Скрыть
Равным образом и добрые дела явны; а если и не таковы, скрыться не могут.

Святые отцы

Прочие

Анастасий Синаит, прп. (†701)

Равным образом и добрые дела явны; а если и не таковы, скрыться не могут

Научающие благим догматам, устраивающие больницы для немощных и приюты для сирот, а также созидающие храмы, [все таковые люди,] которые отдают [для подобных целей] имущество и доходы свои, после кончины стяжают добрую память и получают соответствующие воздаяния [на небесах]. Ибо не соответствовало бы правде Божией, чтобы плохому [человеку] воздавалось бы плохим [после его кончины], а доброму не воздавалось бы в той же мере добрым.

Вопросы и ответы

Икумений Триккский, прп. (†Xв.)

Ст. 24-25 Неких человек греси предъявлени суть, предваряюще на суд: неким же и последствуют. Taкоже и добрая дела предъявлена суть: и сущая инако, утаитися не могут

Сказавши выше: ниже приобщайся чужим грехом, Апостол поясняет здесь эти слова. Что же, мог сказать Тимофей, если я не знаю грехов рукополагаемого, разве я сделаюсь участником в них? Апостол отвечает: «грехи некоторых людей явны и прямо ведут к осуждению“, – такие грехи ты, конечно, будешь знать, когда будешь испытывать рукополагаемого, а «некоторых открываются впоследствии», т.е. после рукоположения; в первых грехах ты сделаешься участником, потому что только по небрежности ты мог не знать явных грехов, а во вторых – нет, потому что ты не мог знать их. – Помню, что читал у одного из святых отцов и такое объяснение этих слов: те люди, грехи которых явны, известны всем, значит должны быть известны и тебе, – а за теми, грехи которых открываются впоследствии, ты должен зорко следить. Если поступишь в чем-либо не так, сделаешься участником в чужих грехах. Блаженный Василий (Великий) истолковал эти слова так, как-будто в этой главе ничего не говорится о рукоположении. Те, которые грешили одни, одни и имеют грехи, прямо ведущие к осуждению их; но за теми, которые после смерти оставили другим соблазн ко грехам, как напр. Несторий и другие еретики, – за теми, даже после того как они ушли, следуют грехи: им вменяются грехи всех тех, которые согрешили чрез них. – Taкоже и добрая дела… Все, что сказано о грехах, приложимо и к добрым делам. Бывают такие люди, которые делаются причиною того, что и другие спасаются. Добрыя дела последних вменяются и тем, которые положили в них доброе семя. Или иначе: это Апостол сказал о нечестивых ересиархах. Они имеют такой грех, который следует за ними даже после их смерти, именно пагубное учение, оставленное ими в этой жизни. Погибель совращенных их учением служит для них причиною вечного наказания.

Пастырские Послания апостола Павла

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Равным образом и добрые дела явны; а если и не таковы, скрыться не могут

Величайшее утешение для праведных заключается в том, что добрые и недобрые дела бывают и здесь известны, но особенно там, где все обнажено.

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Такожде и добрая дела предъявлена суть, и сущая инако, утаитися не могут

Что сказано о грехах, то же приложимо и к делам добрым. И они у иных бывают предъявлены, — наперед известны, идут впереди человека, рекомендуя его. А у иных бывают инако, то есть не бывают явны, неизвестными остаются, так что нельзя с первого разу сказать, каков тот-то, хорош или худ. Но, говорит, и такие дела утаиться не могут: расследуй, и найдешь. До очевидности представляет сие история избрания в епископы в городе Команы святого священномученика Александра из угольников. Избрание происходило под председательством святого Григория чудотворца Неокесарийского. Когда несколько лиц, предъявленных к избранию, не были одобрены, кто-то выкрикнул: уж не Александра ли угольника избрать?! Но стал святой Григорий разбирать и нашел, что он достойнее всех, и всеми был (августа 12-го).

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 24-25 Грехи некоторых людей явны и прямо ведут к осуждению, а некоторых открываются впоследствии. Равным образом и добрые дела явны; а если и не таковы, скрыться не могут

Свое обращение к Тимофею апостол заключает некоторым утешением ему. Так как, действительно, Тимофею могло быть поставлено в упрек употребление им вина, то апостол успокаивает его тем, что его истинное побуждение, по которому он будет пить вино, не скроется от очей Всеправедного Судии. Так грехи некоторых лиц явны и теперь для всех, а у других такие же грехи - прикрыты; тем не менее и эти прикрытые грехи со временем - на страшном суде - обнаружатся. А ведь человек и должен бояться не человеческого, а Божьего суда.

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Ст. 24-25 Грехи некоторых людей явны и прямо ведут к осуждению, а некоторых открываются впоследствии. Равным образом и добрые дела явны; а если и не таковы, скрыться не могут.

Об очевидности грехов, равно как и добрых дел, представляющихся иногда не таковыми, Апостол говорит, вероятно, предостерегая Тимофея от возможного смущения при исследовании дел всех вверенных его руководству, как пресвитеров и диаконов, особенно пред их рукоположением, так и вдовиц старых и не старых, а равно и всех прочих многочисленных пасомых, чтобы всех руководствовать сообразно с их нравственным состоянием и наставлять к дальнейшему совершенству, по мере сил их.

Преосв. Феофан пишет: «когда сказал Апостол: не рукополагай скоро, а исследуй прежде, достоин ли кто, – то у св. Тимофея еще мог родиться вопрос, да как же быть, ведь не узнаешь?! Апостол предотвращает такое недоумение, как-бы говоря: как не узнаешь? Иных людей грехи идут впереди их, весть о делах их предшествует им. И это наперед будет руководить тебя к произнесению суждения о нем. Остается после только проверить, так ли на деле есть, как слышится. И суд сам собою определится. Некоторых же людей грехи не явны. Они умеют их прикрывать. Но дела их все же стоят за ними и влекутся вслед их, как хвост кометы».

По учению же Св. Василия Великого, дела некоторых грешников, делающие их достойными осуждения, не прекращаются с их смертию, а продолжают твориться и без них, со вменением однако же им. Это именно такие дела, худые последствия которых не прекращаются со смертию наделавших их, а продолжают или совращать в неверие и зловерие, или увлекать к худой жизни. Таковы ереси и еретические писания и соблазнительные увеселения и обычаи. Кажется, в таком именно смысле объясняется возрастание грехов и происхождение одних от других в 7-м правиле ѴII вселенского собора. «В сообразность этому основному значению, в данном месте греческое слово «открываются» означает: развиваются, возрастают» (см. у П. Полянского, стран. 505).

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

24 Грехи некоторых людей явны и прямо ведут к осуждению, а некоторых открываются впоследствии.

25 Равным образом и добрые дела явны; а если и не таковы, скрыться не могут.

Тимофея могло затруднять еще и то, как узнать, грешен ли рукополагаемый или нет? Святой Павел, как бы отвечая на это недоумение Тимофея, говорит.
5:24–25. Как узнать, кто грешен, кто добр? Будь внимателен к тому, что говорят кругом. Грехи людей идут впереди их, весть о делах их предшествует им, и прежде, чем увидишь ты кого из таких в лицо, тебе уже может быть известно, что он нечист сердцем и телом, нечист на руку, нечист языком и подобное. И это наперед уже будет руководить тебя к произнесению суждения о нем, достоин он священства или нет. Присмотрись и увидишь. К этому тебя обязывает, и дает тебе право мое постановление – руки скоро не возлагай ни на кого, разбери, рассмотри, расследуй. Если же и тогда что укроется от тебя, то ты не будешь виновен в этом, потому что со своей стороны сделал все, от тебя зависящее. Что сказано о грехах, то же можно приложить и к добрым делам. У одних они бывают явны, идут, так сказать, впереди человека, рекомендуя его, а у иных – нет. Так что нельзя бывает сразу сказать о человеке, каков он – хорош или плох. Но и это только с первого взгляда, и такие дела укрыться не могут. Расследуй, и найдешь.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible