги и другие скорби, которые Бог посылает человекам, посылаются по особенному Божию милосердию, как горькие; целительные врачевания больным, они содействуют нашему спасению, нашему вечному благополучию гораздо вернее, нежели чудесные исцеления (свт. Игнатий Брянчанинов, 41, 317). Источник.

* * *

Одр болезни бывает часто местом богопознания и самопознания. Страдания тела бывают часто причиною духовных наслаждений, и одр болезни орошается слезами покаяния и слезами радости (свт. Игнатий Брянчанинов, 42, 517). Источник.

* * *

Недуги тела человеческого суть естественные последствия повреждения естества грехом и злоупотребления телом... (свт. Игнатий Брянчанинов, 43, 415). Источник.

* * *

В болезни учитесь: смирению, терпению, благодушию и Бога благодарению (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 80, 214). Источник.

* * *

...И доктора по Божию благоволению помогают. Поэтому будем молиться (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 97). Источник.

* * *

Бывает, что Бог болезнью укрывает иных от беды, которой не миновать бы им, если бы они были здоровы (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 100). Источник.

* * *

Бог, когда хочет сим образом <сверхъестественно> исцелить, Сам же влагает и силу веры и влечет туда, где благоволит дать исцеление (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 101).

* * *

...Если Господь находит, что для меня лучше не иметь той части сего счастья, которая зависит от здоровья, – буди воля Божия! (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 109). Источник.

* * *

Пошатнутое здоровье может пошатнуть и спасение, когда из уст болящего слышатся ропотные речи и возгласы нечаяния (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 113). Источник.

* * *

Болезнь всех смиряет... а иных против Бога роптать учит... Блюдитесь... (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 122). Источник.

* * *

Потрудились над больными? Благословенный труд: ибо и тут приложимо утешительное слово: болен бех и посетисте Мене (Мф. 25, 36) (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 90). Источник.

* * *

Весело смотрите в глаза болезни... Благодушествуйте! Верно вас что-нибудь опасное встретило бы в дороге. Вот Господь и посадил, или положил вас дома... (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 113–114). Источник.

* * *

...Стойте в вере, что болезнь от Бога и во благо вам, – и когда сделает свое дело, отойдет... и здравы будете... (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 114). Источник.

* * *

Есть болезни, на излечение <которых> Господь налагает запрет, когда видит, что болезнь нужнее для спасения, чем здоровье (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 84, 167).

* * *

Один праведный пустынножитель, заметив, что больной ученик его частыми вздохами изъявлял нетерпение, сказал ему: «Не малодушествуй, сын мой! Тело твое, изнуренное недугом, может быть спасительным врачевством для души твоей. Если ты подобен железу по делам твоим, то огонь страдания очистит тебя от ржавчины; если же ты золото, то сей огонь придаст более блеска твоей добродетели» (117, 79).

* * *

Некоторый старец часто подвергался болезни. Случилось ему в течение одного года не болеть; старец очень скорбел об этом и плакал, говоря: «Оставил меня Господь мой и не посетил меня» (107, 495). Источник.

* * *

В горе Нитрийской был один чудный муж по имени Вениамин. Его добродетельная жизнь длилась восемьдесят лет. За восемь месяцев до своего успения он заболел водянкой. Тело его распухло так, что по страданиям он был другим Иовом в наши времена. Епископ Диоскор, бывший тогда пресвитером горы Нитрийской, послал епископа Палладия с блаженным Евагрием посмотреть на нового Иова, который при такой болезни сохраняет необыкновенное благодушие. Пришедши, они взглянули на его тело: оно так опухло, что кистями обеих рук нельзя было обхватить его мизинца. Не в силах будучи смотреть на такую страшную болезнь, братья отвратили от него глаза свои. Тогда блаженный Вениамин сказал нам: «Помолитесь, чада, чтобы мой внутренний человек был здоров». В те восемь месяцев он постоянно сидел на стуле огромного размера, потому что лечь не мог. И в таком неисцельном недуге он еще врачевал других от различных болезней (102, 38–39).

* * *

Авва Полихроний рассказал нам, что в монастыре Пентуклы был один брат, весьма внимательный к себе самому и строгий подвижник. Но он был обуреваем страстью блуда. Не вынеся плотской брани, вышел из монастыря и отправился в Иерихон, чтобы удовлетворить свою страсть. Но лишь только вошел <брат> в жилище блудницы, как вдруг весь был поражен проказой. Увидев это, он немедленно возвратился в монастырь, благодаря Бога и говоря: «Бог послал мне эту болезнь, да спасет мою душу». И воздал великую хвалу Богу (103, 19).

* * *

Диавол ожесточил сердце диакона Евагрия, и он, будто пылкий юноша, опять впал в самомнение и колебался душою, ни с кем не говоря ни слова; переменил одежду, и ум его обуяло ораторское тщеславие. Но Бог, Который удерживает всех нас от погибели, поверг его в тяжелую болезнь. В продолжение шести месяцев его плоть пришла в изнеможение, и врачи потеряли надежду на излечение. Блаженная Мелания <Римляныня> сказала: «Не нравится мне, сын мой, долгая болезнь твоя, скажи же мне, что у тебя на душе, ибо не эта твоя настоящая болезнь». Он признался ей во всем, что случилось с ним в Константинополе, что там он был уязвлен страстною любовью к одной женщине знатного рода. Блаженная сказала ему: «Дай мне перед Богом слово, что ты решишься вести монашескую жизнь, и хотя грешница я, но помолюсь о тебе Господу, чтобы даровал тебе Бог время на исправление жизни». Евагрий согласился и, по молитвам блаженной, в несколько дней выздоровел. Получив от нее иноческую одежду, он ушел на Нитрийскую гору, где прожил два года, а на третий удалился в пустыню (102, 223–224).

* * *

Святой Григорий в Слове о смерти праведных говорит: «Был некоторый раб, бедный имуществом, но богатый добрыми делами. Он долгое время был болен, и болезнь его была такова, что он не только не мог встать со своего одра, но не мог даже повернуться с одной стороны на другую и не мог поднести руки к устам своим. Мать и братья ходили за ним, а добрые люди посылали ему Христа ради подаяние, которое руками матери и братьев он тоже раздавал убогим. Он был неграмотный, но любил слушать чтение о божественном, этим утешался в болезни и непрестанно прославлял Бога. Когда приблизился к нему час смертный, он стал громко петь и славить Господа, и просил петь всех, кто пришел навестить его. Вдруг больной воскликнул: «Молчите! Молчите! Неужели вы не слышите, какое необычайное пение раздается на небесах!» С этими словами он скончался, и дом наполнился благоуханием от его тела» (113,407).

* * *

Жил некогда в Антиохии богатый и знатный человек. Однажды он впал в болезнь, которая была так тяжела, что правое око его вышло наружу. Много денег он раздал врачам, но пользы никакой не получил. Случайно он узнал о святой жизни Иоанна Златоустого, который жил в то время в одном из монастырей. Больной пришел к нему, пал к его ногам и стал просить исцеления. Святой сказал ему: «Болезнь пришла к тебе за твою ложь и твое маловерие. Но если всей душой уверуешь в то, что Бог силен исцелить тебя, и дашь обещание исправить свою жизнь, Бог исцелит тебя». Больной воскликнул: «Верую и сотворю все, что ты повелел мне, отче!» С этими словами он взял часть одежды святого и возложил ее на главу свою и на больное око. При этом болезнь тотчас оставила его, око встало на свое место, и больной стал здоров (113, 146–147).

* * *

Две монахини женского монастыря весьма тяжко и долго болели, так что наконец были не в силах переносить своего положения. На помощь врачей уже не было надежды. Послали они к святителю Афанасию, патриарху Константинопольскому, и умоляли его исходатайствовать им у человеколюбивого Господа облегчение от болезни. «Я желал бы, – отвечал им святой, – чтобы вы еще потерпели временно, для принятия большей награды в вечности; но так как вам недостает терпения, то помолитесь в эту ночь Пресвятой Богородице и завтра получите от Нее исцеление». Слово святителя Афанасия исполнилось. К утру больные, человеколюбием Божиим и благодатию Царицы Небесной, стали здоровы (95, 310).

* * *

Блаженный Пимен больным и родился и вырос, в недуге этом остался чист от всякой скверны и не познал греха. Много раз просил он родителей отпустить его в монастырь, но они, любя сына и желая сделать его своим наследником, запрещали ему. Когда же он изнемог окончательно, они принесли его в Печерский монастырь. Все молились о его выздоровлении, он же молился не об исцелении, а об умножении болезни. И его молитва превозмогла все другие. Желанием юноши по-прежнему оставалось принятие ангельского образа в иноческом постриге, о чем он усердно и молился Господу. Как-то ночью явились ему светлые юноши и, воспросив его, постригли его в великий ангельский образ и надели на него мантию и куколь. Много лет пробыл блаженный Пимен в той тяжкой болезни. Служившие ему гнушались им и много раз, по два и по три дня, оставляли его без пищи и воды. Он же терпел с радостью и за все благодарил Бога. Рядом с ним был такой же больной. Иноки же, будучи небрежны в служении им, забывали про больных, а те изнемогали от жажды. Наконец, Пимен сказал другому больному: «Такой смрад от нас, что служащие гнушаются нами. Если Господь восставит тебя, можешь ли ты взять на себя эту службу?» Тот обещал блаженному до своей смерти служить больным. Пимен сказал: «Вот Господь снимает с тебя болезнь твою, теперь исполни обет твой, служи мне и подобным мне. На тех же, которые нерадят об этой службе, Господь наведет лютую болезнь, чтобы могли спастись, принявши такое наказание». Тотчас же больной встал и стал служить ему. На нерадивых, не хотевших служить тем больным, напал недуг по слову блаженного.

Однажды исцелившийся брат погнушался смрада, шедшего от Пимена, оставил его без пищи и питья. Брат этот лежал в отдельной комнате, и вдруг огнем стало жечь его, так что он не мог встать три дня и, не стерпев жажды, стал кричать: «Помилуйте меня. Господа ради! Умираю от жажды!» Когда сказали о его недуге Пимену, он ответил: «Что человек посеет, то и пожнет, он оставил меня без воды, солгал Богу и презрел мою худость, с ним сделалось то же. Но мы не научены воздавать злом за зло. Пойдите и скажите ему: «Зовет тебя Пимен. Встань и приди сюда».

Только сказали больному эти слова, он тотчас стал здоров, встал и пришел к блаженному. Блаженный обличил его: «Маловер! Вот ты стал здоров, не согрешай более. Разве ты не знаешь, что одинаковую награду получают и больной и служащий ему? Бог же, через меня исцеливший тебя от твоего недуга, может и меня поднять с постели и исцелить мою немощь; да я сам не хочу. Лучше мне всему изгнить в этой жизни, чтобы только там тело мое было без тления, и смердный запах обратился бы в неизреченное благоухание...» В день своей кончины преподобный Пимен выздоровел. Он обошел все кельи и кланялся всем до земли, просил прощения и объявлял о своем исходе из этой жизни (101, 152–157).

* * *

Один поселянин просил преподобного Кирилла Белозерского помолиться о его больном товарище, у которого из уст и ноздрей текла кровавая пена; но старец, милостивый ко всем, на сей раз даже не позволил больному лежать за оградою, другу же его сказал: «Поверь мне, чадо, что болезнь сия приключилась ему в наказание за прелюбодеяние; если он обещает, что исправится, верую, что Господь его исцелит; если же нет, то еще горше пострадает». Когда больной узнал слова святого, то устрашился обличения и обещал исправиться; от чистого сердца исповедал он все свои согрешения святому и по его молитве исцелился не только телесно, но и душевно, приняв епитимию для очищения грехов (116, 306).

* * *

Брат вопросил старца, говоря: «Есть два брата, один безмолвствует в келье своей, продолжая пост до шести дней в седмицу и много налагая на себя трудов, другой же служит больным. Которого дело приятнее Богу?» Говорит ему старец: «Хотя бы тот брат, который держит пост в течение шести дней, за ноздри повесил бы себя, и тогда он не может сравняться с тем, который услуживает больным» (98, 378).


Источник: Сокровищница духовной мудрости : Антология святоотеческой мысли в 12 томах - Издательство Московской Духовной Академии и Введенской Оптиной Пустыни, 2007-2011.

Комментарии для сайта Cackle