Array ( [_ga] => GA1.2.454071938.1644253229 [_ym_uid] => 1644253229135976459 [ptrck] => 62a9b288272b21a85681186ec5d45fb2b8f50d21ec82129d658db07c3650854a [ZNPHPSESSID] => c9e3a588345683905ad9b73051c68af1 [MoodleSessionpravk] => 4e7b8e5be461cd2d85bd882c3bb54e8a [av_csrf] => gb75Z5l_GYcUyrvB [av_from_search] => yandex [ays_survey_cookie_13] => 1 [ays_survey_cookie_12] => 1 [ays_survey_cookie_6] => 1 [ays_survey_cookie_11] => 1 [_ym_d] => 1707725616 [_gcl_au] => 1.1.1418537315.1707993007 [_langs] => r [_gid] => GA1.2.901654433.1714252916 [awqkZLBFzTN-v] => cBVQHsCr [iygoBsAcVb] => ]0PHih6K[Jsa [kewncDgaR_v] => 8ks9vl [_ym_isad] => 2 [_ym_visorc] => b [PHPSESSID] => 67b0eb56db877cb4d00d523ed175e754 [rmcookie] => S:CiLxlHFLeIHI9pnCH19I-UE31tsLkAGFCH9fhP2U8sjWL2fyz1C8S3DFKfq0VJfb_nMjcGWWGiEMZzoyvE_JPTyrZEESXIXPrSAR30Ahh0-7h-Mb9ud0A6H8Dhb1sZ00oemfjioOQm6apo_gXHx0yjRY6SiwSycwKx6sYFrD44ZGFOj16XGhzRZxRevT53oLcbwmSY_4VIu_4ncnyDcmDLx5ZE8ECmRuh5SRk5JerC8HDVgqzuhLs48e2nnxr1pwE2HFOvt5m_CFzVYo85fMdNjqh7ytEFX5UX5bLYxMRVczxweFwhh17DqbytkO0XPtxsupp_XkcdjagQRW3SgBNz8aCZAdelpg7ZAWrI3WOTImO9fgWFcGio52XLIWas-Rd9Oxpk_mKFhYMjVg3fM0Q92fjirI3nZeqjwVXw9DDP2YdqWbsuBS89nX_rY0noiTEM9-nBZjQ9NfOXs2oS5DTT-kqSiQP46cQKrZ7PRSWGYPbGk52R0EJ87JBy0vfAdKuHXc9E2IE4qVancOvZlDpf1fYvZ01pri4lpyxtdx96knReflwPrhVdTfEU6R72O_4fhuQVprS96fsdaHFEcHJG2kLWXoOTbAtX9rHPLSDHqGPBjxoVOl1ho0kC1Mu_FgnlA5B8HyzPxAMO5WDsM17PbTxTanPyObGQnpTmiS0TZelMvEsDox6n2dKttHWFhZkvdU5YqfZIYB [otrid] => S:UGWHJHTw5_UtyGhZBITTHBx8sCNiJJyVxTzHbQNYW1I__ZCcX1pnk8EwnvOQYjgZlNdFnj7KsBvAYXNX1reSDwSC_EZmuPAaxDADLEsEHdMcRGn4YEBfCU1_F0L6oN8vGm2dOe3l6YEhR4Ovpwcd7tK85Xbj0JrUx7eSy4BIsusITgUUd7XbIwpYIHWVniWPGK37cZQsjmHl38j9bo3KbTN8uaNszSQvsU8= [_gat_UA-12794142-1] => 1 [_gat_gtag_UA_12794142_1] => 1 )

Новгород. Январь 1944 года

Новгород. Январь 1944 года
  • Дата создания: 2005
  • Техника: масло
  • Материал: холст
  • Размер: 140×227 см

Сюжет

Перед нами сюжет на историческую тему. Художник запечатлел победную дату освобождения Великого Новгорода от немецких захватчиков.

80 лет назад, 20 января 1944 года, советские войска освободили Великий Новгород – один из прекраснейших древнерусских городов, который в течение двух с половиной лет находился в оккупации, под постоянным артиллерийским огнем противоборствующих сторон и авиационными бомбардировками. В знаменитую Софию Новгородскую, которая перед приходом немцев была защищена маскировочными полотнищами, попало более 20 снарядов, повредивших большой купол с фреской Вседержителя, барабан, часть апсиды, хоры и своды. С центральной главы собора немцы сняли медную позолоченную обшивку, из кусков которой солдаты делали мелкие вещи для личного обихода. За два года были превращены в руины такие прославленные памятники древнерусского зодчества, как церкви Успения на Волотовом поле, Спаса на Ковалеве, Михаила на Сковородке, Благовещения на городище, с их ценнейшими фресками XII-XIV веков. Особо масштабной утратой стало разрушение церкви Спаса на Нередице, монументальная живопись которой представляла собой один из уникальных и наиболее значительных живописных ансамблей России.

Описание

На полотне художник изобразил поруганный, изрешеченный немецкими снарядами новгородский Кремль, за многострадальными стенами которого чудом сохранилась звонница. Лишенная колоколов, она представляет печальное зрелище: пустые арочные проемы похожи на выколотые глазницы ослепленного мученика-страдальца. Холодный январский день, промозглое небо, стая воронья над куполами и какая-то особая, щемящая сердце тишина. Город пуст, лишь одинокая фигура женщины с ребенком оживляет мертвый пейзаж. Из-под снега выбиваются скупые травинки не скошенного поля, слева покореженные кладбищенские кресты наспех захороненных людей, внушающие леденящий ужас. На первом плане церковные колокола, сброшенные с колокольни. Разбитые, безголосые, с вырванными языками они похожи на бездыханные тела погибших воинов-исполинов. Их громкий звучный стон еще слышится в сером затянутом тучами небе, он мелкой дрожью проходит по оставшимся проводам и обрывается внезапно в холодной зимней стуже.

Но теплится надежда – две хрупкие фигуры по дороге к храму идут, бредут наперекор порывистому ветру. Они не сломлены и дух их жив: с надеждою взирает преподобный Сергий на главном колоколе, подобно воину на Куликовом поле, восставшему из мертвых, беззвучно шепчущему самому себе: «я жив, и будут жить стоящие со мной, боровшиеся до победного конца».

История

Картина написана в 2005 году под впечатлением рассказа о событиях военных лет.

Рекомендуемая литература

Комментировать