Скрыть
Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели.

Святые отцы

Прочие

Икумений Триккский, прп. (†Xв.)

Ст. 17-21 Прилежащии же добре пресвитеры сугубыя чести да сподобляются: паче же труждающиися в слове и учении. Глаголет бо Писание: вола молотяща не обротиши; и: достоин делатель мзды своея. На пресвитера хулы не приемли, разве при двою или триех свидетелех. Согрешающих же пред всеми обличай, да и прочии страх имут. Засвидетельствую пред Богом и Господом Иисус Христом и избранными Ангелы, да сия сохраниши без лицемерия, ничесоже творя по уклонению

Какие пресвитеры добре прилежат (προεστῶτες – предстоят), это видно из слов Иисуса Христа: пастырь добрый душу свою полагает за овцы (Ин. 10:11). – Сугубыя чести да сподобляются. Под честью Апостол разумеет пользование или лучше доставление всего необходимого. Сугубыя – сравнительно с вдовами, а не с пресвитерами, недостойно предстоящими, которые не заслуживают даже простой чести, но изгоняются; или же – сугубыя, т.е. великой чести. - Паче же труждающиися в слове, не хвастливом, конечно, а таком, которое может питать духовно. Где же теперь говорящие, что для пресвитера не нужно ни слова, ни учения, а только жизнь? Пусть послушают теперь, как апостол Павел предпочитает слово: он даже прибавил здесь паче. Правда, вместе с остальными качествами требуется и добрая жизнь, но когда речь идет о догматах, то какое значение имеет здесь жизнь? Обрати внимание и на приведенные Апостолом изречения: вола молотяща не обротиши, а не молотящему должно заграждать рот. - Достоин делатель мзды своея. И Иисус Христос говорит совершенно согласно с законом: мзды, т.е. пропитания, делатель – трудящийся; а не трудящийся не достоин пропитания. Эти слова относятся к учителям, трудящимся в учении. На пресвитера (κατὰ πρεσβυτέρου – на старейшего) хулы не приемли. Что же? а на юного можно принимать хулу? Нет. Апостол как бы так говорит: ни на кого, а особенно на пресвитера. От этого должен удерживать нас уже возраст его. Под пресвитером Апостол разумеет здесь вообще – старейшего по возрасту. - Согрешающих же пред всеми обличай. Исследуй тщательно и, когда убедишься, тогда строго порицай: это и значит – обличай (ἔλεγχε). Пред всеми, чтобы и остальные были благоразумны. Так действовал и сам Бог по отношение к Фараону (Исх. 14:1 и сл.) и к Навуходоносору (Дан. 4:1 и сл.). – Засвидетельствую пред Богом. Видишь апостольскую ревность? Хотя он пишет Тимофею, однако не просто требует от него исполнения всего этого, но и призывает в свидетели Бога, чтобы оградить себя на тот случай, если что-нибудь будет сделано не так, как должно. Но почему, призвавши во свидетели Бога Отца и Сына, Апостол присоединил и Ангелов? Потому что и Ангелы будут присутствовать вместе со своим Владыкою на суде и будут свидетельствовать о том, что он сказал. У нас также есть обычай брать во свидетели и высших, и низших. И Иаков берет во свидетели и Бога, и холм, на котором поставил каменный столп (Быт. 31:46 и след.). - И избранными Ангелы. Называет их избранными, потому что демоны тоже ангелы, но только отверженные. - Да сия сохраниши без лицемерия (χωρὶς προκρίματος – без предубеждения), т.е. всего того, что я сказал тебе, не делай не обдумавши, как придется, без предварительного обсуждения. – Ничесоже творя по уклонению (κατὰ πρόσκλησιν2 – по приглашению), то же, что по предубежденнию, которое часто бывает далеко от истины. πρόκλησις и бывает тогда, когда уговаривают кого-либо сделать что-нибудь без обсуждения. – Климент в седьмой книге Гипотипоз вышеприведенные слова: да сия твориши χωρὶς προκρίματος понимает так: чтобы ты сохранил все это, остерегаясь подпасть суду и наказанию за непослушание в случае нарушения чего-либо. А святой Василий в толковании притчей говорит: ничесоже творя κατὰ πρόσκλισιν (а не πρόσκλησιν), т. е. не склоняясь к тому, что не право, а правый суд произнося. Именно он так говорит: ничего не делая по уклонению, но произнося правые и неподкупные суды.

