Скрыть
Они подлежат осуждению, потому что отвергли прежнюю веру;

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 11-12 Молодых же вдовиц не принимай, ибо они, впадая в роскошь в противность Христу, желают вступать в брак. Они подлежат осуждению, потому что отвергли прежнюю веру

Молодых же вдов избегай, ибо плоха надежда на них. Они почитаются ради степени (диаконниссы) и вдаются в роскошь. Плоть одолевает, и они желают выходить замуж, предпочитая осуждение, потому что прежнюю веру отвергли, то есть прежний обет свой (вдовства).

Икумений Триккский, прп. (†Xв.)

Ст. 9-13 Вдовица же да причитается не менши лет шестидесятих, бывши единому мужу жена: в делех добрых свидетельствуема, аще чада воспитала есть, аще святых нозе умы, аще странныя прият, аще скорбным утешение бысть, аще всякому делу благу последовала есть. Юных же вдовиц отрицайся: егда бо разсвирепеют о Христе, посягати хотят, имущыя грех, яко первыя веры отвергошася. Купно же и праздны учатся обходити домы: не точию же праздны, но и блядивы и оплазивы, глаголющыя, яже не подобает

Здесь апостол Павел вместе с другими качествами вдов точно определяет и возраст их, затем указывает и причину этого, – но так однако, что та вдова, которая имеет шестьдесят лет, но не удовлетворяет другим качествам, не должна быть причисляема к вдовам. – Некоторые полагают, что он говорит здесь о вдовах, зачисляемых во вдовье учреждение (έις τὸ χηρικὸν τεταγμένας). - В делех добрых свидетельствуема. Сказавши вообще: в делех добрых, Апостол далее подробно исчисляет эти добрые дела. О воспитании детей он и прежде говорил. Но как же ей быть, если она не имеет детей? Пусть исполняет остальные требования. - Аще странныя прият. Видишь ли, что и здесь благодеяния к своим домашним Апостол ставит прежде благодеяний, оказываемых чужим! Прежде он сказал: аще чада воспитала есть, а потом уже присоединяет: аще странныя прият. – Аще святых нозе умы. Но вдова может сказать: я по своей бедности не имею возможности принимать странников и помогать нуждающимся. Но разве ты не можешь, отвечает ей Апостол, умыть ноги святым? Разве не имеешь возможности быть усердной ко всякому доброму делу? Аще святых нозе умы, т.е. если не стыдясь исполняла самые низкие обязанности по отношению к ним. Так понимает и Климент в седьмой книге Гипотипоз. - Аще всякому делу благу последовала есть, т.е. принимала участие, служила. Если ты сама не можешь сделать чего-либо, то по крайней мере можешь послужить, содействовать доброму делу. – Юных же вдовиц отрицайся. Почему Апостол нигде, кажется, не выражает особенной заботы о девственницах, хотя их подвиг гораздо труднее? Потому что девственницы вследствие особенной ревности по вере не вступали в брачную жизнь, а вдовы часто вследствие необходимости, вследствие того, что остались одне; с другой стороны, Апостол выразил не малую заботу и о девах, когда сказал, чтобы оне «благочинно и непрестанно служили Господу без развлечения» (1Кор. 7:35). - Егда бо разсвирепеют о Христе. Может быть некоторые и поступили так. Смотри же, что истинные вдовы обручаются Христу и, обручившись Ему, поставляются наравне с девами. Обручих бо вас единому мужу деву чисту представити Xpиcтoви (2Кор. 11:2), пишет Апостол в Коринфянам, но это относится и ко всякой церкви. – Но что значит: егда разсвирепеют (καταστρηνιάσωσι)? Это значит: когда вознерадят о вдовстве, когда развратятся, когда будут притворяться нежелающими брака, когда с надменностию или безчувствием отнесутся ко Христу и, отвергши Его, как Жениха, пожелают вступить в брак. Так сделают оне, очевидно, потому, что избрали вдовство, не подумав хорошо. - Имущыя грех, яко первыя веры отвергошася. Апостол разумеет здесь обет, данный Христу. Обещавшись обручиться с Ним навсегда, вдовы эти после отвергают Его, когда вступают в брак с человеком. – После этого оне, говорит Апостол, впадают и в другой грех, – в праздность. Значит, он заповедует трудиться не только мужчинам, но и женщинам, так как всякое зло рождается из праздности. - Купно же праздны учатся обходити домы… Имея себе незаконных мужей, которые доставляют им все необходимое, оне уже не занимаются делом, а заботятся только о том, чтобы нравиться мужчинам. - Не точию же праздны, но и блядивы (φλύαροι – болтливы) и оплазивы (περίεργοι – любопытны). Творец даровал нам ум деятельный, и потому, если мы не направляем его к доброй деятельности, то он сам стремится к худой.

Пастырские Послания апостола Павла

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Они подлежат осуждению, потому что отвергли прежнюю веру

Верой апостол называет обет. Нарушили, говорит, договор со Христом, и за то подлежат осуждению.

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Юных же вдовиц отрицайся: егда бо разсвирепеют о Христе, посягати хотят, имущия грех, яко первыя веры отвергошася

Отрицайся — юным вдовицам отказывай в приеме в хор вдовиц. «Запрещает Апостол молодых вдовиц принимать в этот чин; потому что возрасту, всегда готовому поскользнуться, не следует легко верить» (Амвросиаст). «Молодые вдовицы сами подали повод к такому постановлению тем, что не выдерживали вдовства» (блаженный Феофилакт).

Разсвирепеют, καταστρηνιασωσιν, — подпадут неудержимым стремлениям плотской жизни, — утешной, сластолюбивой, удовольственной. «Что значит: καταστρηνιασωσιν? To есть - когда обесчувствеют, когда, охладевши к вдовству, вознерадят о нем, огрубеют к нему, - когда, побеждены быв желанием сластей, уже только притворно показывают себя чуждающимися брака, в самом же деле вожделевают его - и вследствие того с грубою надменностию или бесчувствием отвращают очи свои от Христа, яко жениха» (Экумений, блаженный Феофилакт). «И вдовицы своим вдовством (когда решаются вдовствовать) обручаются Христу» (святой Златоуст). «Почему вчиняются в тот же порядок жизни, как и девственницы. И к ним может быть относимо слово Апостола: обручих бо вас единому мужу деву чисту представити Христови (2Кор. 11, 2). Теперь же, когда, несмотря на то, что посвятили себя Христу, посягати хотят, хотят брака и замужества, — очевидно не хотят уже Его единого иметь женихом и, предпочитая Ему человека, горделиво действуют против Него» (Экумений, святой Златоуст, блаженный Феофилакт).

Имущия грех, яко первыя веры отвергошася.

«Верою называет обет; как бы так говорит: обманули Его, отвергли Его, нарушили обет» (святой Златоуст). Ибо «решившись для Христа жить во вдовстве целомудренно, вступают во второй брак» (блаженный Феодорит). «Приемля такое решение — вдовствовать для Христа, — они вступают в завет с Ним, что обручаются Ему навсегда. Склоняясь теперь на брак с человеком, они нарушают сей завет и за то подлежат осуждению» (Экумений, блаженный Феофилакт). Грех, κριμα, — дело преступное, суду и осуждению подлежащее. «Очевидно, что они избрали вдовство легкомысленно, не подумав хорошо» (святой Златоуст). Чтоб не было между верующими вдовицами таких неосмотрительных решений, Апостол и пишет правило — не полагаться на скорые слова обетов. Это написал Апостол для вразумления и самих вдовиц, «чтоб не дерзали на то, что выполнить трудно. Ибо неразумно давать обещание, твердости которого по юности возраста и сами они не должны доверять. Отступив от него, они праведно подлежат осуждению. Ибо достоин осуждения тот, кто отступает от того, что признал правым и что, как правое, начал делать. Сколько похвально, если кто точно исполнит то, что представляется высшим его сил; столько же достоин он порицания, если по неразумной самоуверенности возложит на себя то, чего понести не может» (Амвросиаст).

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 11-13 Молодых же вдовиц не принимай, ибо они, впадая в роскошь в противность Христу, желают вступать в брак. Они подлежат осуждению, потому что отвергли прежнюю веру; притом же они, будучи праздны, приучаются ходить по домам и бывают не только праздны, но и болтливы, любопытны, и говорят, чего не должно

Молодые вдовы не должны быть вносимы в список вдов, получающих пособие от Церкви, потому что они, утешаясь Христом или, точнее, получая пособие от Церкви Христовой (по-русски выражение katasthnaacosi) переведено слишком обще: «впадая в роскошь противно Христу»), в то же время думают не о том, чтобы послужить Христу или Его Церкви, а о личных своих выгодах и прежде всего об утехах брачной жизни.

Они подлежат осуждению (какому и от кого - не сказано), потому что изменили своему прежде высказанному решению - отдать себя на служение Церкви. Кроме того, апостол считает нужным указать и на то, что такие вдовы привыкают к праздности и пустым пересудам в разговорах с другими женщинами.

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Ст. 11-15 Молодых же вдовиц не принимай, ибо они, впадая в роскошь в противность Христу, желают вступать в брак. Они подлежат осуждению, потому что отвергли прежнюю веру; притом же они, будучи праздны, приучаются ходить по домам и бывают не только праздны, но и болтливы, любопытны, и говорят, чего не должно. Итак я желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом и не подавали противнику никакого повода к злоречию; ибо некоторые уже совратились вслед сатаны.

Молодых вдов изображает Апостол неблагоприятными чертамиНе занимаясь делом, они бродят по чужим домам, разносят всякие слухи, разузнают их, предаются болтовне, ищут мужей, с готовностию оставить веру, что уже и сделалось с некоторыми, чем предались сатане и дали повод верным и неверным к осуждению. Чтобы предотвратить все эти неблаговидности, Апостол заповедует Тимофею не включать таковых молодых вдов в число церковных вдовиц, но содействовать вступлению их в брак, чтобы потом в рождении и воспитании детей они нашли обычное для всех женщин дело и тем избегли от всяких поводов к злоречию, особенно со стороны противников веры: Иудеев и язычников, а также и еретиков, проповедовавших вредное безбрачие, отчасти по заблуждению и отчасти с гнусными целями, коих они с удобством достигали среди молодых вдовиц.

Молодые вдовицы сами подали повод к такому постановлению о них», говорит блаж. Феофилакт. «Они не выдержали вдовства. Приемля таковое решение, вдовствовать для Христа, они вступают в завет с Ним, чем обручаются Ему навсегда. Склонясь же на брак, они нарушают завет сей и за то подлежат осуждению. Быв побеждены желаниями сластей и охладевши к вдовству, они уже только притворно показывают себя чуждающимися брака, в самом же деле вожделевают его, и, вследствие того, с грубою надменностию и бесчувствием (свирепеют) отвращают очи свои от Христа, яко жениха». «Очевидно, что они избрали вдовство легкомысленно, не подумав хорошо», говорит св. Иоанн Златоуст. «Лучше было бы, конечно, если бы они не отворачивались от Христа и не нарушали своего обета. Но как некоторые поскользаются на это, то лучше пусть не вступают в завет со Христом и, не давая обета посвящать себя Ему, вступают вновь в брак» (Экумений). «Ибо в таком случае и Бог не бывает отвергаем, и сами они не учатся быть праздными. Но дабы ты не подумал, что Апостол дает им вольную проводить жизнь, он прибавил: ни едины же вины даяти противному хулы ради... Он отвергает сих вдовиц, не желая того, чтобы они прелюбодействовали, не желая того, чтобы они были праздны, без нужды пытливы, чтобы не говорили чего не следует, не желая, чтобы диавол находил в них повод (к осуждению), так что, если б сего не было; то он и не отверг бы их».

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

11. Молодых же вдовиц не принимай, ибо они, впадая в роскошь в противность Христу, желают вступать в брак.

12 Они подлежат осуждению, потому что отвергли прежнюю веру;

13 притом же они, будучи праздны, приучаются ходить по домам и бывают не только праздны, но и болтливы, любопытны, и говорят, чего не должно.

Что касается вдовиц молодых, то таким святой Павел советует вступать во второй брак.
5:11–13. Что касается до молодых вдовиц, то их, говорит, не вноси во вдовий список, чтобы содержать их на счет церковный. Почему? Как видно, некоторые молодые вдовицы давали обет остаться в своем вдовстве, что и заявляли настоятельно Церкви, прося пособия, а потом изменяли своему обету, подпадали неудержимым (свирепым) стремлением плотской жизни, отвращали очи свои от Христа, Которому посвятили себя по обету, обманули Его, отвергли Его, и тем впали в грех и нарушили свой обет – отвергли прежнюю веру (Златоуст) тем, что опять хотят вступить в брак. Притом же молодая вдовица живет не в уединении, ей это скучно, а ищет развлечений, ходит по домам знакомых, и здесь предается болтливости, любопытству и всяким праздным речам.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible