Звонница Ростова Великого

Звонница Ростова Великого
  • Дата создания: 2004
  • Техника: масло
  • Материал: холст
  • Размер: 76×101 см

Описание

Серия картин талантливого и самобытного художника Александра Косничева посвящена святыням Ростова Великого.

С особой любовью и теплотой относится художник к старинным улочкам города, деревянным домам, сохранившимся еще с позапрошлого века. Рассматривая полотна, составляющие данную серию его удивительных работ, словно окунаешься в теплую и уютную атмосферу русской глубинки. Но особое впечатление производит на зрителя колокольня Ростовского Кремля, с высоты которой открывается удивительная панорама города. Звучащие колокола наполняют площадь города и ее улицы веселым, радостным перезвоном. У каждого колокола свое имя, каждый из колоколов имеет свое уникальное звучание.

Перед зрителем предстают молчащие колокола, замершие в напряженном ожидании, как будто бы отсчитывая время, которое внезапно остановило свой отсчет. Эта тишина, пронизывающая пространство, вдруг заставляет задуматься, остановиться, отрешившись на миг от мирской суеты. В этой тишине – звучание вечности, в ней немой призыв к внутреннему сосредоточению, к молитве, к собранности духовных сил.

Композиция картины задает особый ритм – на первом плане большой колокол, язык которого привязан. Натянутая как струна вервь создает особое напряжение в этой безмолвной паузе. Она передается другим колоколам – поменьше, еще меньше, средним и малым колоколам. Этот ритм прерывается сводчатыми перекрытиями со столбами – человек, находясь здесь, на высоте, как бы переходит от одного колокола к другому, словно блуждая в лабиринте. Вдали в безоблачном небе, окрашенном нежно-голубым с золотистыми вспышками цветом могучие башни кремля, увенчанные изящными луковками.

Здесь мы наблюдаем удивительный эффект движения, особую музыку безмолвных колоколов – от патетической, величественной мелодии происходит постепенный переход к нежно-лирическому напеву. Перед нами представлен некий образ странствующей души, ее восхождения к Богу от земного к небесному, от нижних басов большого колокола к звонким дискантам маленьких колоколов.

История

Ростовские колокольные звоны знамениты с 17-го века, их записывали особыми нотами, определявшими ритм и высоту звука, ноты эти в наше время не расшифрованы.
Три самых больших колокола Ростова были на Успенской звоннице и имели собственные имена «Сысой» (2000 пудов), «Полиелейный» (1000 пудов) и «Лебедь» (500 пудов). Всего же в Ростовском уезде к началу 20-го века было примерно 1200 колоколов. В 20-е годы ХХ столетия колокола были сняты и отправлены на переплавку.

Рекомендуемая литература

Комментировать

1 Комментарий