Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Книга пророка Иоиля 2:10
Перед ними потрясется земля, поколеблется небо; солнце и луна помрачатся, и звезды потеряют свой свет.
Святые отцы
Прочие
- Климент Александрийский, пресв. (†215)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)
Ефрем Сирин, прп. (†373)
Солнце и луна померкнут, и звезды угасят свет свой, то есть будут пленены и преселены и языческие народы и народ иудейский, цари и князья их, представленные под образом солнца, луны и звезд.
Иероним Стридонский, блж. (†420)
Перед ними потрясется земля, поколеблется небо; солнце и луна помрачатся, и звезды потеряют свой свет
См. Толкование на Иол. 2:1
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Перед ними потрясется земля, поколеблется небо; солнце и луна помрачатся, и звезды потеряют свой свет.
И Господь даст глас Свой пред воинством Своим, ибо весьма многочисленно полчище Его и могуществен исполнитель слова Его; ибо велик день Господень и весьма страшен, и кто выдержит его?
Но и ныне еще говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании.
11. И Госпо́дь да́стъ гла́съ сво́й предъ лице́мъ си́лы своея́, я́ко мно́гъ е́сть зѣло́ по́лкъ его́, я́ко крѣпка́ дѣла́ слове́съ его́: зане́ вели́къ де́нь Госпо́день, вели́къ и свѣ́телъ зѣло́, и кто́ бу́детъ дово́ленъ ему́?
12. И ны́нѣ глаго́летъ Госпо́дь Бо́гъ ва́шъ: обрати́теся ко мнѣ́ всѣ́мъ се́рдцемъ ва́шимъ въ постѣ́ и въ пла́чи и въ рыда́нiи,
Это было вероятно и на самом деле. «Гласом» Пророк называет гром, затмения же солнца и луны и нам случалось видеть неоднократно, и звезды иногда от какой-то мглы могут делаться весьма неясными, и колеблющиеся земля дает чувствовать Божий гнев. Но можно разуметь это иначе; потому что подвергшиеся бедствиям пребывают как бы в некоей тьме, не чувствуют, в каком состоянии небо, не предполагают, чтобы земля была неподвижна, чтобы при свете был день и при соразмерном некоем мерцании была ночь, но все кажется им совершенно превратным. К сему присовокупляет Пророк:
я́ко крѣпка́ дѣла́ слове́съ его́:
то есть, ни одно Божие слово не остается без исполнения на деле; как скоро изрекает что Бог, немедленно приходит сие в исполнение.
зане́ вели́къ де́нь Госпо́день, вели́къ и свѣ́телъ зѣло́, и кто́ бу́детъ дово́ленъ ему́?
Бог всяческих, говорит Пророк, нашлет на вас такие бедствия, что в целой вселенной сделаются они известными; ибо днем великим и светлым назвал слух о постигших бедствиях, распространяющийся у всех людей. Бедствиям же, какие посылает Бог, никто из людей не может противостоять. После таких страшных угроз, Пророк обращается к увещанию и совету, говоря от лица Божия:
обрати́теся ко мнѣ́ всѣ́мъ се́рдцемъ ва́шимъ
не разделяя его между удовольствиями и молитвою, но пребывая в посте, и слезах.
Климент Александрийский, пресв. (†215)
Перед ними потрясется земля, поколеблется небо; солнце и луна помрачатся, и звезды потеряют свой свет
Святой апостол Господа, обвиняя эллинов, показывает тебе: познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и славу Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, стали служить твари вместо Творца (Рим 1:21-25). Действительно, речь идет о Боге, Который в начале сотворил небо и землю (Быт 1:1); ты же Бога не знаешь, а небу поклоняешься, – разве ты не богохульствуешь? Послушай вновь пророка, говорящего: «Солнце потухнет и небо померкнет, Вседержитель же будет светить в веках. И поколеблются силы небесные, стянутые и растянутые небеса будут свиты, как кожа (таковы слова пророка), и земля убежит от Лица Господа».
Протрептик (Увещевание к язычникам)
См. Толкование на Иол. 2:9
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Перед ними потрясется земля, поколеблется небо; солнце и луна помрачатся, и звезды потеряют свой свет
Блаж. Иероним объясняет слова пророка так: «Пророк говорит, что колеблется небо и трясется земля не потому, что саранча могла произвести это, но потому, что страдающим, вследствие великого страха, представляется, что рушатся небеса и земля трепещет». Другие комментаторы (Новак) полагают, что в ст. 10 пророк говорит о грозе, предшествовавшей появлению саранчи. Ввиду общего характера пророческой речи, в которой в описании нашествия саранчи привносятся и черты имеющего наступить страшного дня Господня, возможно и ст. 10 относит к этому последнему (Добронр.). Ср. Ис ХIII:10; Наум I:5 и д., Иез ХXXII:7; Мф XXIV:29.
архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)
Ст. 10-11 Перед ними потрясется земля, поколеблется небо; солнце и луна помрачатся, и звезды потеряют свой свет. И Господь даст глас Свой пред воинством Своим, ибо весьма многочисленно полчище Его и могуществен исполнитель слова Его; ибо велик день Господень и весьма страшен, и кто выдержит его?
Пред судом Божиим, открывающимся в появлении таких полчищ, приходит в содрогание весь мир. «Перед ними», при виде этого воинства Господня «потрясется земля, поколеблется небо». Появление его (суда Господня) и судные в мире действия его сопровождаются необыкновенными явлениями в природе, – явлениями, указывающими на всеобщий, конечный переворот во вселенной: «солнце и луна помрачатся, и звезды потеряют свой свет» (ср. Ис.13:10; Мф.24:29; Мк.13:24-25). «И Господь», шествуя во главе воинства, исполняющего судную волю Его во всем мире, грозно «даст глас Свой пред воинством Своим» (ср. Пс.17:14), возгремит своим громовым голосом всемирного и грозного Судии. «Ибо, – обосновывает пророк гремение Иеговы, – весьма многочисленно полчище Его и могуществен исполнитель слова Его», сильно весьма многочисленное воинство, исполняющее приказание Его, «ибо велик день Иеговы и весьма страшен, и кто перенесет его», кто в состоянии устоять пред гневом ярости Судии, в Его страшный день суда чрез орудия своей воли карающего своих врагов?