Скрыть
Ибо Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящего; и: трудящийся достоин награды своей.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ибо Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящего; и: трудящийся достоин награды своей

Ибо о них написано в законе: не заграждай рот вола молотящаго (Втор. 25:4), - и в Новом (Завете) сказано: достоин (есть) работник мзды своей (Лк. 10:7; Мф. 10:10).

Икумений Триккский, прп. (†Xв.)

Ст. 17-21 Прилежащии же добре пресвитеры сугубыя чести да сподобляются: паче же труждающиися в слове и учении. Глаголет бо Писание: вола молотяща не обротиши; и: достоин делатель мзды своея. На пресвитера хулы не приемли, разве при двою или триех свидетелех. Согрешающих же пред всеми обличай, да и прочии страх имут. Засвидетельствую пред Богом и Господом Иисус Христом и избранными Ангелы, да сия сохраниши без лицемерия, ничесоже творя по уклонению

Какие пресвитеры добре прилежат (προεστῶτες – предстоят), это видно из слов Иисуса Христа: пастырь добрый душу свою полагает за овцы (Ин. 10:11). – Сугубыя чести да сподобляются. Под честью Апостол разумеет пользование или лучше доставление всего необходимого. Сугубыя – сравнительно с вдовами, а не с пресвитерами, недостойно предстоящими, которые не заслуживают даже простой чести, но изгоняются; или же – сугубыя, т.е. великой чести. - Паче же труждающиися в слове, не хвастливом, конечно, а таком, которое может питать духовно. Где же теперь говорящие, что для пресвитера не нужно ни слова, ни учения, а только жизнь? Пусть послушают теперь, как апостол Павел предпочитает слово: он даже прибавил здесь паче. Правда, вместе с остальными качествами требуется и добрая жизнь, но когда речь идет о догматах, то какое значение имеет здесь жизнь? Обрати внимание и на приведенные Апостолом изречения: вола молотяща не обротиши, а не молотящему должно заграждать рот. - Достоин делатель мзды своея. И Иисус Христос говорит совершенно согласно с законом: мзды, т.е. пропитания, делатель – трудящийся; а не трудящийся не достоин пропитания. Эти слова относятся к учителям, трудящимся в учении. На пресвитера (κατὰ πρεσβυτέρου – на старейшего) хулы не приемли. Что же? а на юного можно принимать хулу? Нет. Апостол как бы так говорит: ни на кого, а особенно на пресвитера. От этого должен удерживать нас уже возраст его. Под пресвитером Апостол разумеет здесь вообще – старейшего по возрасту. - Согрешающих же пред всеми обличай. Исследуй тщательно и, когда убедишься, тогда строго порицай: это и значит – обличай (ἔλεγχε). Пред всеми, чтобы и остальные были благоразумны. Так действовал и сам Бог по отношение к Фараону (Исх. 14:1 и сл.) и к Навуходоносору (Дан. 4:1 и сл.). – Засвидетельствую пред Богом. Видишь апостольскую ревность? Хотя он пишет Тимофею, однако не просто требует от него исполнения всего этого, но и призывает в свидетели Бога, чтобы оградить себя на тот случай, если что-нибудь будет сделано не так, как должно. Но почему, призвавши во свидетели Бога Отца и Сына, Апостол присоединил и Ангелов? Потому что и Ангелы будут присутствовать вместе со своим Владыкою на суде и будут свидетельствовать о том, что он сказал. У нас также есть обычай брать во свидетели и высших, и низших. И Иаков берет во свидетели и Бога, и холм, на котором поставил каменный столп (Быт. 31:46 и след.). - И избранными Ангелы. Называет их избранными, потому что демоны тоже ангелы, но только отверженные. - Да сия сохраниши без лицемерия (χωρὶς προκρίματος – без предубеждения), т.е. всего того, что я сказал тебе, не делай не обдумавши, как придется, без предварительного обсуждения. – Ничесоже творя по уклонению (κατὰ πρόσκλησιν2 – по приглашению), то же, что по предубежденнию, которое часто бывает далеко от истины. πρόκλησις и бывает тогда, когда уговаривают кого-либо сделать что-нибудь без обсуждения. – Климент в седьмой книге Гипотипоз вышеприведенные слова: да сия твориши χωρὶς προκρίματος понимает так: чтобы ты сохранил все это, остерегаясь подпасть суду и наказанию за непослушание в случае нарушения чего-либо. А святой Василий в толковании притчей говорит: ничесоже творя κατὰ πρόσκλισιν (а не πρόσκλησιν), т. е. не склоняясь к тому, что не право, а правый суд произнося. Именно он так говорит: ничего не делая по уклонению, но произнося правые и неподкупные суды.

Пастырские Послания апостола Павла

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ибо Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящего (Втор. 25:4); и: трудящийся достоин награды своей (Мф. 10:10).

Приводит свидетельства - одно из закона, другое свидетельство Христа. В том и другом смотри, какой труд требуется от учителя. Молотить - это самый тяжелый труд: и учитель также должен быть готов ко всякого рода трудам, нуждам и огорчениям. Выражением трудящийся апостол показывает, что не должно искать неги и покоя. Трудящийся достоин награды своей, или пищи. Этими словами апостол указывает на благосостояние: ибо если трудящийся достоин награды, то тем более пищи. Но нетрудящийся - недостоин.

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Глаголет бо Писание: вола молотяща не обротиши, и: достоин делатель мзды своея (ср.: Втор. 25, 4; Мф. 10, 10).

«Здесь приводит Апостол и постановление закона, и заповедь Христову, — и то и другое согласны между собою; ибо закон говорит: вола молотяща не обротиши. Видишь ли, каких трудов требует он от учителя? (Подобных труду вола молотящего.) Потому что нет, воистину нет другого труда, равного его труду.— Но это есть постановление закона. Какую же приводит он заповедь Христову? Достоин, говорит, делатель мзды своея. Следовательно, тот, кто предается неге и покою, недостоин ее. Кто не есть вол молотящий, кто не несет терпеливо ярма, не обращая внимания на жар и терние, и не прежде оставляет его, как по собрании плодов в житницу, тот недостоин ее. — Поэтому надобно, чтобы учителям все необходимое было доставляемо в довольстве, дабы они не трудились для сего сами и, занимаясь маловажным, не пропускали важнейшего, дабы упражнялись в духовных подвигах и не имели никакого попечения о житейских делах. Таковы были левиты: они не заботились о житейском, потому что попечение о них имели миряне и законом определены были их доходы, как-то: десятины, начатки и многое другое. Но им по всей справедливости назначалось сие по закону, так как они искали настоящего; а я говорю, что предстоятели, имея вечные надежды, не должны иметь ничего больше, кроме пищи и одежды, чтоб они не развлекались этим» (святой Златоуст).

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

Ст. 17-18 Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении. Ибо Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящего; и: трудящийся достоин награды своей

Трудись добросовестно в своем звании: честь придет сама собою. Можешь, в утешение себе, вспоминать эти слова апостола Павла: Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящего; и: трудящийся достоин награды своей. К нам это ближе всего идет: труды наши особенно драгоценны для людей и стоят мзды. Хотя полная награда достойным будет от Бога.

Дневник. Том II. 1857–1858

Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)

Ибо Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящего; и: трудящийся достоин награды своей.


Из этого видно, что сугубая честь достойнейшим пресвитерам должна заключаться не в одних чувствах и словах, но должна выражаться умножением средств их пропитания и увеличением вознаграждения за их труд. Ср. Мф.10:10; Лук.10:71Кор.9:9-10.

Примечания к Апостолу и Апокалипсису в обличение штундистов и подобных им сектантов

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 17-20 Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении. Ибо Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящего; и: трудящийся достоин награды своей. Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях. Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели

Переходя к пресвитерам, апостол требует, чтобы они за свое предстоятельское служение были почитаемы вдвойне - и как старцы по возрасту, и как носители особого высокого звания. Особенно заслуживают такого почета те, которые не только занимаются делами церковного управления, но и выступают как проповедники и учители веры. Почтение же должно выражаться прежде всего в вознаграждении за их труды, которое пресвитеры должны получать, как и всякий трудящийся: об этом сказано и в Ветхом (Втор. XXV:4), и в Новом Завете (Мф. X:10). Что же касается пресвитеров, не удовлетворяющих своему высокому назначению, то обвинение против них должно быть принесено при достаточном количестве свидетелей. В таком случае жалующийся на пресвитера, конечно, будет осторожнее в своих речах против пресвитера, чем в том случае, когда он будет наедине с епископом. Если пресвитер окажется действительно виновным, то его нужно обличить пред всеми другими пресвитерами, чтобы этим самым предохранить последних от повторения тех же проступков, в каких изобличен повинный пресвитер.

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Ст. 17-18 Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении. Ибо Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящего; и: трудящийся достоин награды своей.

О пресвитерах Апостол заповедует иметь несравненно большую заботу, нежели о вдовицах истинных, как со стороны содержания, так и особенно почтения, преимущественно же о выдающихся из них своим проповедничеством и учительностию вообще. Обязательность внешнего попечения о пресвитерах Апостол подтверждает словами закона, как ветхого, так и нового. Честию (говорит св. Иоанн Златоуст) здесь называет Апостол попечение, доставление всего необходимого, подобно тому, как выше говорит: «вдовицы чти». Что же значит: «сугубые чести»? Сугубые по отношению к вдовицам, или по отношению в диаконам, или просто – великой. Апостол хочет, чтобы таких (проповедников) почитали больше, нежели всех других, и приводит причину: они, говорит, подъемлют великий труд. И справедливо. Ибо, тогда как другой и не бодрствует и не печется, но без заботы и печали пребывает, тот трудится, печется и поучается, особенно когда бывает неопытен во внешних науках. Притом он служит предметом бесчисленных разговоров. Один упрекает его, другой хвалит, иной насмехается над ним, тот оскорбляет его память и намерения, и он нуждается в великом подкреплении, чтобы переносить это. Пусть, говорит, жизнию своею научит любомудрию. Конечно, и это совершенно необходимо. Но не слышишь, что говорит св. Павел: «паче труждающиися в слове и учении»? Не очевидно разве, что он дает предпочтение учительным предстоятелям? Впрочем, о каком слове говорит он? Не о хвастливом, не о таком, которое отличается внешнею утонченностию, но о таком, которое проникнуто силою духа, исполнено разума и мудрости. Нужно не искусство и изящные выражения, а мысли, и, как обыкновенно говорят, душа». «Достоин, говорит, делатель мзды своея. Поэтому надобно, чтоб учителям все необходимое было доставляемо в довольстве, дабы они не трудились сами и, занимаясь маловажным, не пропускали важнейшего». «Предстоятели же, имея вечные надежды, не должны иметь ничего больше, кроме пищи и одежды, чтобы они не развлекались этим».

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

17 Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении.

18 Ибо Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящего; и: трудящийся достоин награды своей.

О содержании пресвитеров (5:17–18)
5:17–18. Пресвитеры выбирались из людей преимущественно пожилых, как более степенных, опытных и пользующихся уважением паствы. Через рукоположение они получили благодать священства, на продолжение дела апостольского, путем проповеди слова Божия, и освящения верующих благодатью святых таинств. В силу этого они настоятельствовали в христианских общинах, руководя их, вразумляя и исправляя. Кто заботился об этом, не щадя сил и даже жизни (ср. Ин. 10:11), тот добре предстоятельствовал. Такие предстоятели, говорит, сугубой чести достойны. «Честью здесь, как и выше, называет Апостол, доставление всего необходимого, для удовлетворения насущных нужд пресвитера» (Златоуст), чтобы их не беспокоил и не отрывал от дела недостаток в самом необходимом, но чтобы они могли всецело, с радостью отдаваться учению веры. « Настоятельнее в труде сем будет тот, кого не смиряет нужда, и ревность его все более и более будет расти, когда видит, что труд его приносит плод и для настоящей жизни» (Амвросиаст). Три дела лежат на предстоятеле Церкви – учить, руководить, то есть исправлять, и освящать таинствами. Два первых выполняются трудом, в слове и учении. И это – самое важное в пастырстве, и по своей относительной трудности, и потому, что чрез учительство пастыря, верующие приготовляются к принятию благодати в святых таинствах. Конечно, пресвитер может быть учителен и в примере своей жизни, но этого рода учительства бывает недостаточно, когда дело касается догматов. Напротив, очень нужно, и много содействует благоустройству церкви, и приносит ей огромную пользу, когда предстоятели ее учительны. Когда же этого нет, то церковь терпит ущерб. Поэтому святой Павел и прибавляет, что «сугубой чести сподобляются паче труждающиеся в слове и учении» (Златоуст). Они, по преимуществу, должны быть материально обеспечены, это доказывает святой Павел Писанием. Он приводит свидетельство закона и заповедь Христа (см. Втор. 25:4; Мф. 10:10), которые согласны между собою в том, что трудящийся (как вол) пресвитер достоин того, чтобы быть материально обеспеченным за свои труды (Златоуст).

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible