Скрыть
Если какой верный или верная имеет вдов, то должны их довольствовать и не обременять Церкви, чтобы она могла довольствовать истинных вдовиц.

Святые отцы

Прочие

Икумений Триккский, прп. (†Xв.)

Ст. 14-16 Хощу убо юным вдовицам посягати, чада рождати, дом строити, ни едины же вины даяти противному хулы ради. Се бо некия развратишася в след сатаны. Аще кто верен или верна, имат вдовицы, да довлит их, и да не тяготится церковь, да сущих истинных вдовиц удоволит

Конечно, хорошо было бы, если бы оне, однажды причислившись к вдовам, не пренебрегали Христом, как Женихом, и не отвергались от первого своего обета; но так как некоторые делают это, то пусть лучше вступают в брак, не давая обета навсегда обручиться Христу. В этом нет греха, между тем как в том случае оне согрешают. Забота и частые скорби не позволят им рассееваться и бездействовать. - Ни едины же вины даяти противному. Если молодые вдовы будут вступать в брак прямо, не обручившись прежде Христу, то и сами оне не будут иметь повода к злоречию. Апостол заповедал им вступать в брак, чтобы оне не проводили беззаботной жизни: окруженные и угнетаемые со всех сторон заботами, оне станут жить благообразно. - Се бо некия развратишася. Но, спросит кто-либо, почему Апостол делает такое предостережение относительно юных вдов и как-будто он больше заботится о них, чем о девственницах? Потому, отвечает Апостол, что оне сами подали повод к тому своим уклонением в след сатаны. Говорю это я не потому, что желаю, чтобы юные не оставались во вдовах, но потому, что боюсь, чтобы оне не отверглись от Христа. - Аще кто верен или верна, имат вдовицы… Кстати Апостол прибавил: верен или верна. Если бы это были неверные, то верным не должно было бы у них питаться, чтобы не казалось, что верные нуждаются в неверных. Притом же, законоположения эти Апостол обращает к тем, которые готовы послушаться его, а не к непокорным. - Да довлит их, пусть исполняет нетрудное дело, т.е. доставляет им необходимое пропитание. - И да не тяготится церковь. Итак, верные, довольствующие своих вдов, приносят пользу и тем вдовам, которые находятся на попечении Церкви, потому что Церковь, не будучи отягощена множеством вдов, может лучше содержать тех, которых содержит, именно – истинных вдов, т.е. таких, которые не имеют никакого покровителя, которые совершенно одиноки. - Да сущих истинных вдовиц удоволит. Довольствующий своих вдов, не только довольствует их, но приносит большую пользу и остальным, так как дает возможность, чтобы и те лучше содержались.

Пастырские Послания апостола Павла

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Если какой верный или верная имеет вдов, то должны их довольствовать.

Ибо вдовы верных не должны были получать пропитание от неверных, чтобы не казалось, будто имеют в них нужду. Выражением должны их довольствовать апостол указал на достаточное удовлетворение нужды, а не на роскошь.

И не обременять Церкви, чтобы она могла довольствовать истинных вдовиц.

Таким образом, верные, питающие своих вдов, вместе помогают и вдовам церковным, именно тем, что Церковь не обременяется и вследствие этого лучше может довольствовать тех, которых она питает, именно истинных вдов, то есть совершенно беззащитных и одиноких.

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Аще кто верен, или верна, иматъ вдовицы, да довлит их, и да не тяготится Церковь, да сущих истинных вдовиц удовлит

В заключение Апостол опять возвращается к тому, что положил в начале слова о вдовицах, именно — чтоб они были содержимы семьей, к которой принадлежат; на попечении же Церкви оставались одни вдовицы беспомощные. Разница, может быть, только та, что там разумеются вдова старшая, а содержатели ее — младшие — дети и внуки, а здесь, наоборот, содержатели — старшие — отец, мать, дядя, тетка или еще кто, а вдовы — младшие — овдовевшие дочери, или племянницы, или еще какие, к родству принадлежащие, в какой бы степени ни было.

Аще кто верен, или верна. «К верным обращает законоположение, кои, веруя, готовы послушаться слова Апостольского» (Экумений). Веру напоминает, говоря как бы: верные не должны допускать, чтоб свои им бедствовали, и тем меньше обращались к неверным. «Кстати он прибавил: аще кто верен,— ибо верные не должны были получать пропитание от неверных, чтоб не казалось, будто имеют в них нужду» (святой Златоуст).

Да довлит их — своих родных вдовиц. «Не сказал: да доставляет им роскошное содержание, но: да удовлетворяет их нужды» (святой Златоуст).

Да не тяготится Церковь, да сущих истинных вдовиц удовлит. Берите, говорит, вы, родные, своих родных вдовиц на свое содержание. Ибо, если бросите, Церковь должна будет взять их на свое попечение, и тогда ей тяжело будет содержать вдовиц истинных, то есть таких, у которых никакой нет родни. «Видишь ли, что опять истинными вдовицами, долженствующими состоять на попечении Церкви, называет Апостол совершенно одиноких, не имеющих ниоткуда утешения (обеспечения). (А у которых есть родные, тех велит брать родным.) И это было лучше. Потому что отсюда проистекали два немалые блага: одни находили повод делать добро, другие были хорошо пропитываемы, и Церковь не обременялась» (святой Златоуст).

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 14-16 Итак я желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом и не подавали противнику никакого повода к злоречию; ибо некоторые уже совратились вслед сатаны. Если какой верный или верная имеет вдов, то должны их довольствовать и не обременять Церкви, чтобы она могла довольствовать истинных вдовиц

Поэтому апостол решительно требует (желаю - не совсем правильный перевод выражения boulomai), чтобы молодые вдовы снова вступали в брак и занимались детьми и хозяйством, не подавая противникам христианства - иудеям и язычникам - повода хулить христианскую веру. А опасаться за молодых вдов есть основание: некоторые из них уже пошли дурною дорогою (вслед сатане). Свои наставления относительно вдов апостол заключает приглашением ко всем верующим - помогать своим вдовам - родственницам и знакомым, не обременяя заботами о них Церковь.

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Если какой верный или верная имеет вдов, то должны их довольствовать и не обременять Церкви, чтобы она могла довольствовать истинных вдовиц.

О содержании юных добрых вдовиц Апостол заповедует, что оно должно быть домашнее, а не церковное, чтобы скудные священные жертвы церковные не отымались от беспомощных, почтенных возрастом и заслугами вдовиц, чем вместе с тем юным вдовицам определяется труд, необходимый для их пропитания и препровождения времени в честных домашних занятиях. По изъяснению св. Иоанна Златоуста, «кстати Апостол прибавил: «аще кто верен», ибо верные не должны получать пропитание от неверных, чтобы не казалось, будто имеют в них нужду. Но не сказал: «да доставляет им роскошное содержание», но: «да удовлетворяет их нужды». И опять истинными вдовицами, долженствующими состоять на попечении Церкви, называет Апостол совершенно одиноких, не имеющих ни откуда утешения. И это лучше, потому что из сего проистекали два немалые блага: одни находили повод делать добро, другие были хорошо пропитаемы, и Церковь не обременялась». В этом попечении св. Ап. Павла достойно внимания то, что добрыми вдовицами считаются и юные, если они хорошо живут в своем семействе. По словам Экумения, Апостол как бы говорит так: «делаю относительно их (юных вдовиц) такое постановление не потому, что желаю, чтобы в числе вдовиц (дающих обед вдовства) совсем не было юных, но потому, что боюсь, как бы (дав обет) не оставили они потом Христа. Обращает же законоположение к верным, кои, веруя, готовы слушаться слова апостольского».

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

16 Если какой верный или верная имеет вдов, то должны их довольствовать и не обременять Церкви, чтобы она могла довольствовать истинных вдовиц.

В заключение своего учения о вдовах, святой Павел снова повторяет сказанное им в начале о содержании вдов.
5:16. Берите, говорит, вы, родные, своих родных вдовиц на свое содержание. Ибо, если бросите, Церковь должна будет взять их на свое попечение, и тогда ей тяжело будет содержать вдовиц истинных, то есть таких, у которых никого нет.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible