Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Книга пророка Иоиля 2:19
И ответит Господь, и скажет народу Своему: вот, Я пошлю вам хлеб и вино и елей, и будете насыщаться ими, и более не отдам вас на поругание народам.
Святые отцы
- Ефрем Сирин, прп. (†373)
- Иероним Стридонский, блж. (†420)
- Кирилл Александрийский, свт. (†444)
- Феодорит Кирский, блж. (†457)
Прочие
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)
- архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)
Ефрем Сирин, прп. (†373)
Се Аз вам послю пшеницу для пропитания. Утешает их тем, что даст плодоносие пшенице, которая, в продолжение двух лет, будет произрастать сама собою, из зерен, оставшихся после жатвы в земле, бывшей проклятою, когда они грешили.
Иероним Стридонский, блж. (†420)
И ответит Господь, и скажет народу Своему: вот, Я пошлю вам хлеб и вино и елей, и будете насыщаться ими, и более не отдам вас на поругание народам
См. Толкование на Иол. 2:18
Кирилл Александрийский, свт. (†444)
И ответит Господь, и скажет народу Своему: вот, Я пошлю вам хлеб и вино и елей, и будете насыщаться ими, и более не отдам вас на поругание народам
См. Толкование на Иол. 2:18
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Между притвором и жертвенником да плачут священники, служители Господни, и говорят: «пощади, Господи, народ Твой, не предай наследия Твоего на поругание, чтобы не издевались над ним народы; для чего будут говорить между народами: где Бог их?»
И тогда возревнует Господь о земле Своей, и пощадит народ Свой.
И ответит Господь, и скажет народу Своему: вот, Я пошлю вам хлеб и вино и елей, и будете насыщаться ими, и более не отдам вас на поругание народам.
17. Между́ степе́ньми же́ртвенника воспла́чутся жерцы́ служа́щiи Го́споду и реку́тъ: пощади́, Го́споди, лю́ди твоя́ и не да́ждь достоя́нiя твоего́ на укори́зну, да не облада́ютъ и́ми язы́цы, да не реку́тъ во язы́цѣхъ: гдѣ́ е́сть Бо́гъ и́хъ?
18. И возревнова́ Госпо́дь о земли́ свое́й и пощадѣ́ лю́ди своя́.
19. И отвѣща́ Госпо́дь лю́демъ свои́мъ и рече́: се́, а́зъ ва́мъ послю́ пшени́цу и вино́ и ма́сло древя́ное, и насы́титеся и́хъ, и не да́мъ ва́съ ксему́ на поруга́нiе во язы́цѣхъ:
Собор же иереев при вратах храма и пред жертвенником, который близ сих врат, сетуя и молясь, да умилостивляет Бога всяческих, и да взывает:
пощади́, Го́споди, лю́ди твоя́ и не да́ждь достоя́нiя твоего́ на укори́зну, да не облада́ютъ и́ми язы́цы, да не реку́тъ во язы́цѣхъ: гдѣ́ е́сть Бо́гъ и́хъ?
Здесь ясно показал Пророк, что моление сие совершаемо было по причине Сеннахиримова нашествия, когда царь Езекия просил великого Пророка Исаию, принести Богу молитву за народ. Из последующих же слов видно, что и земные плоды были повреждены в следствие ниспосланных от Бога казней; потому что Владыка, прияв покаяние, обещает дать им и пшеницу и вино, и елей, и дать с величайшею щедростью. Ибо Пророк присовокупил: и насы́титеся и́хъ, то есть, будете пользоваться ими в сытость.
и не да́мъ ва́съ ксему́ на поруга́нiе во язы́цѣхъ:
Даяние соответствующее прошению. Поскольку молившиеся говорили: «не даждь достояния Твоего на укоризну, да не рекут во языцех: где есть Бог их?» – то Бог дал и ответ согласный с сим прошением: не попущу, чтобы вы послужили посмешищем для соседей, но покажу промышление Мое о вас, чтобы из совершившегося с вами и соседи ваши дознали крепость Бога вашего.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
И ответит Господь, и скажет народу Своему: вот, Я пошлю вам хлеб и вино и елей, и будете насыщаться ими, и более не отдам вас на поругание народам
19 b – III гл. С половины ст. 19-го начинается новая речь пророка Иоиля, произнесенная после первой. В этой речи пророк возвещает прекращение постигших страну бедствий и ниспослание обильного урожая (19-27); затем дает обетование об излиянии Св. Духа на всяку плоть (23-32) и, наконец, изображает суд над всеми народами и последствия его (гл. III).
См. также Толкование на Иол. 2:18
Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)
I. Паримия в среду Сырной седмицы (Иоиль 2:12–26). В сей паримии Господь устами пророка по случаю постигшего Иудеев бедствия от саранчи и засухи призывает их к покаянию и обнадеживает помилованием.
И отвеща Господь людем Своим и рече: се, Аз вам послю пшеницу и вино и масло древяное, и насытитеся их, и не дам вас ксему на поругание в языцех
И отвеща Господь людем Своим. Люди Господни устами священников вознесут Господу мольбу о помиловании, об отвращении бедствий. Господь услышит эту мольбу, не накажет их опять саранчею и засухою, пошлет обильный урожай пшеницы, виноградных и оливковых плодов (древяного масла). Помилованные Иудеи насытятся сими плодами, – будут питаться ими до сытости. Они опасались, что крайняя нужда в пропитании заставит их отдаться в рабство язычникам и навлечь на себя поругание от них. Господь успокаивает их обещанием, что не доведет их до этой крайности, не даст их в обиду язычникам.
архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)
Проповедь пророка не осталась бездейственною в сердцах слушателей. Внимая голосу ее, священники, как видно из дальнейшей речи пророка, действительно установили в доме Божием день всеобщего поста, покаяния и молитвы, от имени всего народа они молили Бога умилосердиться и пощадить свое наследие. В свою очередь и Господь не остался холоден к искреннему раскаянию молящегося общества. «И тогда возревнует Господь о земле Своей, – говорит пророк, – и пощадит народ Свой. И ответит Господь, и скажет народу Своему: вот, Я пошлю вам хлеб и вино и елей, и будете насыщаться ими, и более не отдам вас на поругание народам». Таким образом, вред, нанесенный саранчою в соединении с засухою, будет исцелен. Земля снова будет цвести и изобиловать своею благословенною плодовитостию, и язычникам не будет уже более повода к насмешкам над уделом Иеговы. Что же сделается с самим врагом, принесшим земле столь страшное опустошение и возвестившим собою судный день Иеговы? Гонимый ветром, он погибнет, погибнет быстро, хотя и не весь вдруг, не весь в одном месте, а постепенно и по частям. «И пришедшего от севера», т. е. саранчу, пригнанную на Палестину северо-восточным ветром от сирийских пустынь, «удалю от вас, и изгоню, – говорит пророк, – в землю безводную и пустую (в Аравийскую пустыню), переднее полчище его - в море восточное (Мертвое, ср. Иез.47:18; Зах.14:8), а заднее - в море западное» (Средиземное, ср. Втор.11:24). Там в этих морях он и погибнет, и затем выброшенный волнами на берега морские он сгинет, «и пойдет от него зловоние, и поднимется от него смрад». Такая участь постигнет врага, «так как он много наделал зла», потому что он, превозносясь своею великою силою, произвел в стране великое опустошение (ср. другие примеры наказания неразумных тварей и Божия воздаяния им за причиненное ими зло человеку Быт.9:5; Исх.21:28-32).