Азбука веры Православная библиотека архиепископ Евсевий (Орлинский) К биографии Могилевского архиепископа Евсевия (Орлинского)
Н.М. Иващенко

К биографии Могилевского Архиепископа Евсевия (Орлинского)

Источник

После покойного Могилевского архиепископа Евсевия (Орлинского) осталась не лишенная некоторой доли интереса рукопись. Происхождение ее относится ко времени начала служения преосвященного Евсевия в сане епископа. Рукопись эта – дневник преосвященного Евсевия, веденный последним собственноручно и с большою тщательностью, начиная с 1-го апреля 1851 г. по 6-е декабря 1878 г.1 Дневник преосвященного: Евсевия не отличается особенным богатством и разнообразием своего содержания. Преосвященный Евсевий делал в нем свои заметки почти исключительно о тех церковных службах, в которых он принимал непосредственное участие, а также о произнесенных им, как за упомянутыми службами, так и по другим случаям, словах, беседах и поучениях. Иначе говоря, дневник преосвященного Евсевия это – хронологический указатель церковных служб, в которых участвовал он сам лично, и произнесенных им слов, бесед и поучений. Все заметки дневника отличаются необыкновенной краткостью и лаконизмом. Некоторые состоят всего лишь из нескольких слов, как напр.: «литургия и поучение», «литургия и слово», «канон и поучение», «всенощное», «молебен» и. т. п. На ряду с указанными заметками вн дневнике преосвященного Евсевия встречаются изредка и другие, касающиеся главным образом тех или других случаев из его жизни и служения церкви, как напр.: перевода его из одной епархии в другую, вызова в С.-Петербург для присутствования в Св. Синоде, награждения его знаками отличия, посещения им епархий, хиротоний, приезда к нему других архипастырей и др.

При всей своей краткости некоторые из заметок преосвященного Евсевия очень характерны и для биографа его нередко могут служить весьма ценным указанием при освещении того или иного события из жизни и деятельности покойного Могилевского архипастыря. Такова, напр., заметка преосвященного Евсевия о прибытии его в город Могилёв по назначении его на Могилевскую архиерейскую кафедру. «1861 г. Генваря 30. – В г. Могилеве – в кафедр. Соборе – при встрече меня Ректор Семинарии Архим. Павел произнес речь. – Литургия. Слово на слова Ап. Петра: Блогодать вам и мир да умножатся (1Петр.1:2). Блогодарственный молебен по случаю блогополучного моего прибытия из Иркутска сюда, с возглашением многолетия Высочайшей фамилии. – Народа в церкви было довольно, но немного.»2 Последния слова указывают очевидно на характер того приема, который был оказан преосвященному Евсевию в Могилеве. Прием этот не отличался по-видимому особенной сердечностью, а скорее был сдержанным и даже холодным. Какой разительный контраст представляет собою эта первая встреча преосвященного Евсевия в Могилеве с последними проводами его в том же Могилеве к месту вечного упокоения! Если встретить своего архипастыря немного нашлось желающих, то отдать ему последний свой долг явилось, по словам очевидцев, несколько тысяч человек.

Дневник преосвященного Евсевия знакомит нас с двумя только сторонами его архипастырской деятельности: церковно-богослужебной и проповеднической. Как в том, так и в другом отношении личность преосвященного Евсевия является далеко заурядной и даже, можно сказать, своего предшественника в вольно таки расстроенном приведении ее в должный вид, преосвященный Евсевий, не смотря на то, что управление епархией отнимало у него большую часть времени, почти весь свой досуг посвящал церковным службам и редкая из них не сопровождалась проповеданием им слова Божия.

С 1861-го по 1878-й год преосвященный Евсевий совершил в пределах Могилевской епархии 3086 различных церковных служб. Из них 712 совершены были им исключительно в сельских приходских храмах Могилевской епархии при обозрениях последней. Обозревал Преосвященный Евсевий Могилевскую епархию почти ежегодно.3 В поездках по епархии его всегда сопровождала архиерейская свита, так как в каждом почти обозреваемом приходе преосвященный Евсевий служил или всенощное бдение, или литургию, или же и то, и другое. Возьмем, напр., записанное в дневнике преосвященного Евсевия обозрение им Могилевской епархии в мае и июне 1873 года.

«15. В Барколабовск. женск. монастыре. 1. Всенощное.

16. Там же. – 1. Литургия и слово на слова: Иисус Христос вчера и днесь той же и во веки.

16. В г. Быхове. – Всенощное и слово: Господь же убо, по глоголании Его к ним, вознесеся на небо и седе одесную Бога.

17. Там же. – Литургия и слово на слова: Мужие Галилейстии! что стоите, зряще на небо... идуща на небо.

18. Чигиринка. – Литургия и слово: Аз есмь путь, и истина и живот.

19. Тихиничи. – 18. Всенощное 19. Литургия и слово на слова: Аще любите Мя, заповеди Моя соблюдите.

– В г. Рогачеве. – Всенощное.

Там же. Литурпя и слово на слова: Се есть живот втьчный... Бисус Христа (1оан.17:3). Молебен по табели.

20. Жлобин. – Всенощное.

21. Там же. – Литургия и слово на слова: Аз есмь дверь... и пажить обрящете.

– Стрешин. – Всенощное.

22. Там же. – Литургия и слово на слова: Се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века.

23. Кошелево. – Всенощное.

24. Там же. – Литургия и слово на слова: Изыдох от Отца, и приидох в мир, и паки оставляю мир, и иду ко Отцу (Ин.16:28).

– Уваровичи. – Всенощное.

25. Там же. – Литургия и слово на слова: Рече Господь: Отче! Хощу, да идеже есмь. Аз и тии будут со Мною, да видят славу Мою, юже дал еси мне.

– Старая Белица. – Всенощное.

26. Там же. – Литургия и слово на слова: Симоне Ионин! любиши ли Мя паче сих и пр. (Ин.21:15).

– В г. Гомеле – в Троицкой церкви. – Всенощное.

27. Там же. – Литургия и слово на слова: Аще кто жаждет, да приидет ко Мне, и пиет – Вечерня и молебен Св Троице.

– Носовичи. – Всенощное и слово: приимите Духа Свята.

28. Гордуны. – Литургия и слово на слова: Господи! камо пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего камо бегу... десница Твоя. – Молебен Св. Троице

– Уть. – Всенощное.

29. Там же. – Литургия и слово: Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят.

– Красная Буда. – Всенощное.

30. Там же. – Литургия и слово на слова: Исполняйтесь Духом, глаголюще себе во псалмех... в сердцах ваших Господеви.

– Ново-Юрковичи. – Всенощное и слово на слова: Мир вам, из читан. Еванг.

31. Старо-Юрковичи. – Литургия и слово на слова: Во имя Отца, и Сына и Св. Духа.

– Завидовка. – Поучение на слова: Ищите прежде царствия Божия и правды его, и сея вся приложатся вам.

– Кузьминичи. – Всенощное.

Июня 1. Там же. – Литургия; слово на слова: Духа не угашайте.

– Крупец. – Всенощное.

2. Жгунь. – Литургия. Слово на слова: Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят.

– г. Гомель. – Всенощное.

3. Там же. – Литургия и слово на слова: Всяк, иже исповесть Мя пред человеки... отвергусь и Аз пред Отцем Моим, Иже на небесех. – О важности и необходимости внешнего блогочестия.

– Радуга.–Всенощное и слово на слова из читан. Евангелия; Рече Мариам: яко призре на смирение рабы Своея.

4. Шерстин. – Литургия и слово на слова: Ищите прежде царствия Божия и правды его, и сия вся приложатся вам.

– Чечерск.–Всенощное.

5. Там же. – Литургия и слово на слова: Марфо, Марфо... благую часть избра, яже не отнимется от нея.

6. Старые Журавичи. – Литургия и слово на слова: Рече Господь: не всяк глоголяй Ми: Господи! Господи! внидет в царствие Божие, но творяй волю Отца Моего.

7. Кузьковичи. – Литургия и слово на слова: Что страшливи есте маловери?4

Это совершение преосвященным Евсевием церковных служб в каждом почти обозреваемом им приходе заслуживает особенного внимания. Архиерейские служены в сельских приходских храмах вообще крайне редки. Бывают они там лишь в особых, исключительных. случаях: по поводу, напр., освящения нового храма, и т. п. Поэтому совершенно естественно, что служения эти привлекают всегда массу богомольцев, приходящих нередко издалека, производит на них сильное впечатление невиданной еще последними торжественностью и благолепием и надолго остаются у них в памяти. И преосвященному Евсевию это было хорошо известно. Вот почему при обозрениях своей епархии он неутомимо совершал церковные службы, не смотря на все неудобства довольно продолжительных путешествий с многочисленной архиерейской свитой. Не менее важное значение имели служения преосвященного Евсевия в сельских приходских храмах и в другом отношении. Привлекая своею необычайностью значительное количество молящихся, они давали ему всякий раз весьма удобный случай, для проповеди слова Божия, для архипастырского наставления и научения Своих пасомых. Властное, авторитетное слово архипастыря нигде не найдет себе более плодотворной почвы, нигде не будет так убедительно и действенно, как именно в подобных случаях, при посещении архипастырем нередко самых глухих и отдаленных уголков своей епархии. И преосвященный Евсевий никогда не оставлял без внимания столь удобного для проповеди случая. Напротив, он как бы сам создавал его и всегда широко им пользовался. Доказательством этого служит собственноручный его дневник. С личной любовью преосвященного Евсевия к совершению церковных служб соединялось здесь и его глубокое знание психологии простого народа и мудрая его архипастырская предусмотрительность. Нисколько не удивительно поэтому, что служение и проповеди преосвященного Евсевия привлекали всегда значительное число слушателей и при том не одних только православных, но даже, как это видно из записей его дневника, и католиков. Последний факт весьма знаменателен, так как имел место в епархии, где население по вероисповеданию смешанное, причем взаимное отношение его между собою на почве религиозной и доселе оставляет желать много лучшего. Долгая и упорная пропаганда латинства, продолжающаяся в Белорусском крае и по настоящее время, пропаганда, с которой православная церковь с давних пор ведет непрерывную борьбу, никоим образом не могла содействовать такому возвышению авторитета православного епископа, чтобы его шли слушать даже католики, которым строго на строго запрещено ксендзами и к простым-то православным «попам» идти, а тем более к их епископу.

* * *5

Преосвященный Евсевий очень усердно относился к своей обязанности учителя церкви или проповедника, возложенной на него званием архипастыря. Как видно из его дневника, он не пропускал без проповеди слова Божия почти ни одной литургии, которую совершал.6 Это не было для него затруднительно: он обладал легкою и обильною производительностью и составление проповедей давалось ему не трудно. При его живой и богатой мысли и при всегда действенном в нем чувстве веры, у него сами собой текли с пера, на бумагу слова назидания. И слово, написанное зараз, без долгого раздумывания, выходило словом сильным, основательным и впечатлительным. Это было ясное слово, носившее в себе духовный свет на разные предметы христианской мысли, и сообщавшее его и простым и ученым людям, приходившим в церковь по движенью благочестивого чувства. Современники могли не поражаться им, но они не могли не признать, что с ними или к ним говорит умный человек и христиански образованный пастырь, желающий всем передать церковное учение, свои здравые суждения и доброе благочестивое настроение. Выбором материала не свободно распоряжается личное чувство проповедника. Пред его умом носится общая совокупность христианского учения, как предмет веры, обязательный для всех христиан, и из готовой сокровищницы он берет материал для назидания своих слушателей, большею частью по указанно церковного (евангельского или апостольского) чтения. Предмет проповеди таким образом подсказывается как бы отвне, а не извлекается из груди оратора, занятого тесною думою, и к ней старающегося преклонить умы и сердца слушателей. При таком методе выбора проповеднического материала не всегда удобный доступ на церковную кафедру находит прихотливая и изменчивая современность, с ее частными запросами, болезнями и недостатками. Проповедь Евсевия общего характера по своему содержанию, но чрез это общее в разных местах все же проторгаются отголоски времени. Да иначе и быть не могло, потому что на мысли его, распоряжавшейся богатством проповеднического материала, не могло не отразиться его время, хотя некоторыми своими сторонами, и чувство современности в иной час склоняло проповедь Евсевия к ответу на те или иные явления, переживаемые знакомыми ему поколениями.

При выборе матери для проповеди преосвященный Евсевий большею частью поступал самым прямым и обыкновенным путем, употребляемым в церкви еще с древних времен. Он обращал вниманье на дневное Евангелие, иногда апостольское чтение и здесь выдвигал какой-либо текст, из которого развивал главную мысль своей проповеди. Событие, дающее смысл празднику или случай, по которому совершается в церкви богослужебное торжество, например, в царские дни, имеет для него здесь значение и часто определяет выбор материи для проповеди, в особенности когда этот случай воспоминается или представляется в евангельском чтении. Таким образом, разные случайные предметы дают содержание проповедям Евсевия, по вызову евангельских чтений или других соприкосповенных обстоятельств!.. Проповедник говорит то о необходимости веры, то о последовании воле Божией, то о подлежащем чествовании праздников, то о братолюбии или любви ко врагам, то о милосердии, – везде мы видим тонкое нравственное чувство, образованное и развитое христианским или евангельским словом.

После этих общих замечаний мы перейдем к более частному разбору проповедей преосвященного Евсевия, насколько то возможно по имеющимся в его дневнике кратким заметкам.

Преосвященный Евсевий почти всегда указывает в своем дневнике место, где им сказана была та или иная проповедь, текст, на который она была сказана, а иногда в нескольких словах и главное ее содержание.7 Так, напр.: «Слово на слова: Ныне отпущаеши раба твоего Владыко... спасение твое. О том, как мы должны проводить жизнь, чтобы питать надежду переселиться в вечность с миром»; «Слово к причастникам: Чашу спасения прииму и имя Господне призову. Причащение Св. Таин обязывает к непрестанному призыванию Господа или к непрестанной молитве»; „Слово на слова: Христос пострада по нас, нам оставил образ, да последуем стопам Его. Оставил образ: а, в своем учении; б, в своем примере; в, в своих истинных последователях, или в примерах св. Апостолов, мучеников и др. святых и в учении св. учителей“ и т. п.8 По таким кратким замечаниям преосвященного Евсевия можно судить до некоторой степени и о характере содержания его проповеди.

Господствующее направление проповеди преосвященного Евсевия можно назвать нравственно-практическим направлением.

Трудно, и нет особенной надобности, для уяснения содержания проповеди преосвященного Евсевия и в частности его нравоучения, подробно передавать все разнообразие нравственных уроков, предлагаемых его проповедным словом. В той нравственно-практической сфере, в которой вращается мысль нашего проповедника при служении церковному слову, он держится большею частью общих сторон и из общей системы христианского нравоучения извлекает для назидания слушателей уроки хотя живые и близкие сердцу человека, но в то же время довольно общие, не имеющие на себе печати новизны и не отличающиеся своеобразною оригинальностью. Местные и временные отношения, в которых он находился, мало и редко определяли направление и содержание его назиданий. Христианское сознание, живо действующее в благочестивом члене церкви, чувство веры и ревности о спасении братий своих указывали ему материи, о которых он говорил с церковной кафедры слушателям, вверенным его пастырскому руководству. В его проповедях предлагаются советы и наставления, пригодные и полезные всякому человеку, находящемуся под игом греха и желающему освободиться от этого тяжелого ига, выражаются чувства, какие питала и питает душа человека-христианина, видящего свое тяжелое, бедственное состояние на земле и вместе с тем все бесконечное величие божественной Любви, нас спасающей. Ныне многие с предубеждением или даже прямо с пренебрежением относятся к проповедям, раскрывающим общегодное христианское нравоучение. В наше время заслуживают внимание и высоко ценятся только те проповеди, которые служат современности или занимаются современными вопросами, и чем рельефнее изображают они болезни века, чем больше раздражения доставляют они болеющему поколению смелым раскрытием язв его, тем считаются выше. Но мы характеризуем проповедь покойного архипастыря не для похвалы ему и не для осуждения, а для того только, чтобы дать читателю более ясное представление о ней. При этом мы не можем не заметить, что считаем нужным и стоющим внимания оба направления проповеди, – и то, которое поставляет главною задачею для себя раскрытие святого закона христианской жизни, данного в Евангелии, – и то, которое ставит для себя задачею борьбу с болезнями и заблуждениями современности.

Мы назвали преобладающее направление проповеди преосвященного Евсевия нравственно-практическим. Но это не нужно понимать слишком строго. Преобладающее нравственно-практическое направление отнюдь не исключает, рассуждений и вопросов теоретического свойства и разъяснение предметов веры и богослужения для назидания слушателей. Тайна домостроительства Божия о нашем спасении стоит пред взором всякого проповедника и он не может не касаться ее. У преосв. Евсевия есть богословствование о тайне воплощения Сына Божия, чрез которую совершилось наше пакибытие; есть размышления о Божеском величии Иисуса Христа и Его Божественных совершенствах, о поклонения Богу духом, о пути в обители небесные чрез веру в Иисуса Христа, о величии нашего звания во Христе, о важности и необходимости пребывания в Церкви Христовой, о состоянии Иисуса Христа во гробе; говорит он о даровании нам блогодати Св. Духа и изображает величие этого дара; говорит о служении ангелов людям и в частности об ангелах хранителях; изображает покровительство, какое оказывает нам пресвятая Матерь Божья, всегда готовая ходатайствовать за нас и помогать нам; напоминает слушателям о том живом союзе, в каком пребывают в церкви живые с умершими и т. д.

К этим словам догматического содержания нужно присоединить слова, имеющие своим предметом обряды и чины богослужебные и их значение. Проповедник многое изъясняет из тех богослужебных обрядов и действий, которые совершаются пред нашими глазами и для многих кажутся не вполне ясными, по своему происхождению и значению. Так, он посвящает особое слово изъяснению обряда освящения воды 1-го августа, изъяснению обряда умовения ног в четверток страстной недели, изъяснению церковного обычая совершать крестные ходы; – есть у него слово о значении чина православия, совершаемого в первую седьмицу великого поста, об обряде изнесения и приближения верующим для поклонения животворящего креста Христова в третью неделю св. четыредесятницы; есть слово о значении крестного знамения, о значении христианского обычая приветствовать друг друга в праздник св. Пасхи словами: „Христос Воскресе”.9

Есть в дневнике преосв. Евсевия указания и на слова исторические, хотя их и немного. Таковы, напр., слова на день Вознесения на небо Господа Иисуса Христа, на день Преображения Господня, Успения Пресв. Богородицы, в неделю св. Жен Мироносиц.

Мы указали довольно слов с содержанием теоретико-догматическим и историческим. Но они не могут давать основания изменять или ослаблять ту общую характеристику, какую дали мы всей проповеднической деятельности преосв. Евсевия. Немало у него слов теоретического характера, но они почти исчезают в общей массе слов нравственно-практического содержания. Далее, вопросы и предметы, в них затрагиваемые и обсуждаемые, не принадлежат к области предметов и вопросов более или менее отвлеченных, составляющих достояние умов, стремящихся к высшему ведению. Все они составляют достояние общего христианского сознания; всеми ими занимается более или менее каждый христианин и все они непосредственно соприкасаются с практическою областью, входят в круг практического знания и нравственной жизни нашей. А главное (что особенно важно для определения господствующего направления проповеди преосв. Евсевия), поднимая какой-либо вопрос догматически, проповедник никогда не остается в чисто-теоретической области. Он не входит во всестороннее разъяснение поднимаемых теоретических вопросов, не старается с полнотою научного исследования раскрыть и доказать истину, не прибегает к расследованиям и заключениям. Он с такой стороны схватывает предмет, с какой он соприкасается с нашею нравственною жизнедеятельностью, – ставит вопрос, указывает предмет веры, и спешит скорее перейти из области теоретической в область практическую, из истины теоретической старается делать приложение к нашей жизни и деятельности, извлекает из нее нравственный урок, указывает в ней возбуждение к бдительности над собою, к очищению сердца, к добродетельной, богоугодной жизни и т. п. Мы не можем не заметить при этом, что такая общедоступность содержания, какою отличается проповедь преосв. Евсевия, с преобладающим наклонением в практическую сторону, составляет неотъемлемое достоинство наиболее видных и славных проповедников христианских. Высоким образцом в этом отношении может служить св. Иоанн Златоуст, которому бесспорно принадлежит первое место между учителями – проповедниками вселенской церкви.

* * *10

Дневник преосв. Евсевия дает нам, таким образом, представление лишь об одной стороне его проповеди, а именно, о ее содержании. Остановившись на одном этом, мы дали бы слишком одностороннюю и неполную характеристику проповеди преосв. Евсевия. Последняя между тем заслуживает внимания в отношении не только одного содержания своего. К сожалению, данные дневника слишком скудны и ничего не говорят, напр., о характере его проповеди, о языке ее и т. п. Желая однако дать читателю по возможности более или менее целостное представление о проповеди преосв. Евсевия, мы считаем необходимым в данном случае выйти несколько из рамок оставленного им дневника и обратиться с указанной целью к другим источникам, какими являются прежде всего печатные издания его проповедей, а затем воспоминания о преосв. Евсевии оставшихся еще в живых свидетелей его проповеднической деятельности в Могилеве.

Проповеди преосв. Евсевия поучительны не только своим содержанием, но еще более характером своим. Они дышат духом помазания и представляют из себя не столько слово премудрости человеческой, гоняющееся за внешнею художественностью, сколько отображение слова Божия, простого, но в то же время сильного и действенного в простоте своей. Когда говорил на церковной кафедре преосв. Евсевия, его слушатели чувствовали, что говорит с ними не ученый, не оратор,11 а преемник по служению отцев церкви. Священно-церковная закваска ощущается в каждом его слове. Он говорит сам за себя; но те вдохновения, какие возбуждали его мысль и руководили его словом, – вдохновения всецело церковные; они возникают из сокровищницы веры, хранимой в церкви, и развиваются на почве благочестивого сердца, питаемого учением церкви. Речь его всегда теплая, задушевная; потому что всегда согрета дыханием благочестивой души и исходит от сердца, а потому и действует на сердце.

Действенность проповедного слова пресв. Евсевия много зависит еще от частого обращения его к слушателям. Преосв. Евсевий на церковной кафедре никогда не устранялся от слушателей, никогда не замыкался в предмет свой. Когда он говорит свою проповедь, у него всегда перед глазами его слушатели, с их религиозными нуждами, с их пожеланиями и чувствами, и он прямо отвечает на эти нужды, чувства и пожелания. Проповедь его никогда не представляет из себя холодного сухого рассуждения, в котором бы автор, всецело погруженный в предмет свой, дал отвлеченное разъяснение его сущности и свойств, как это делается в чисто ученом исследовании. Он настолько затрагивает и раскрывает предмет, насколько он входит в живое и непосредственное соприкосновение к сердцам его слушателей. Это придает его проповедям живость и практическую годность, не смотря на общий и отвлеченный характер тех материй, какие составляют иной раз содержание его проповедей и подвергаются в них обсуждению. Не опуская из вида слушателей при раскрытии самых общих матерей, проповедник постоянно делает к ним обращения, ставит пред ними вопросы, на которые они сами должны давать ответы, и тем будить их мысль и душу.

Когда мы обращаем внимание на внешний характер проповеди преос. Евсевия, нам прежде всего бросается в глаза правильность расположения и построения ее. Большею частью мы встречаем у него форму слова, хотя встречается нередко и беседа, изъясняющая целое евангельское зачало.12 Во главе слова стоит текст, избранный часто из дневного чтения евангелия или апостола и служащий руководительным и источным началом всей проповеди. Заглавный стих не стоит в беседах, раскрывающих целое зачало евангельское. Случаются слова и без текста, но как редкость. Самое раскрытие темы в проповедях преосв. Евсевия состоит из ясных представлений, относящихся к предмету, и эти представления излагаются всегда с такою связностью и последовательностью, что внимание слушателей не могло затрудняться усвоением себе всего слова, во всей его полноте.

Состав проповеди у преосв. Евсевия всегда прозрачен и ясен: насквозь видна в нем главная мысль, в ее частных видоизменениях, и при этой прозрачности она как бы сама собою ложится в сознание слушателей. У него нет запутанного и сложного хода мысли, нет искусственных и отдельных приступов. Он сразу, после нескольких вводных слов, приступает к главной мысли, сразу выставляет ее пред слушателями и развитие ее не отягчает вставочными эпизодами и отступлениями. Практический такт преосв. Евсевия не дозволял ему отягощать внимание слушателей сложною пищею, излишними дроблениями и множеством представлений, давящих одно другое и не дающих возможности сознанию слушателей сосредоточиться на чем-нибудь одном. Тот же такт предписывал ему соблюдать возможную умеренность в объеме проповеди: его слова, а иногда даже и беседы, не стремившиеся к всестороннему пониманию предмета, довольно коротки, – больше четверти часа не требуется на них произношение, а чаще всего и того менее, – а потому и не требуют особых делений, облегчающих памяти слушателей восприятие и усвоение содержания проповеди. Но если проповедь отличается от других своим объемом и является словом пространным, каковы, наприм., беседы, тогда мы видим в ней и деления, что требуется уже самой формой проповеди.

В изложении проповеди у преосв. Евсевия между другими свойствами особенно заметным является библеизм или частое употребление текстов св. Писания при раскрытии какого-либо предмета. Знанием св. Писания, как видно, вполне обладал преосв. Евсевий, и потому всякий раз оно предлагало ему богатые средства для развития, выражения и усиления своих мыслей. Когда он говорит об известном предмете веры или нравственности, – библейские места, сюда относящаяся, свободно воспроизводятся в его воспоминании, и речь его течет, блеща отборными текстами из св. Писания. Наши новые проповеди зачастую не отличаются таким богатством текстов, и между прочим от того, что новые проповедники не владеют в такой мере знанием св. Писания, в какой всегда владели и владеют им все лучшие проповедники, к каковым бесспорно должен быть отнесен и преосв. Евсевий.

Заслуживает внимания и язык проповедей преосв. Евсевия. Его язык всегда точный и ясный, не заставляющий слушателя доискиваться смысла слов его, и не отуманивающий его не для всех понятными терминами и фразами. Это чистый русский литературный язык, при всей простоте своей и общепонятности соблюдающий благородство и некоторое изящество, и в то же время отличающийся особенностями церковно-библейского слово выражения. При чтении проповедей преосв. Евсевия, чувствуется в авторе образованный писатель, прекрасно владеющей русскою литературною речью, и в то же время церковный человек. Речь его везде правильная, чистая и вполне приличная на церковной кафедре. Этот язык в особенности нужно ставить в образец нынешнему поколению, выступающему на поприще церковно- проповеднического служения, когда в языке церковной кафедры замечается фельетонная развязность и распущенность речи, когда в проповедном слове исчезает колорит церковно-библейский, и когда речь проповедника пестрится множеством иностранных слов и технических выражений, может быть, нужных и не избежных в школе или в ученых сочинениях, но совершенно неуместных на церковной кафедре. Тем более нужно выставлять на вид эту чистоту языка, соблюдающего всегда церковное приличие, что в этом отношении нередко погрешают самые видные и талантливые проповедники, своим влиянием способные увлечь на ложный путь молодых проповедников, которым чрез то грозит опасность утратить тот вид церковного приличия в выражении, нарушение которого не может не оскорблять благочестивого слуха. Тон речи в проповеди преосв. Евсевия всегда спокойный, исполненный достоинства, не меняющейся от начала до конца. Легкое движение чувства сопровождает всегда его проповеднические рассуждения; но это движение чувства, возбуждая некоторую живость мысли, скрывается за течением высказываемых представлений и не заявляет себя в языке какими-либо особыми признаками. Из тона спокойного рассуждения почти никогда не выходит преосв. Евсевия в своих проповедях; и потому нет у него каких-либо резких ораторских оборотов, пламенных восклицаний и обращений, искусственного извитиая слова, рассчитанного на то, чтобы понравиться слушателям и произвесть ни них особенное впечатление. – Вообще, если слово есть выражение внутреннего человека, то ровная, чистая, спокойная и исполненная благородства и достоинства речь преосв. Евсевия служит отпечатком души чистой, всегда ровной себе, спокойной и самообладающей, полной благородного достоинства.

И. Иващенко

* * *

1

Дневник этот хранится в настоящее время в Тульской Епархиальной Палате древностей.

2

Дневн. архиеп. Евс. стр. 117.

3

Исключение составляет лишь один только 1862-й год, большую половину которого преосвященный Евсевий провел в Петербурге, куда он был вызван для присутствования в Св. Синоде.

4

Дневник архиеп. Евс. стр. 217–220.

5

Продолжение, – см. № 12.

6

С 1861 по 1878 г. включительно преосвященным Евсевием сказано было 1137 слов, бесед и поучений: 706 в самом г. Могилеве и 431 при обозрении Могилевской епархии.

7

Из указанного выше числа (1137) сказанных преосвященным Евсевием в пределах Могилевской епархии слов, бесед и поучений, лишь 61 кратко озаглавлены: „слово“ или „беседа“.

8

Дневник пр. Евсевия, стр. 173. 148.

9

К этим же словам должны быть отнесены и те, которые произнесены были преосв. Евсевием при закладке и освящении храмов и каковые встречаются у него довольно часто.

10

Окончание, – см. № 18.

11

Преосв. Евсевий, не может быть назван оратором в полном смысле этого слова. Речь его с чисто ораторской точки зрения была далеко не безупречна. Но недостатки в произношении вполне искупались высоким внутренним достоинством его проповеди и его горячим желанием всегда сказать слово доброе и полезное. Авт.

12

См. беседы преосв. Евсевия на воскресные и праздничные евангелия.


Источник: Иващенко Н.М. К биографии Могилевского архиепископа Евсевия (Орлинского) // Могилёвские епархиальные ведомости. 1908. № 12. С. 451-457; № 18. С. 674-680; № 19. С. 735-739.

Комментарии для сайта Cackle