Скрыть
И сие внушай им, чтобы были беспорочны.

Святые отцы

Прочие

Икумений Триккский, прп. (†Xв.)

Ст. 3-8 Вдовицы чти сущыя истинныя вдовицы. Аще же кая вдовица чада или внучата имать, да учатся прежде свой дом благочестиво устроити, и взаем воздаяти родителем: сиe бо есть благоугодно пред Богом. А сущая истинная вдовица и уединена уповает на Бога, и пребывает в молитвах и молениях день и нощь: питающаяся же пространно, жива умерла. И сия завещавай, да непорочни будут. Аще же кто о своих, паче же о присных не промышляет, веры отверглся есть, и невернаго горший есть

Почему апостол Павел ничего не говорит о девственницах? Может быть в то время их еще не было. Каких вдов он называет истинными, об этом он говорит дальше. Истинных вдов он заповедал почитать, потому что они не имеют ни мужей, ни детей, – а это обстоятельство для многих казалось достойным осуждения. Поэтому-то, говорит Апостол, такие вдовы должны пользоваться почтением со стороны священнослужителя, который таким образом удержит и других от нанесения им обид. Или: вдовицы чти, т.е. доставляй им все необходимое. - Аще же кая вдовица чада или внучата имать… Такую нельзя назвать истинною вдовою; истинная вдова та, которая совершенно одинока. - Да учатся прежде свой дом благочестиво устроити, т.е. расположить, научить благочестивому образу жизни, и взаем воздаяти родителем (προγόνοις). Видишь ли благоразумие святого Павла: часто он убеждает, приводя и обыкновенные человеческие соображения. Так как предки твои, говорит он вдове, родили тебя на свете и позаботились о тебе, то ты, не будучи в состоянии воздать должное им самим, так как они умерли – воздай должное им в лице их потомков – детей своих, отплати им тою же любовью, которою ты обязана по отношению к их предкам. Объясняют и иначе эти слова: дети и внуки пусть учатся свой дом благочестиво устроити (εὐσεβεῖν), т.е. оказывать честь своей матери и бабке, питая их и оказывая им всякое добро: это и будет значить – εὐσεβεῖν. Для большей убедительности Апостол говорит, что это угодно Богу. А сущая истинная вдовица и уединена уповает на Бога. Заповедавши почитать истинных вдов, Апостол теперь представляет характеристические черты их. Уединена, т. е. одинокая, не имеющая ни детей, ни внуков. – И пребывает в молитвах. Истинная вдова значит та, которая надеется на Бога и пребывает в молитвах. Лишенная помощи человеческой, она естественно прибегает к Богу. - Питающаяся пространно, жива умерла. Так как многие предпочитают оставаться вдовами для того, чтобы свободнее делать то, что не позволительно, то Апостол говорит: питающаяся пространно, т.е. проводящая веселую и роскошную жизнь, жива умерла. Как же это? Нынешнею жизнью она, по-видимому, живет, но вечную потеряла. Значит, она умерла уже для той жизни, именно вследствие своих грехов. – И сия завещавай. Видишь ли, что апостол Павел желает, чтобы это было законом? Он не предоставляет вдовам на волю – не предаваться роскошной и сластолюбивой жизни, как бы особого рода подвиг, но запрещает им это, как грех. - Аще же кто о своих, паче же о присных не промышляет. Не достаточно для спасения самому только быть добродетельным, нужно заботиться и о других. Речь здесь идет о вдове. Под своими (ἰοίους) Апостол разумеет – родных вообще, которые, как и друзья, могут жить и не в одном доме. И так вдова должна заботиться о своих, в особенности же о домашних (οἰκείους). Этого конечно не может исполнять сластолюбивая, потому что она всецело предана одной только роскоши. О своих и о присных промышляет не только тот, кто заботится только о родных, но и тот, кто заботится и о себе самом, уничтожая в себе разные страсти. Так и Климент в седьмой книге Гипотипоз разумеет здесь заботу и о теле, и о душе. - Веры отверглся есть. Как же это вдова, живущая роскошно и не заботящаяся о своих и о домашних, отреклась от веры? Потому что сказано: и домашних своих, которые от семени твоего, не презирай. – Хотя тебе и кажется, что ты не отреклась от Бога, но если ты преступаешь законы Его, ты отреклась от Него: Бога исповедуют, говорит Апостол, ведети, а делы отмещутся его (Тит. 1:16). Но почему же она хуже неверного? Потому что неверные, руководясь только естественными законами, заботятся, если не о всех, то по крайней мере о родных.

Пастырские Послания апостола Павла

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

И сие внушай им, чтобы были беспорочны

Видишь, что он желает, чтобы это было законом. Не на произвол оставляет, поблажать утехам или нет, но запрещает это, как грех. Ибо такое значение имеет слово внушай (παράγγελλε), оно стоит вместо: со всею строгостью запрещай дерзать на это.

Феофан Затворник, свт. (†1894)

И сия завещавай, да непорочны будут

И сия — можно относить и к предыдущему, и к последующему. Относя к предыдущему, можно ограничивать сие предыдущее непосредственно предшествующим стихом, где так укорена питающаяся пространно. И это, то есть чтоб не предавались удовольствиям житейским и мирским, яствам и питиям, ты им строго накажи, в неотложный закон поставь, чтоб пред всеми являлись они безукоризненными. Или так: требуй этого; иначе они не могут пребыть непорочными, то есть не только подпадут укору за невоздержание, но и в другие впадут пороки. Так блаженный Феофилакт: «видишь, что он желает, чтоб это было законом. Не на произвол оставляет, поблажать утехам или нет, но запрещает это, как грех. Ибо такое значение имеет слово: завещавай, παραγγελλε; оно стоит вместо: со всею строгостию запрещай дерзать на это». Сие толкование взял он у святого Златоуста, который пространнее о сем говорит: «видишь ли, что предписание сие принимает вид закона? Он не предоставляет сего свободе каждого, а говорит: заповедуй, чтоб не пресыщались, потому что это есть явный грех, так что тому, кто ведет роскошную жизнь, нельзя и вовсе неуместно быть причастником таинств. И сия завещавай, говорит он, да непорочни будут. Видишь ли, что сие отнесено к числу грехов? Ибо то, что предоставляется свободе каждого, если бы даже и не соблюдалось, нисколько не препятствует быть безукоризненным. Поэтому и мы, повинуясь Павлу, будем заповедывать, что вдовицы, которые преданы сластолюбию, должны быть исключены из числа (настоящих) вдовиц».

Можно, относя: и сия — к предыдущему, к 6-му стиху присоединить и 5-й. Будет: требуй, чтобы вдовица, отказавшаяся от второго брака, не только не позволяла себе утешничать, но пребывала в молитвах день и ночь. Можно присоединить и 4-й стих, включив в лица, коим даете предписание, и детей с внучатами, так: заповеду им содержать и покоить своих матерей- и бабок-вдов, чтоб не подпасть укору от лица верных. Эта мысль прямо вяжется с следующим 8-м стихом: а если кто о своих родных нерадит, то он горше неверного.

Относя: и сия — к последующему, то есть к: да непорочни будут,— получим: и вот что еще завещавай, чтоб непорочны были и безукоризненны во всех отношениях. Ибо и воздерживаясь от чувственных удовольствий, они могут проявлять другое многое в своем поведении, за что справедливо будут подлежать укору. Такая мысль видна у Амвросиаста: «Апостол требует, чтоб вдова такое имела попечение о доброте своих деяний и нравов, чтоб ее ни в чем попрекнуть было невозможно. Отказавшись от мирской жизни и от забот о теле освобожденная, она для того и Богу себя посвятила, чтоб вести жизнь одобрительную. В чем ей и успеть удобно. Ибо так как случаи, открывающие обыкновенно вход грехам, от нее удалены; то ничто уж не мешает пребывать ей невредимою в своем добром поведении».

Прибавим: нет нужды настаивать, что место сие непременно должно понимать так и так. Но, держа одну такую мысль, не гони и другой.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 3-7 Вдовиц почитай, истинных вдовиц. Если же какая вдовица имеет детей или внучат, то они прежде пусть учатся почитать свою семью и воздавать должное родителям, ибо сие угодно Богу. Истинная вдовица и одинокая надеется на Бога и пребывает в молениях и молитвах день и ночь; а сластолюбивая заживо умерла. И сие внушай им, чтобы были беспорочны

Немало забот доставляли апостольской церкви вдовы, которых в те опасные для христианства времена было довольно большое число. Тимофей должен их почитать, т. е. с уважением относиться к ним и помогать им из церковных средств. Но только это должны быть «истинные вдовицы», т. е. женщины, оставшиеся по смерти мужей совершенно одинокими. Есть вдовы другого рода - имеющие детей или внучат: те, конечно, должны получать пособие от этих последних и не обременять собою церковной кассы.

Они прежде пусть учатся… Апостол говорит не о детях и внуках, а о самих вдовах (Иоанн Златоуст, Феодорит и др.) и вместо «пусть учатся» лучше читать: «пусть учится» (manqanetw).

Почитать свою семью - точнее: заботиться, чтобы дети или внуки приобретали благочестивые навыки (eusebein) и возрастали в почтении к предкам (t. progonoiV - по-русски неточно: родителям.)

Иное дело вдовица в истинном смысле этого слова (ст. 5): она, не имея детей или внуков, будучи вполне одинокой, конечно возложит всю надежду только на Бога и будет стоять вдали от практической домашней работы, все свое время посвящать молитве и благочестивым подвигам. Если же она предается сластолюбивой жизни вместо благочестия, то этим ясно покажет, что она - только по имени христианка и причастница новой лучшей жизни: на самом деле она - духовно мертвый человек (ср. Отк. III:1). Тимофей должен постоянно внушать вдовам мысль об этом, чтобы они не служили предметом нареканий, главным образом со стороны лиц, не принадлежащих к Церкви (ср. 1Пет. III:16).

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Ст. 3-8 Вдовиц почитай, истинных вдовиц. Если же какая вдовица имеет детей или внучат, то они прежде пусть учатся почитать свою семью и воздавать должное родителям, ибо сие угодно Богу. Истинная вдовица и одинокая надеется на Бога и пребывает в молениях и молитвах день и ночь; а сластолюбивая заживо умерла. И сие внушай им, чтобы были беспорочны. Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного.

О вдовицах Апостол говорит подробно, так как они и их бедные дети были тогда в особливом попечении у всех Церквей. Кроме того, из жен более почтенные как-бы причислялись к клиру (диакониссы) для помощи в раздаянии пособий и оказании других христианских услуг, в особенности по отношению к женскому полу (Деян. гл. 6). А молодые вдовицы немалую заботу Церкви представляли со стороны искушений, могущих подавать повод к клеветам на благонравие всех верующих со стороны Иудеев и язычников. Внушая чтить истинных вдовиц (в 3-м ст.), определяя их свойства (в 5-м ст.) и особенно указывая возраст их избрания (в 9-м ст.), Апостол очевидно имеет в виду тех почтенных вдов, которые должны быть предметом особливого попечения Церкви и правоспособными к избранию в помощь служителям Церкви (в диакониссы). О семейных вдовах, имеющих детей и внуков, а равно о бездомовницах неблагонадежных, Апостол говорит особливо. Первых, как отдавшихся всецело Богу, постоянно посещающих богослужение, Апостол заповедует уважать, вторым советует трудиться в родном доме, воздавая должное родителям, воспитывая и поучая детей, ибо это дело угодно для Бога. О третьего же рода вдовицах Апостол говорит строго, что они, как не пекущиеся о своих кровных родных, хуже неверных, а как предающиеся сластолюбию, как-бы заживо умерли для дела спасения, как своего личного, так и общего. О молодых вдовицах говорится отдельно. Им советует Апостол выходить замуж, чтобы не впасть во власть сатаны, как случилось с некоторыми из них чрез отпадение, по любострастию, от веры. Св. И. Златоуст говорит: «если которая-нибудь, будучи вдовою, не обратилась к мирской жизни, то она есть истинная вдовица; которая уповает на Бога, упражняется в молитвах, та есть настоящая вдовица. В том, что она лишена и того счастия, которое приносят дети, заключается ее преимущество, потому что в замен всего она имеет Бога». А питающиеся пространно (изнеженно живущие), «такие не имеют ни души, ни духа, а живут только плотию. И Писание называет их бездушными, говоря: «не имать Дух Мой пребывали в человецех сих, зане суть плоть (Быт. 6:3). Они имели душу, но мертвую; потому и названы плотию. Апостол говорит: заповедую, чтобы не пресыщались, потому что это есть явный грех, так что тому, кто ведет роскошную жизнь, нельзя и вовсе неуместно быть причастником таинств. Поэтому и мы, повинуясь Павлу, будем заповедовать, что вдовицы, которые преданы сластолюбию, должны быть исключены из числа вдовиц. О не пекущихся же о родных он говорит: Бог для того и учредил родственные связи, чтобы мы имели больше случаев благотворит друг другу. Поэтому, если ты не делаешь того, что делает неверный, то ужели ты не отказался от веры и не стал хуже неверного? Куда же должен быть отнесен и где займет место тот, кто обижает присных своих».

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

6 а сластолюбивая заживо умерла.

7 И сие внушай им, чтобы были беспорочны.


5:6–7. Вдова же, пристрастная к житейским удовольствиям и преданная им (сластолюбивая), хотя на вид и кажется живой, а в существе дела она мертва, именно духом. Жив духом тот только, кто, отрешившись от всего чувственного, живет в общении с Богом, оживотворяющим его. А живущий чувственностью, живет вдали от Бога, дух его заморен без общения с Богом. Такова и вдова, преданная чувственности. Святой Павел внушает Тимофею. И сие внушай им со всею строгостью, запрещай им так жить, потому что это явный грех, а они, как христианки, должны быть беспорочны.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible