Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Книга пророка Иоиля 2:3
Перед ним пожирает огонь, а за ним палит пламя; перед ним земля как сад Едемский, а позади него будет опустошенная степь, и никому не будет спасения от него.
Святые отцы
- Ефрем Сирин, прп. (†373)
- Григорий Богослов, свт. (†389)
- Иероним Стридонский, блж. (†420)
- Нил Синайский, прп. (†430)
- Кирилл Александрийский, свт. (†444)
- Феодорит Кирский, блж. (†457)
Прочие
Ефрем Сирин, прп. (†373)
Якоже рай сладости, земля пред лицем его, то есть Едему уподоблялась земля Иудина до нашествия царя ассирийского. А созади его поле пагубы, и не будет спасающагося от руки его. Сие сходно с тем, что сам о себе говорил царь ассирийский; еда избавиша бози язычестии, кийждо страну свою от руки моея (Ис.36:18.20)?
Григорий Богослов, свт. (†389)
Перед ним пожирает огонь, а за ним палит пламя; перед ним земля как сад Едемский, а позади него будет опустошенная степь, и никому не будет спасения от него
См. Толкование на Иол. 2:2
Иероним Стридонский, блж. (†420)
Перед ним пожирает огонь, а за ним палит пламя; перед ним земля как сад Едемский, а позади него будет опустошенная степь, и никому не будет спасения от него
См. Толкование на Иол. 2:1
Нил Синайский, прп. (†430)
Перед ним пожирает огонь, а за ним палит пламя; перед ним земля как сад Едемский, а позади него будет опустошенная степь, и никому не будет спасения от него
О начавших и не совершивших чудного дела добродетели да будет сказано оное пророческое слово: «пред лицем его яко же рай сладости, и созади его поле пагубы» (Иоил. 2:3).
Кирилл Александрийский, свт. (†444)
Перед ним пожирает огонь, а за ним палит пламя; перед ним земля как сад Едемский, а позади него будет опустошенная степь, и никому не будет спасения от него
См. Толкование на Иол. 2:2
Феодорит Кирский, блж. (†457)
3. Перед ним пожирает огонь, а за ним палит пламя; перед ним земля как сад Едемский, а позади него будет опустошенная степь, и никому не будет спасения от него. [в церк-сл. и спаса́ющагося не бу́детъ и́мъ:]
Подразумевает же в сих словах то и другое, и пругов и тучу врагов; потому что те и другие множеством покрыли и равнины и верхи гор. Посему и о том, что не было другого подобного нашествия, выразился неопределенно, а о том, что не будет, сказал с некоторою определенностью «не приложится до лет». Показывает также, что бедствия прийдут как огонь, и все растлят: столько вреда нанесут земле, что взирающий на страну сию пока не испытала она бедствий, уподобит ее раю сладости, а по нашествии – опустошенному и вовсе ни к чему негодному полю. Ибо преданы будут такой конечной гибели, что и предавшиеся бегству не найдут себе никакого спасения.
и спаса́ющагося не бу́детъ и́мъ: говорит Пророк; а сим дает разуметь нападение врагов.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Перед ним пожирает огонь, а за ним палит пламя; перед ним земля как сад Едемский, а позади него будет опустошенная степь, и никому не будет спасения от него
В ст. 3-м некоторые комментаторы (Добронр.) находят описание двух бедствий, постигших страну: засухи и нашествия саранчи: перед ним, т. е. прежде нашествия саранчи; за ним, т. е. после этого; огонь пожирающий и пламя – образы засухи. Но выражения пророка сохраняют свой полный смысл, если, согласно контексту, мы будем видеть в ст. 3-м только описание нашествия саранчи, которое производит впечатление всепожирающего пламени. Как сад Едемский (ср. Иез XXXVI:35): kegan – eden; LXX перевели евр. gan словом παρὰδεισος, а eden нарицательным τρυφι – сладость; отсюда в слав. «якоже рай сладости».
архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)
Ст. 2-3 день тьмы и мрака, день облачный и туманный: как утренняя заря распространяется по горам народ многочисленный и сильный, какого не бывало от века и после того не будет в роды родов. Перед ним пожирает огонь, а за ним палит пламя; перед ним земля как сад Едемский, а позади него будет опустошенная степь, и никому не будет спасения от него.
Пришествие этого дня пророк на основании совершившегося в его время отдельного суда Божия чрез нашествие саранчи представляет образно. Держась исторической основы и имея пред своим взором бывшее уже нашествие саранчи, пророк изображает день Иеговы как нашествие страшных, закрывающих своими массами землю полчищ саранчи, предводимых самим Иеговою как всемирным Судиею. Приближающийся к своему окончательному исполнению день Иеговы по изображению пророка – «день тьмы и мрака, день облачный и туманный», т. е. день откровения грозного суда Иеговы, Того Иеговы, который сходит с неба на землю в молниеносных и громовых облаках среди тьмы и мрака (см. Втор.4:11), который посылает на землю тьму как казнь (см. Исх.10:22) и рои саранчи как бесчисленные полчища, закрывающие собою всю землю (см. Исх.10:15). Живописно пророк изображает нашествие этих поэтических полчищ судного дня Иеговы. Своими желтыми крыльями отражая солнечные лучи света, эти полчища воинства Господня наперед уже возвещают о своем приближении тем желтоватым отблеском, который «как утренняя заря распространяется по горам» и, распространяясь, тем самым говорит, что идет «народ многочисленный и сильный, какого не бывало от века и после того не будет в роды родов». Нашествие этого воинства Божия, предводимого самим Господом – Судиею, сопровождается страшным опустошением. Он идет, и «пред Ним пожирает огонь, а за Ним палит пламя». Земля дочиста опустошается, все на ней пожирается воинством Иеговы, – как бы сам огонь шел впереди этого воинства, и всегубительный пламень последовал за ним. От этого земля, до нашествия воинства бывшая как рай, после нашествия становится печальною, дикою пустынею: «перед ним земля как сад Едемский, а позади него будет опустошенная степь, и никому не будет спасения от него», и на земле этой ничего не остается уцелевшим от опустошения.