Пастырские Послания апостола Павла

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели

То есть тех, которые упорствуют в грехе и которых найдешь по тщательном исследовании, обличай сильно и строго, не для удовлетворения своему гневу, но чтобы прочие страхом вразумлялись. Ибо епископу должно быть и страшным. Ибо как бывает вредно осуждать необдуманно, так гибельно и не обличать виновных, потому что чрез это распространяется греховная болезнь на многих. Как же Господь сказал в Евангелии: если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним (Мф. 18:15)? Но Господь же повелевает и обличать пред обществом упорствующего во грехе. Итак, что же? Не произведет ли обличение пред обществом соблазна? Напротив, больше бывает соблазна, когда не обличают всем известного грешника. Поэтому и Бог, выставляя как бы на вид, наказал фараона (Исх. гл. 14), Навуходоносора (Дан. гл. 4) и многих других, с целью вразумить живущих на земле людей.

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Согрешающих же пред всеми обличай, да и прочии страх имут

Речь идет все о пресвитерах. Если по исследовании окажется кто из них действительно согрешившим, обличай его пред всеми, чтоб и прочие страх имели и с большею осторожностию удерживались от грехов. Ибо если пресвитеру не дается пощады, то что достанется другим? Амвросиаст пишет: «хотя не легко верить должно взводимой на пресвитера вине; но если доказано будет или явно будет, что он поступил нехорошо, то, в таком случае, Апостол повелевает обличать его публично, чтоб и прочие страх имели,—что очень полезно не только для освященного клира, но и для народа. Ибо, когда увидят, что и сановитый муж обличается за грех, поневоле и сами себя будут держать осторожно». То же читаем и у блаженного Феодорита: «не осуждай, говорит, прежде обличений, явно же обличенных в каких-либо беззакониях не удостоивай пощады; но, по уличении, произноси на них приговор в присутствии всех, чтоб из страха наказания избегали греха». Святой Златоуст рассуждает при сем о всех вообще погрешающих, так, однако ж, что речь его может быть применяема и частнее к суду над пресвитерами. «Не тотчас отсекай (то есть произноси суд и делай расправу), но все исследуй с великою точностию. Когда же ясно узнаешь, строго взыскивай, чтоб и другие вразумлялись. Ибо как необдуманно осуждать бывает вредно, так и не наказывать явно согрешивших — значит: давать дорогу другим к тому, чтоб и они сие творили и на сие покушались. Обличай, говорит, показывая, что (нужно действовать) не кое-как, но с строгостию, потому что таким образом и другие будут бояться.— Но не больше ли будет соблазна, когда пред всеми станешь обличать? Каким же это образом? Когда узнают грех и не будут видеть наказания, тогда действительно станут соблазняться. Ибо от того, что согрешившие остаются ненаказанными, многие естественно и сами поползаются на грех; как, наоборот, от того, что они бывают наказываемы, многие исправляются. Так действовал и Бог. Он вывел фараона на среду (напоказ всем) и наказал; видим также, что (явно пред всеми) получили наказание и Навуходоносор, и многие другие люди и города. — Следовательно, Апостол хочет, чтоб все имели страх пред епископом, и поставляет его над всеми».

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 17-20 Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении. Ибо Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящего; и: трудящийся достоин награды своей. Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях. Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели

Переходя к пресвитерам, апостол требует, чтобы они за свое предстоятельское служение были почитаемы вдвойне - и как старцы по возрасту, и как носители особого высокого звания. Особенно заслуживают такого почета те, которые не только занимаются делами церковного управления, но и выступают как проповедники и учители веры. Почтение же должно выражаться прежде всего в вознаграждении за их труды, которое пресвитеры должны получать, как и всякий трудящийся: об этом сказано и в Ветхом (Втор. XXV:4), и в Новом Завете (Мф. X:10). Что же касается пресвитеров, не удовлетворяющих своему высокому назначению, то обвинение против них должно быть принесено при достаточном количестве свидетелей. В таком случае жалующийся на пресвитера, конечно, будет осторожнее в своих речах против пресвитера, чем в том случае, когда он будет наедине с епископом. Если пресвитер окажется действительно виновным, то его нужно обличить пред всеми другими пресвитерами, чтобы этим самым предохранить последних от повторения тех же проступков, в каких изобличен повинный пресвитер.

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Ст. 19-21 Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях. Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели. Пред Богом и Господом Иисусом Христом и избранными Ангелами заклинаю тебя сохранить сие без предубеждения, ничего не делая по пристрастию.

Суд над пресвитером Апостол заповедует не начинать, не имея двух или трех достоверных свидетелей, и совершать суд с великою осторожностию; заклинает пред Богом и Ангелами приступать к делу не предубежденно и вести его беспристрастно. Когда оговоренный окажется виновным, Апостол повелевает обличить его пред всеми, чтобы предупредить других от впадения в подобные проступки. «Апостол не сказал: не осуждай, но: и не принимай обвинения, и вовсе не призывай на суд». «Когда же случится, что предстанут два или три свидетеля, в подтверждение и обвинение (как это требовалось по закону (Втор. 19:15) относительно всех), тогда принимай это обвинение, но, принимая во внимание, исследуй и по исследовании уже произноси суд и взыскивай. Слова Апостола указывают на строгое исследование. Не тотчас отсекай, но все исследуй с великою точностию. Когда же ясно узнаешь, строго взыскивай, чтобы и другие вразумлялись. Ибо как необдуманно осуждать бывает вредно, так и не наказывать явно согрешивших – значит давать дорогу другим к тому, чтобы и они сие творили. Обличай, говорит, показывая, что не как-нибудь, но со строгостию, потому что таким образом и другие будут бояться. Следовательно, Апостол хочет, чтобы все имели страх пред епископом и поставляли его над всеми». «Когда стал говорить о суде, присовокупил: засвидетельствую пред Богом»... Страшное изрекает он внушение. Он как будто так сказал: «призываю во свидетели Бога и Сына Его и слуг Его, что я заповедал тебе; вот пред всеми заповедую тебе». Он устрашает Тимофея, призывает он Отца и Сына во свидетели сказанного для того, чтобы в грядущий день, если бы совершилось что вопреки долга, остаться правым пред Ним, т. е. снимая с себя всякую ответственность» (Златоуст). По изъяснению блаж. Феофилакта, Апостол как бы так говорит Тимофею: «будь ровен к тем, о коих идет суд, чтобы не случилось решение без рассуждения (прокрима). Ничего не делай по уклонению, т. е. по пристрастию, преклоняясь на одну сторону, чтобы никто не предзанимал тебя и, наперед привлекая тебя к себе, не расположил тебя по этому одному произнести суд и постановить решение».

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

19 Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях.

20 Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели.

Далее Апостол учит, как поступать при обвинении пресвитеров.
5:19–20. Пресвитеры, имея долг исправлять, легко подвергаются нерасположению исправляемых, которые начинают присматривать за поведением пресвитера, находить в нем недоброе, и доносить на него начальству. Так как в таких доносах нередко бывает ложь – клевета, то святой Павел советует быть осторожными, чтобы не принять обвинений голословных, а требовать, чтобы они подтверждены были двумя, или тремя свидетелями. Если свидетели подтвердят, и докажут достоверность обвинения, то виновного пресвитера епископ должен публично, пред всеми, обличить со всею строгостью, чтобы и прочие имели страх и с большою осторожностью воздерживались от грехов.
«Но не больше ли будет соблазна, когда пред всеми будешь обличать? Каким же это образом? Когда узнают грех и не будут видеть наказания, тогда действительно станут соблазняться. Ибо оттого, что согрешившие остаются не наказанными, многие, естественно, и сами поползаются на грех, как наоборот, оттого, что они бывают наказываемы, многие исправляются» (Златоуст). Суд епископский, над обвиняемым пресвитером, должен быть вполне беспристрастен.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible