Скрыть
Вострубите трубою на Сионе, назначьте пост и объявите торжественное собрание.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Вострубите трубою на Сионе, назначьте пост и объявите торжественное собрание

А как я прежде сказал, различные существуют знаменования, то выслушай пророка, возглашающего трубою, так сказать, прообразно; и затем, обращаясь к истине, уготовляй себя к знамению трубному. Ибо тот говорит: Вострубите трубою в Сионе, освятите пост! Попечитель – на эта труба и всеусердно заповедует она, чтобы мы, когда постимся, святили пост, по реченному: не все из призывающих Бога святят имя Божие, но некоторые из таковых бесчествуют Его. Не Его, впрочем, – да не будет! – но свои собственные помышления касательно Его: ибо Он свят, и благоволение Его на святых.

Потому блаженный Павел презрителям Бога вменяет это в грех: преступлением закона Бога бесчестишь (Рим 2:23). Итак, в противоположность тем, которые оскверняют пост, говорит он здесь: освятите пост! А ведь многие, будучи ревностны по отношению к посту, оскверняют самих себя помышлениями сердец их, то совершая бесчестные деяния против своих братьев, то замышляя гибель их. Таким образом, он говорит не что другое, как то, что много есть превозносящихся над ближним и рассевающих еще большее зло.

Первое праздничное послание

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Вострубите трубою на Сионе, назначьте пост и объявите торжественное собрание

Это было заповедано Господом тогда, когда священники приносили жертвы и кровь животных служила искуплением грехов. Но все это имело преобразовательное значение; описано в наставление нам, достигшим последних веков (1Кор 10:11). А ныне, когда обнищавший нас ради Господь освятил нищету дома Своего, будем помышлять о кресте Его и считать богатство грязью. Зачем дивиться тому, что Христос называет мамоною неправедною? Зачем принимать и любить то, в неимении чего открыто признается апостол Петр? В противном случае, если будем следовать только букве и в золоте и богатствах храма будем видеть просто исторический факт, то нам придется вместе с золотом удержать и прочее, бывшее в Ветхом Завете. Пусть первосвященники Христа женятся на девах; пусть человек, имеющий рубец и некрасивый собою, лишается священства, хотя бы был и благомыслящий: пусть на проказу телесную обращается более внимания, чем на пороки душевные. Будем раститься и множиться и наполнять землю; не будем закалать Агнца и праздновать таинственную Пасху, потому что по закону запрещено совершать это без храма.

Письма (1-43)


Ст. 15–17 Вострубите трубою на Сионе, освятите пост, созовите собрание, соберите народ, освятите церковь, присоедините старцев, соберите младенцев и грудных детей: пусть выйдет жених из чертога своего и невеста из горницы своей. Между притвором и жертвенником да плачут священники, служители Господни, и говорят: пощади, Господи, народ Твой и не предай наследия Твоего на поругание, чтобы не господствовали над ними народы: для чего говорят между народами: где Бог их

Он еще призывает их к покаянию до нашествия неприятельского войска. Выше Я, говорит, сказал трубите трубою на Сионе, вопите на святой горе Моей и прочее, потому что наступает день Господень, потому что близок день тьмы и мрака, день облачный и бурный, и возвещал Я вам, что придет многочисленный и сильный народ, который разорит ваши владения и города. Но так как Я благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив, то снова заповедую и говорю: вострубите трубою на Сионе и проповедуйте среди народов покаяние, освятите пост, проповедуйте исцеление или собрание, о чем я уже прежде говорил, соберите народ, чтобы тот, кто грешил во время рассеяния, перестал грешить после соединения. Освятите церковь, чтобы в церкви никого не было, кроме святых, чтобы не было препятствий вашим молитвам и чтобы малая закваска не испортила всей массы (1 Кор. гл. 5). Присоедините или изберите старцев, чтобы избрание их основывалось не на возрасте, а на святости. Соберите также младенцев и грудных детей, чтобы не было ни одного возраста, не обратившегося к Господу. Об этих младенцах и грудных детях в Псалмах и Евангелии мы читаем: из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу (Псал. 8, 3; Матф. 21, 16). Петр называет их вскормленными словесным и чуждым коварства молоком (1Петр. 2, 2), и Павел говорит им (или о них): млеком вы напоих, а не брашном (1Кор. 3, 2); о них и Спаситель упоминает: да не презрите единого от малых сих (Матф. 18, 10). Пусть также выйдет жених из чертога своего и невеста из горницы своей, чтобы во время поста, призвания и собрания, освящения церкви, избрания старцев, собирания младенцев и грудных детей жених и невеста, которым и законом дозволено не ходить на войну, воздерживались от дел брака. Поэтому и апостол заповедует воздерживаться на некоторое время от брачных сношений, чтобы мы могли посвящать себя молитве (I Кор. гл. 7). Поэтому кто говорит, что он приносит покаяние посредством воздержания от пищи, посредством поста и милостынь, тот питает тщетные надежды, если он не выходит из чертога своего и не восполняет святой и чистый пост чрез целомудренное покаяние. В следующих затем словах: между притвором и жертвенником да плачут священники вместо притвора LХХ перевели выступ (сrерido). Симмах προπύλαιον, Акила πρόδομον, Феодотион поставил самое слово еврейское ulam, что́ мы можем перевесть чрез преддверие храма или портик. И заметь, что священникам, служителям Господним, повелевается плакать между притвором и жертвенником и говорить с апостолом: кто изнемогает, и не изнемогаю? кто соблазняется, и аз нее разжизания (2Кор. 11, 29)? и плакати с плачущими (Рим. 12, 15). Храм и жертвенник служат местом, удобным для покаяния и исповеди. Он учит также, что́ должны говорить священники или как молиться Господу: пощади, Господи, народ Твой, который когда грешил, то назывался не Твоим народом, а теперь, по удалении от грехов, он называется Твоим народом. И не предай наследия Твоего на поругание, чтобы не господствовали над ними народы. Теперь раскрывается то, что было загадочным и темным. Ибо теперь яснее дается знать, что́ это за народ тот многочисленный и сильный, который выше быль изображен под именем гусеницы, саранчи, червей и ржи: чтобы, говорит, не господствовали над ними народы. Предается же наследие Господне на поругание, когда оно находится в порабощении у врагов и когда народы говорят: где, Бог их, которым они величаются, как своим упростителем и защитником? Мы можем под народами понимать и противные силы, которые в том случае, если мы не принесем покаяния, господствуют над нами, издеваются и спрашивают: Где Бог их?

Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 15-17 Вострубите трубою в Сионе, освятите пост, проповедите цельбу, соберите люди, освятите церковь, изберите старейшины, совокупите младенцы ссущия сосцы: да изыдет жених от ложа своего, и невеста от чертога своего. Между степенми и жертвенником восплачутся жерцы служащии Господу и рекут: пощади, Господи, люди твоя, и не даждь достояния твоего на укоризну, да не обладают ими языцы, да не рекут во языцех: где есть Бог их

И этим превосходно располагает их к покаянию и предусмотрительно повелевает не оставлять неисполненным ни одного из видов упражнения в этом: нужно, говорит, при помощи торжественного и нарочитого провозглашения освятить пост, проповедать «цельбу» и собрать в церкви тех, кто должен умилостивлять (конечно – прогневанного Бога всяческих), будут ли это юноши и девы, старые с малыми и вместе с ними новорожденные и грудные младенцы, даже женихи и новобрачные невесты, может быть, выбегающие из чертогов, еще увенчанных (цветами), оставляющие брачное ложе, покидающие веселье и пир, и вместо того (когда прекратится плескание, замолкнут песни и величания, с которыми в обычае у иных обращаться в известное время к брачующимся) будут испытывать скорбь и рыдать вместе с женихами, и справедливо, что сказал один из наших мудрецов: «мусикия во плачи, безвременныя повесть» (Сир.22:6). Поэтому, когда нас посещает гнев Божий, надлежит плакать, а не предаваться обильным попойкам и пиршествам; что безвременное пирование не останется без порицания и наказания, это пояснит некто из святых пророков, который говорит об Израильтянах: «и призва Господь Саваоф в той день плач и рыдание, и острижение, и препоясание во вретища, тии же сотвориша… веселие», закалающе тельцы, и жруще овцы,… и глаголюще: да ямы и пием, утре бо умрем» (Ис.22:12–13). Таким образом, при посещении гнева должно прибегнуть к плачу и слезам и оставить попойки. Пророк говорит, что к плачущим должен присоединиться и сам священный и избранный чин, и должен между притвором храма и жертвенником рыдать, усердно восклицая и говоря: «пощади Господи люди твоя, и не даждь достояния Твоего на укоризну, да не обладают ими языцы, да не рекут языцы: где есть Бог их?» Если бы у него была речь только о саранче, то не лучше ли им было просить избавления от голода и скудости? Однако они боятся впасть в руки врагов и мольбами отвращают посмеяние и поругание. Поэтому, естественно, я мог признать истинным, что под образом саранчи прикровенно описывается нашествие Ассириян. Если же относить это и к самой саранче, то по справедливости должно удивляться искусному построению пророческих речей: самый образ наказания как бы гласит о безумии Израиля и сверх того о присущем ему бессилии, потому что они обратились к богам, которые не суть боги, – оставив Бога всяческих, поклонились Ваалу. Но вот делает неудержимый натиск саранча, вооружаются мшицы, – и они падают, не получая никакой помощи от своих лжеименных богов. Какое же врачевание могут предложить они, не справившиеся с «мшицами» и саранчой, своим поклонникам, если те будут сражаться против врагов и будут осаждены полчищами супостатов.

Толкование на пророка Иоиля

Феодорит Кирский, блж. (†457)

15. Вострубите трубою на Сионе, назначьте пост и объявите торжественное собрание.

16. Соберите народ, созовите собрание, пригласите старцев, соберите отроков и грудных младенцев; пусть выйдет жених из чертога своего и невеста из своей горницы.


Для поста и благоугождения Богу собрав весь народ, чтобы вся церковь усердно внимала покаянию. Жившие долее других да предшествуют, да предстанет же и всякий возраст, не исключая и грудных младенцев; и недавно приявшие на себя брачное иго, оставив брачные торжества, со всем народом да прольют слезы покаяния. 

Толкование на пророка Иоиля

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Вострубите трубою на Сионе, назначьте пост и объявите торжественное собрание

Ср. Иоил I:14; II:1.

См. также Толкование на Иол. 2:12

архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)

Ст. 15-17 Вострубите трубою на Сионе, назначьте пост и объявите торжественное собрание. Соберите народ, созовите собрание, пригласите старцев, соберите отроков и грудных младенцев; пусть выйдет жених из чертога своего и невеста из своей горницы. Между притвором и жертвенником да плачут священники, служители Господни, и говорят: «пощади, Господи, народ Твой, не предай наследия Твоего на поругание, чтобы не издевались над ним народы; для чего будут говорить между народами: где Бог их?» 

Для того чтобы увещанию своему придать более силы и убедительности, пророк в третий раз обращается (см. Иоил.1:13-14, Иоил.2:1) к священникам с требованием назначить всеобщее священное молитвенное, покаянное собрание во храме и при этом прилагает даже и самую молитву, которую должны они вознести к Богу от лица всего кающегося общества. «Вострубите трубою на Сионе (ср. Иоил.2:1), – говорит пророк священникам, – назначьте пост и объявите торжественное собрание. Соберите народ, созовите собрание, пригласите старцев, соберите отроков и грудных младенцев». Грех так тяжек, вина народа так велика пред Богом, что все, даже младенцы, несвободны от нее, а потому и они наряду с другими должны участвовать в молитвенном покаянном собрании. Никто не должен быть исключен из него. Сами новобрачные, оставив брачные торжества и радости, должны наряду с народом проливать слезы покаяния: «пусть выйдет жених, – говорит пророк, – из чертога своего и невеста из своей горницы». А священники как посредники между Богом и Его народом должны возносить ко Господу покаянную молитву собравшегося общества. «Между притвором (храма) и жертвенником, – говорит пророк, – да плачут священники, служители Господни, и говорят: «пощади, Господи, народ Твой, не предай наследия Твоего», народа, который составляет твой удел [наследие], твое владение, твое достояние, «на поругание, чтобы не издевались над ним народы; для чего будут говорить между народами: где Бог их?», чтобы, видя страну народа твоего в том жалком состоянии, в том мрачном положении, в каком находится она, опустошенная саранчою, не смеялись над нами, не смеялись над нашею верою в Тебя как Бога истинного и всемогущего, чтобы в насмешке над нами не поносили твоего имени святого и не говорили, что Бог, которому кланяется Израиль, есть Бог бессильный, слабый, не могущий спасти своего народа от беды!

Пророк Иоиль

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible