Скрыть
Если же какая вдовица имеет детей или внучат, то они прежде пусть учатся почитать свою семью и воздавать должное родителям, ибо сие угодно Богу.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Если же какая вдовица имеет детей или внучат, то они прежде пусть учатся почитать свою семью и воздавать должное родителям, ибо сие угодно Богу

Если же какая вдовица имеет детей и внучат, то пусть научается она от тебя прежде проявлять свои дары в доме своем, а потом уже и на других. Если же они не исполнили справедливого долга и со своей стороны не воздали должного за те благодеяния, коими они обязаны были отцу и матери: то кто же поверит, что ими будут довольны чужие, когда столь большое недовольство имеют на них семейные их? Ибо сие дело, о коем сказал я, приятно пред Богом.

Икумений Триккский, прп. (†Xв.)

Ст. 3-8 Вдовицы чти сущыя истинныя вдовицы. Аще же кая вдовица чада или внучата имать, да учатся прежде свой дом благочестиво устроити, и взаем воздаяти родителем: сиe бо есть благоугодно пред Богом. А сущая истинная вдовица и уединена уповает на Бога, и пребывает в молитвах и молениях день и нощь: питающаяся же пространно, жива умерла. И сия завещавай, да непорочни будут. Аще же кто о своих, паче же о присных не промышляет, веры отверглся есть, и невернаго горший есть

Почему апостол Павел ничего не говорит о девственницах? Может быть в то время их еще не было. Каких вдов он называет истинными, об этом он говорит дальше. Истинных вдов он заповедал почитать, потому что они не имеют ни мужей, ни детей, – а это обстоятельство для многих казалось достойным осуждения. Поэтому-то, говорит Апостол, такие вдовы должны пользоваться почтением со стороны священнослужителя, который таким образом удержит и других от нанесения им обид. Или: вдовицы чти, т.е. доставляй им все необходимое. - Аще же кая вдовица чада или внучата имать… Такую нельзя назвать истинною вдовою; истинная вдова та, которая совершенно одинока. - Да учатся прежде свой дом благочестиво устроити, т.е. расположить, научить благочестивому образу жизни, и взаем воздаяти родителем (προγόνοις). Видишь ли благоразумие святого Павла: часто он убеждает, приводя и обыкновенные человеческие соображения. Так как предки твои, говорит он вдове, родили тебя на свете и позаботились о тебе, то ты, не будучи в состоянии воздать должное им самим, так как они умерли – воздай должное им в лице их потомков – детей своих, отплати им тою же любовью, которою ты обязана по отношению к их предкам. Объясняют и иначе эти слова: дети и внуки пусть учатся свой дом благочестиво устроити (εὐσεβεῖν), т.е. оказывать честь своей матери и бабке, питая их и оказывая им всякое добро: это и будет значить – εὐσεβεῖν. Для большей убедительности Апостол говорит, что это угодно Богу. А сущая истинная вдовица и уединена уповает на Бога. Заповедавши почитать истинных вдов, Апостол теперь представляет характеристические черты их. Уединена, т. е. одинокая, не имеющая ни детей, ни внуков. – И пребывает в молитвах. Истинная вдова значит та, которая надеется на Бога и пребывает в молитвах. Лишенная помощи человеческой, она естественно прибегает к Богу. - Питающаяся пространно, жива умерла. Так как многие предпочитают оставаться вдовами для того, чтобы свободнее делать то, что не позволительно, то Апостол говорит: питающаяся пространно, т.е. проводящая веселую и роскошную жизнь, жива умерла. Как же это? Нынешнею жизнью она, по-видимому, живет, но вечную потеряла. Значит, она умерла уже для той жизни, именно вследствие своих грехов. – И сия завещавай. Видишь ли, что апостол Павел желает, чтобы это было законом? Он не предоставляет вдовам на волю – не предаваться роскошной и сластолюбивой жизни, как бы особого рода подвиг, но запрещает им это, как грех. - Аще же кто о своих, паче же о присных не промышляет. Не достаточно для спасения самому только быть добродетельным, нужно заботиться и о других. Речь здесь идет о вдове. Под своими (ἰοίους) Апостол разумеет – родных вообще, которые, как и друзья, могут жить и не в одном доме. И так вдова должна заботиться о своих, в особенности же о домашних (οἰκείους). Этого конечно не может исполнять сластолюбивая, потому что она всецело предана одной только роскоши. О своих и о присных промышляет не только тот, кто заботится только о родных, но и тот, кто заботится и о себе самом, уничтожая в себе разные страсти. Так и Климент в седьмой книге Гипотипоз разумеет здесь заботу и о теле, и о душе. - Веры отверглся есть. Как же это вдова, живущая роскошно и не заботящаяся о своих и о домашних, отреклась от веры? Потому что сказано: и домашних своих, которые от семени твоего, не презирай. – Хотя тебе и кажется, что ты не отреклась от Бога, но если ты преступаешь законы Его, ты отреклась от Него: Бога исповедуют, говорит Апостол, ведети, а делы отмещутся его (Тит. 1:16). Но почему же она хуже неверного? Потому что неверные, руководясь только естественными законами, заботятся, если не о всех, то по крайней мере о родных.

Пастырские Послания апостола Павла

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Если же какая вдовица имеет детей или внучат, то они прежде пусть учатся почитать свою семью (εύσεβεΐν)

То есть да учатся дети и внучата почитать свою мать, доставляя ей покой и содержание. Ибо εύσεβεΐν - «благочестиво относиться» здесь означает - покоить мать или бабку на старости лет. Достоинство родителей есть божественное достоинство, так что покоить их значит быть благочестивым, и напротив, не покоить их на старости есть нечестие.

И воздавать должное родителям, ибо сие угодно Богу.

Воздать родителям, то есть матери или бабке. Обрати внимание на благоразумие Павла, как он трогает доброе чувство, именно чувство воздаяния родителям за их воспитание и возращение. К этому он прибавляет и основание: ибо сие угодно Богу.

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Аще же кая вдовица чада или внучата иматъ, да учатся прежде свой дом благочестиво устроити, и взаем воздаяти родителем: сие бо есть благоугодно пред Богом

Вдова, говорит, у которой есть дети или внучата, пусть в своей семье и содержание находит. И справедливость этого требует, и Богу это приятно. Возлагает сие святой Павел на детей или внучат оставшейся вдовы: да учатся прежде свой дом благочестиво устроити. — Да учатся, μανθανετωσαν, — можно перевесть и так: да обучатся, приобретут навык. Благочестиво устроити, ευσεβειν,—благочествовать, являть или держать благочестивый образ жизни. Свой дом, τον ιδιον οικον, — по своему дому, в своем доме, подразумевая: ката. Будет: которая вдова имеет детей или внучат, ту пусть содержат эти дети и внуки, чтоб таким образом они обучились или навык приобрели являть или держать благочестивый образ жизни прежде у себя, на дому. Благочестивый образ жизни они должны являть всюду пред всем обществом христианским. Но прежде всего пусть навыкнут сему у себя дома, оказывая усердное попечение о матери или бабке. Чтить и упокоивать мать или бабку есть дело благочестное. Если кто, не делая этого дома, вне дома, однако ж, держит вид благочестивого, того сомнительно благочестие,—сомнительно, искренно ли оно, а не для виду только держится. К тому же и благочестивому образу жизни надо навыкать. Как? Совершая дела благочестия. Апостол говорит: когда у кого есть дома вдова, — мать или бабка, не ходи за ворота, чтоб встретить там какое-либо дело благочестия и упражниться в совершении его. Есть у тебя под руками такое дело — упокоение и удовление матери или бабки. Им и займись. Говоря же святому Тимофею, как пастырю: да учатся сему дети и внучата,— он внушает: ты их на это направь, растолкуй, что так должно, и убеди к исполнению.

И взаем воздаяти родителем, αμοιβας αποδιδοναι, — воздать воздаяние, — отплатить. Мать или бабка пеклись и питали детей или внучат, когда были хозяйками. Теперь настала череда детям их или внукам хозяйничать. Пусть же они отплачивают им за их прежнее о себе попечение Доставлением им покоя и всякого довольства, того требует справедливость, и совесть их должна обязать их к этому.

Экумений пишет: «мысль Апостола такая: да учатся дети или внуки оказывать честь матери и бабке, питая их и всякое им делая добро. Ибо это означает: ευσεβειν,— благочествовать. Этим они и взаим воздадут им». То же читаем и у блаженного Феофилакта: «да учатся дети и внучата почитать свою мать и бабку, доставляя им покой и содержание. Ибо ευσεβειν здесь означает: покоить мать или бабку на старости лет. Достоинство родителей есть Божественное достоинство, так что покоить их значит: благочествовать, как, напротив, не покоить их на старости есть нечестие. При сем Апостол изводит на среду и требование доброй совести, говоря: и взаем воздаяти родителем, — воздать родителям, то есть матери или бабке, за их воспитание и возращение».

Сие бо есть благоугодно пред Богом. Благоугодно и потому, что чрез то исполняется справедливое требование совести, Богом на сердце начертанное, и потому, что как родители пред детьми являют некиим образом лик Самого Бога, то оказываемое им чествование и попечение от детей Бог так принимает, как бы это прямо Ему было оказываемо. Да и натурально должное отношение к родителям отзывается религиозным благоговеинством.

Иные читают — не: да учатся, — а: да учит, μανθανετω. В таком случае слова Апостола будут относиться ко вдове и предписывать, чтоб вдова, имеющая детей и внучат, оставалась в доме и учила, по своей опытности и по авторитету старшинства в семье, свой дом, то есть детей и внучат, благочествовать. Как? оказывая прежде всего ей самой должный почет и попечение успокоительное во всех отношениях. Вульгата удерживает такой перевод: discant.

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

Если же какая вдовица имеет детей или внучат, то они прежде пусть учатся почитать свою семью и воздавать должное родителям, ибо сие угодно Богу

Это идет к тебе. У тебя есть мать – вдова. Старайся воздавать ей взаимно за ее неисчислимые благодеяния. Это внушает тебе и собственное чувство благодарности, и голос природы; но если почему-нибудь для тебя не сильны эти внушения, тебе велит это делать Творец твой, Владыка твоей жизни и смерти, и вменяет в заслугу твои воздаяния родителям: сие угодно Богу.

Дневник. Том II. 1857–1858

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 3-7 Вдовиц почитай, истинных вдовиц. Если же какая вдовица имеет детей или внучат, то они прежде пусть учатся почитать свою семью и воздавать должное родителям, ибо сие угодно Богу. Истинная вдовица и одинокая надеется на Бога и пребывает в молениях и молитвах день и ночь; а сластолюбивая заживо умерла. И сие внушай им, чтобы были беспорочны

Немало забот доставляли апостольской церкви вдовы, которых в те опасные для христианства времена было довольно большое число. Тимофей должен их почитать, т. е. с уважением относиться к ним и помогать им из церковных средств. Но только это должны быть «истинные вдовицы», т. е. женщины, оставшиеся по смерти мужей совершенно одинокими. Есть вдовы другого рода - имеющие детей или внучат: те, конечно, должны получать пособие от этих последних и не обременять собою церковной кассы.

Они прежде пусть учатся… Апостол говорит не о детях и внуках, а о самих вдовах (Иоанн Златоуст, Феодорит и др.) и вместо «пусть учатся» лучше читать: «пусть учится» (manqanetw).

Почитать свою семью - точнее: заботиться, чтобы дети или внуки приобретали благочестивые навыки (eusebein) и возрастали в почтении к предкам (t. progonoiV - по-русски неточно: родителям.)

Иное дело вдовица в истинном смысле этого слова (ст. 5): она, не имея детей или внуков, будучи вполне одинокой, конечно возложит всю надежду только на Бога и будет стоять вдали от практической домашней работы, все свое время посвящать молитве и благочестивым подвигам. Если же она предается сластолюбивой жизни вместо благочестия, то этим ясно покажет, что она - только по имени христианка и причастница новой лучшей жизни: на самом деле она - духовно мертвый человек (ср. Отк. III:1). Тимофей должен постоянно внушать вдовам мысль об этом, чтобы они не служили предметом нареканий, главным образом со стороны лиц, не принадлежащих к Церкви (ср. 1Пет. III:16).

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Ст. 3-8 Вдовиц почитай, истинных вдовиц. Если же какая вдовица имеет детей или внучат, то они прежде пусть учатся почитать свою семью и воздавать должное родителям, ибо сие угодно Богу. Истинная вдовица и одинокая надеется на Бога и пребывает в молениях и молитвах день и ночь; а сластолюбивая заживо умерла. И сие внушай им, чтобы были беспорочны. Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного.

О вдовицах Апостол говорит подробно, так как они и их бедные дети были тогда в особливом попечении у всех Церквей. Кроме того, из жен более почтенные как-бы причислялись к клиру (диакониссы) для помощи в раздаянии пособий и оказании других христианских услуг, в особенности по отношению к женскому полу (Деян. гл. 6). А молодые вдовицы немалую заботу Церкви представляли со стороны искушений, могущих подавать повод к клеветам на благонравие всех верующих со стороны Иудеев и язычников. Внушая чтить истинных вдовиц (в 3-м ст.), определяя их свойства (в 5-м ст.) и особенно указывая возраст их избрания (в 9-м ст.), Апостол очевидно имеет в виду тех почтенных вдов, которые должны быть предметом особливого попечения Церкви и правоспособными к избранию в помощь служителям Церкви (в диакониссы). О семейных вдовах, имеющих детей и внуков, а равно о бездомовницах неблагонадежных, Апостол говорит особливо. Первых, как отдавшихся всецело Богу, постоянно посещающих богослужение, Апостол заповедует уважать, вторым советует трудиться в родном доме, воздавая должное родителям, воспитывая и поучая детей, ибо это дело угодно для Бога. О третьего же рода вдовицах Апостол говорит строго, что они, как не пекущиеся о своих кровных родных, хуже неверных, а как предающиеся сластолюбию, как-бы заживо умерли для дела спасения, как своего личного, так и общего. О молодых вдовицах говорится отдельно. Им советует Апостол выходить замуж, чтобы не впасть во власть сатаны, как случилось с некоторыми из них чрез отпадение, по любострастию, от веры. Св. И. Златоуст говорит: «если которая-нибудь, будучи вдовою, не обратилась к мирской жизни, то она есть истинная вдовица; которая уповает на Бога, упражняется в молитвах, та есть настоящая вдовица. В том, что она лишена и того счастия, которое приносят дети, заключается ее преимущество, потому что в замен всего она имеет Бога». А питающиеся пространно (изнеженно живущие), «такие не имеют ни души, ни духа, а живут только плотию. И Писание называет их бездушными, говоря: «не имать Дух Мой пребывали в человецех сих, зане суть плоть (Быт. 6:3). Они имели душу, но мертвую; потому и названы плотию. Апостол говорит: заповедую, чтобы не пресыщались, потому что это есть явный грех, так что тому, кто ведет роскошную жизнь, нельзя и вовсе неуместно быть причастником таинств. Поэтому и мы, повинуясь Павлу, будем заповедовать, что вдовицы, которые преданы сластолюбию, должны быть исключены из числа вдовиц. О не пекущихся же о родных он говорит: Бог для того и учредил родственные связи, чтобы мы имели больше случаев благотворит друг другу. Поэтому, если ты не делаешь того, что делает неверный, то ужели ты не отказался от веры и не стал хуже неверного? Куда же должен быть отнесен и где займет место тот, кто обижает присных своих».

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

4 Если же какая вдовица имеет детей или внучат, то они прежде пусть учатся почитать свою семью и воздавать должное родителям, ибо сие угодно Богу.

Те вдовицы, которые сами могли содержаться, или которых могла содержать их собственная семья, не должны были тяготить собою Церкви. И относительно их, вот что заповедует святой Павел.
5:4. Вдова, говорит, у которой есть дети или внучата, пусть в своей семье и содержится детьми или внуками, чтобы, таким образом, они обучились, или приобрели навык к благочестивому образу жизни прежде у себя в доме, оказывая усердное попечение о матери или бабке. Чтить и успокаивать мать или бабку, есть дело благочестия. Это Тимофей и должен внушать детям и внукам, чтобы они, заботясь о матери или бабке в доме, приучились приобретать навык в благочестивых делах. Ибо забота о матери и бабке, дело угодное перед Богом, и потому, что через это исполняется справедливое требование совести, и потому, что в лице родителей, дети воздают честь самому Богу, заповедавшему почитать родителей.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible