Скрыть
Кто знает, не сжалится ли Он, и не оставит ли благословения, хлебного приношения и возлияния Господу Богу вашему?

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Кто весть, оставит ли за собою благословение, то есть остатки от трапезы для утоления голода?

Толкования на священное Писание. Книга пророка Иоиля

Григорий Богослов, свт. (†389)

Ст. 14 Кто знает, не сжалится ли Он, и не оставит ли благословения, хлебного приношения и возлияния Господу Богу вашему?

Ст. 17 Между притвором и жертвенником да плачут священники, служители Господни, и говорят: «пощади, Господи, народ Твой, не предай наследия Твоего на поругание, чтобы не издевались над ним народы; для чего будут говорить между народами: где Бог их?»

Знаю, что то же заповедано и мне, служителю Господнему, и вам, удостоенным этой же чести: войти во вретищах, биться день и ночь между притвором и жертвенником (Иоил 1:13, 2:17), и в жалком виде еще более жалостным голосом неотступно взывать о себе и о народе, не щадя ни труда, ни слова, ни всего, чем только умилостивляется Бог, взывать: пощади, Господи, народ Твой, не предай наследия Твоего на поругание (Иоил 2:17), и так далее. Тем большей предаться скорби, чем выше наше достоинство, чтобы своим примером научить народ сокрушению и исправлению порочной жизни, за которыми следует Божие долготерпение и прекращение наказания. Итак, придите все, братия, поклонимся и припадем, и восплачем перед Господом, сотворившим нас (Пс 94:6); составим общий плач, разделившись по возрастам и полам. Возвысим глас моления во уши Господа Саваофа вместо ненавистного Ему вопля. Предварим гнев Его исповеданием, и как видели Его разгневанного, так пожелаем видеть умилостивленным. Но скажешь, кто знает, что Он обратится и раскается (1Цар 15:29) и оставит благословение?

Слова. Слово 15

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Кто знает, не сжалится ли Он, и не оставит ли благословения, хлебного приношения и возлияния Господу Богу вашему

См. Толкование на Иол. 2:12

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Кто знает, не сжалится ли Он, и не оставит ли благословения, хлебного приношения и возлияния Господу Богу вашему

См. Толкование на Иол. 2:12

Феодорит Кирский, блж. (†457)

14. Кто знает, не сжалится ли Он, и не оставит ли благословения, хлебного приношения и возлияния Господу Богу вашему?

Вероятно, говорит Пророк, что, оставив угрозы неисполненными, Бог дарует нам обычное обилие благ; почему будет совершаемо обычное служение при алтаре. Ибо благословением назвал он подаяние благ. В сей-то надежде, продолжает Пророк, (Иоил.2:15-16)

Толкование на пророка Иоиля

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Кто знает, не сжалится ли Он, и не оставит ли благословения, хлебного приношения и возлияния Господу Богу вашему?

Пророк выражает надежду на помилование, соединенную с некоторым сомнением, дабы, по мнению толкователей, с одной стороны не довести народ до отчаяния, а с другой не подать ему повода к беспечности. Вместо слов и не оставит ли благословения в слав. точнее: «и оставит за собою (евр. acharaj) благословение». Под благословением пророк разумеет урожай хлеба и плодов.

См. также Толкование на Иол. 2:12

Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)

I. Паримия в среду Сырной седмицы (Иоиль 2:12–26). В сей паримии Господь устами пророка по случаю постигшего Иудеев бедствия от саранчи и засухи призывает их к покаянию и обнадеживает помилованием.

Кто весть, не обратится ли и раскается и оставит за собою благословение и жертву и возлияние Господу Богу вашему

В словах: кто весть, не обратится ли и д. выражается такая мысль: грехи народа, наказуемого голодом, так велики, что народ не заслуживает прощения. Но если Господь, как сказано пред сим, милосерд вообще, то кто весть, не обратится ли, т.е. кто может думать, что Он не явит Свое милосердие к кающимся и не загладит следы опустошения, произведенного саранчею и засухою. Где прошла саранча, там позади ее осталась одна голая пустыня (2:3). Но Господь и пустыню может сделать плодоносною. Вслед за тем, как взглянет на нее Господь оком благоволения, на ней явится благословение, т.е. плодоносие. Она покроется обильным урожаем хлеба и винограда, так что можно будет снова приходить в храм с жертвою из хлебных приношений и возлияний вина, тогда как Иудеи лишены были этой возможности после того, как земля их поражена была бесплодием от саранчи и засухи.

Толкование паремии из книги пророка Иоиля

архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)

Ст. 12-14 Но и ныне еще говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему; ибо Он благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив и сожалеет о бедствии. Кто знает, не сжалится ли Он, и не оставит ли благословения, хлебного приношения и возлияния Господу Богу вашему?

Но хотя день Иеговы близок, однако он еще не наступил, и время избежать приближающегося суда Иеговы еще не ушло. Для этого нужно только принести разгневанному Судии – Господу истинное покаяние во грехах своих и усиленною молитвою в посте склонить Его на помилование. Поэтому пророк к угрозе судом присоединяет от имени Иеговы требование к народу совершить истинное обращение ко Господу. «Но и ныне», когда день Иеговы уже близок, «говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании». Это обращение не должно довольствоваться только внешними видами сокрушения о грехах. Чтобы оно было полное и совершенное, для этого оно должно состоять во внутреннем глубоком сокрушении сердца. «Раздирайте сердца ваши (ср. Пс.50:19), а не одежды ваши, – говорит пророк, – и обратитесь к Господу Богу вашему; ибо Он, – обосновывает пророк свое требование, – благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив и сожалеет о бедствии» (ср. Исх.34:6-7), и определяемый грешникам суд наказания в случае их исправления отменяет. «Кто знает», – говорит премудро пророк, отнимая таким как бы сомневающимся и в то же время не теряющим и надежды способом выражения у людей, подавленных величием грехов своих, повод к отчаянию, а у людей рассеянных, полагающихся на величие милостей Божиих, об исправлении же не думающих, повод к нерадению, – «не сжалится ли Он (от суда наказания), и не раскается ли Он в этом суде, не отложит ли его и вместо суда наказания «не оставит ли благословения, хлебного приношения и возлияния Господу Богу вашему?», не дарует ли вам снова обычное благословенное обилие плодов земных, вследствие чего сделается снова возможным обычное жертвенное служение при алтаре?

Пророк Иоиль

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible