архиепископ Евсевий (Орлинский)

(1806–1883)

Беседы

Догматическое богословие

Переводы

Письма

архиепископ Евсевий (Орлинский)
архиепископ Евсевий (Орлинский)

Занимал последовательно Винницкую, Самарскую, Иркутскую и Могилёвскую кафедры. Был ректором Московской и Санкт-Петербургской духовных академий. Член Святейшего Синода. Богослов, духовный писатель, публицист, миссионер, благотворитель.

Биография

В миру Евфимий Поликарпович Орлинский, родился 21 декабря/2 января 1806 года в селе Чёрный Верх Белёвского уезда Тульской губернии, в семье дьячка.

Обучался в Белёвском духовном училище, Тульской духовной семинарии, где с 9 сентября 1826 г. исполнял обязанности «лектора» по среднегреческому языку.

Ревизовавший семинарию в 1828 г. проф. МДА прот. Феодор Голубинский избрал Орлинского для отправки на обучение в Московскую духовную академию. В академии его другом стал А. В. Горский. Окончил МДА в 1832 г., 29 мая того же года возведен в степень магистра «священных и обыкновенных человеческих наук» и пострижен в монашество с именем Евсевий.

1 июля рукоположен во иеродиакона, 3 июля - во иеромонаха.

29 августа 1832 г. удостоен степени магистра богословия и назначен инспектором и профессором церковной истории и греческого языка Вифанской духовной семинарии, с 20 ноября того же года преподавал древнееврейский язык, с конца 1834 г.- пастырское богословие.

15 сентября 1833 г. удостоен звания соборного иеромонаха при московском Донском монастыре.

25 ноября 1834 г. назначен инспектором и профессором по классу философии в Московской духовной семинарии. В августе 1838 г. назначен инспектором и бакалавром богословских наук в МДА, 15 октября того же года возведен в сан архимандрита, 28 октября стал членом академической конференции.

30 мая 1840 г. назначен экстраординарным профессором, читал лекции по новому предмету - церковному законоведению.

С 14 сентября 1841 г. - ректор Московской духовной академии, в нояб. утвержден в должности. Поддерживал в академии строгий порядок.

Ревизовал Нижегородскую (1840), Саратовскую (1840), Тульскую (1843), Рязанскую (1843), Калужскую (1843), Костромскую (1845), Вологодскую (1845), Вифанскую (1846) семинарии.

9 апреля 1842 г. назначен настоятелем московского Богоявленского монастыря.

31 августа 1845 г. назначен настоятелем Высокопетровского монастыря.

В январе 1847 г. был назначен ректором Санкт-Петербургской духовной академии. В академии читал лекции по евангельской истории и о евангелистах.

4 марта того же года был наречен, а 9 марта - хиротонисан во епископа Винницкого, викария Подольской епархии, и одновременно назначен настоятелем шаргородского Никольского монастыря. Хиротонию в Казанском соборе Санкт-Петербурга возглавил Новгородский и Санкт-Петербургский митр. Антоний (Рафальский).

15 марта 1847 г. на него была возложена обязанность наблюдения за преподаванием Закона Божия в учебных и воспитательных заведениях всех ведомств в Санкт-Петербурге и его окрестностях. 7 апреля того же года назначен председателем Комитета для рассмотрения конспектов преподавания учебных предметов в духовных семинариях.

В 1849 г. ревизовал Псковскую, Могилёвскую, Смоленскую и Тульскую семинарии.

Преобразовал журнал «Христианское чтение» по образцу журнала «Прибавления к Творениям святых отцов в русском переводе», организовав более системный (в полном виде, а не в отрывках) перевод творений свт. Иоанна Златоуста и церковных историков (Евсевия Кесарийского, Сократа Схоластика, блж. Феодорита Киррского, Евагрия Схоластика и др.), благодаря чему продажа журнала стала приносить доход.

10 декабря 1850 г. был перемещен в Самару (вскоре после учреждения Самарской губ.), куда прибыл 28 марта 1851 г. 30 марта учредил епархиальное управление, 31 марта открыл и возглавил Самарскую и Ставропольскую епархию.

Особую заботу проявил о духовном училище, переведенном из Ставрополя в Самару, пожертвовал для его библиотеки 300 наименований книг (700 томов), впоследствии присылал автографы своих проповедей. Предложил преобразовать училище в семинарию (семинария открылась после его отъезда, в 1858).

При нем в 1853 г. был основан бузулукский Преображенский монастырь. Принял участие в становлении самарской Иверской женской общины (с 1860 - монастырь). Немало внимания уделял миссионерской деятельности среди молокан. Ежегодно по нескольку раз объезжал епархию, прекрасно знал статистику губернии.

3 ноября 1856 г. был переведен на Иркутскую и Нерчинскую кафедру, 31 марта 1858 г. возведен в сан архиепископа.

Ввел в Иркутской духовной семинарии преподавание монгольского языка. 25 мая 1857 г. совершил таинство Крещения над главным тайшой тунгусских бурят З. Хамаковым, в сентябре того же года крестил еще 720 чел. Много путешествовал по епархии, проезжая в день до 100 верст, зимой спускался в низовья р. Ангары, от устья Илима до Илимска (где нельзя было проехать летом), посещал Кяхту, оставил дневниковые записи о путешествиях. Участвовал в отправке в Китай в 1857/58 г. 14-й Пекинской духовной миссии. В 1858 г. обновил раку для мощей Иркутского свт. Иннокентия (Кульчицкого).

29 августа 1860 г. переведен на Могилёвскую кафедру. Выехав из Иркутска 24 ноября 1860 г., прибыл в Могилёв 29 января 1861 г.

Заботился о постройке, об обновлении, об украшении десятков церквей в Могилёве и в провинции, собирая для этого средства по всей России и за границей, ходатайствуя перед Святейшим Синодом о выделении субсидий. Здание Могилёвской духовной семинарии было капитально отремонтировано и расширено, Гомельское духовное училище было переведено в другое здание, в Мстиславском духовном училище открыта аптека. Архиеп. Евсевий заботился об улучшении миссионерской деятельности среди старообрядцев, штундистов, униатов, с 1866 г. начал создавать противораскольнический отдел при Могилёвском православном братстве. С 1861 по 1878 г. произнес в епархии более тысячи поучений, проповедей. Многократно проводил беседы с прихожанами.

С 8 мая 1862 по 21 июля 1864 г. был присутствующим в Синоде, участвовал в открытии 17 января 1863 г. при Синоде Присутствия по улучшению быта православного белого духовенства. Узнав о начале Польского восстания 1863-1864 гг., исходатайствовал отпуск в епархию, куда прибыл 9 мая 1863 г. и 19 июня предпринял поездку по епархии. Руководивший подавлением восстания ген.-губернатор Северо-Западного края М. Н. Муравьёв просил о продлении его отпуска до 1 ноября того же года.

Был почетным членом конференций СПбДА (1859) и МДА (1871).

16 апреля 1878 г. стал членом Синода.

Из-за ухудшения его здоровья с июля 1882 года епархией временно управлял Муромский еп. Иаков (Кротков), викарий Владимирской епархии.

6 октября 1882 г. архиеп. Евсевий по своему прошению был уволен на покой в могилёвский Богоявленский монастырь с оставлением в звании члена Синода и пенсией в 2 тыс. р.

Скончался 21 февраля 1883 года в Могилёве. Погребен 24 февраля в Спасской церкви Могилёвского архиерейского дома близ иконостаса на южной стороне. Отпевание совершал Могилёвский еп. Виталий (Гречулевич).

Собрал большую библиотеку, которую завещал Могилёвским духовным семинарии и училище (1,48 тыс. наименований), Могилёвскому мужскому и Буйничскому женскому училищам, Могилёвскому архиерейскому дому и церкви родного села Чёрный Верх.

Многочисленные беседы, поучения, проповеди вл. Евсевия печатались в «Прибавлениях к Творениям святых отцов в русском переводе», «Душеполезном чтении», «Христианском чтении» и др. Собрание проповедей выдержало несколько изданий, некоторые из них были помещены в качестве образцов в сборнике «Избранные поучения двенадцати архипастырей Русской Церкви, с их портретами» (М., 1861. С. 396-444). Большую часть бесед посвятил нравственным вопросам, в т. ч. проблеме христианского воспитания детей. Занимался исправлением службы равноапостольным Кириллу и Мефодию.


Сочинения

  1. О семейных обязанностях. М., 1844;
  2. О воспитании детей в духе христ. благочестия. М., 1844. СПб., 18774;
  3. О божественности христ. религии. М., 1845;
  4. Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов: Пер. с греч. М., 1846;
  5. Размышления на молитву Господню. М., 1847, 18514;
  6. Размышления о страданиях Господа нашего Иисуса Христа. СПб., 1848. М., 18594;
  7. Беседы о седьми спасительных таинствах правосл. и католич. Церкви. СПб., 1849, 18725;
  8. Утешение в скорби и болезни. CПб., 1849. М., 1996;
  9. Беседы на воскресные и праздничные Евангелия. М., 1855, 18763. 2 ч.;
  10. О христ. надежде и любви: Поучения. М., 1858; Беседы к своей душе. М., 18592;
  11. Наставления священникам, служащим между язычниками и новообращенными к православной вере. СПб., 1860;
  12. Беседы о пьянстве. М., 1862;
  13. Беседы о христианской свободе к получившим свободу от крепостной зависимости. М., 1862. СПб., 18642;
  14. О православной вере: Поучения, предложенные по порядку пространного катехизиса правосл. Церкви. СПб., 1863. 3 кн., 18773. 2 кн.;
  15. Беседы на 1-е соборное послание св. ап. Иоанна Богослова. СПб., 1864, 18802;
  16. Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола. М., 1867. 2 ч.;
  17. Беседы о евангельских блаженствах. СПб., 1867;
  18. Беседы о спасении рода человеческого чрез единородного Сына Божия. СПб., 1867;
  19. Проповеди. СПб., 1870. 2 т.;
  20. Размышления на Символ веры. СПб., 1871;
  21. Беседы на св. Евангелие от воскресения Лазаря до сошествия Св. Духа. СПб., 1875, 18802. 2 ч.;
  22. Выгоды ближайшей зависимости народных уч-щ от церквей // Могилёвские ЕВ. 1883. № 1. С. 17-19;
  23. Переписка с прот. А. В. Горским // ЧОЛДП. 1884. Ч. 3. С. 1-29;
  24. Письма к А. В. Горскому (1847-1850) // ПрТСО. 1886. Ч. 37. С. 699-855;
  25. Письма к А. В. Горскому // БВ. 1914. № 10/11. С. 534-610;
  26. О таинствах. М., 1903; Энциклопедия воспитания маленького христианина. М., 2003, 2007.