Видение св. Петру нечистых животных

Видение св. Петру нечистых животных
  • Дата создания: ок. 1619.
  • Техника: масло
  • Материал: доска
  • Размер: 66×51 см.
  • В Библии: Деян.10:9-20

Сюжет

Художник показывает эпизод из книги Деяний, где говорится о встрече Апостола Петра с Корнилием сотником. Когда апостол Петр пребывал в Иоппии, Дух Божий призвал его положить начало проповеди Евангелия среди язычников. Произошло это через призвание  Корнилия, римского сотника, проживавшего в Кесарии Палестинской. Он и члены его семьи были язычниками, однако, отличались добродетельной и праведной жизнью.  Перед встречей с посланниками Корнилия, Петр взобравшись на крышу дома, заснул и во сне перед ним предстало чудесное видение. «На другой день, когда они шли и приближались к городу, Петр около шестого часа взошел наверх дома помолиться. И почувствовал он голод, и хотел есть. Между тем, как приготовляли, он пришел в исступление и видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю; в нем находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные. И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь. Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого. Тогда в другой раз был глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым. Это было трижды; и сосуд опять поднялся на небо. Когда же Петр недоумевал в себе, что бы значило видение, которое он видел,- вот, мужи, посланные Корнилием, расспросив о доме Симона, остановились у ворот, и, крикнув, спросили: здесь ли Симон, называемый Петром? Между тем, как Петр размышлял о видении, Дух сказал ему: вот, три человека ищут тебя; встань, сойди и иди с ними, нимало не сомневаясь; ибо Я послал их» (Деян.10:9-20).

Животные чистые и нечистые, показанные в видении означают все человечество. Те, которые признавались законом  чистыми, символически означали богоизбранный народ — Израиль, а нечистые — язычников. Как одинаково искупленным кровью Спасителя, Петру было повелено, не делать между ними различия и проповедовать не только среди избранного народа, но и в языческой среде.

Описание

На представленном полотне показан момент, когда Апостолу Петру во сне является удивительное видение: с небес спускается плат с животными, среди которых были нечистые — запрещенные еврейским Законом для употребления в пищу.

На первом плане представлена фигура Петра, погруженного в глубокий сон. На апостола с неба падает яркий свет, освещая его лицо и правую руку. На левое плечо небрежно наброшена накидка из грубой верблюжьей шерсти, которой он прикрылся от вечерней прохлады. Рядом лежит раскрытая книга, развернутая к зрителю — Священное Писание.

Действие происходит на летней террасе из тесанного камня, украшенной лепниной и скульптурными фигурами, свойственными барочной архитектуре. Художник как бы перемещает персонажа во времени и пространстве – вдали видны очертания местности – это типичный итальянский ландшафт с причудливыми куртинами, ровной гладью мирно протекающей реки, одет Апостол по моде семнадцатого столетия. На нем типичное облачение путешественника: удобная дорожная одежда.

Небо, затянутое жемчужными с серыми переливами облаками, освещается льющимся потоком света. Плат держат Ангелы – мы видим одного из них, спускающегося к спящему Петру.

Из-за того, что картина была сильно повреждена и обрезана по краям, мы не видим всей композиции, но даже при отсутствии других персонажей можно предугадать ее изначальный вид: стремительно летящих ангелов с белым платом, где собраны различные животные для употребления в пищу.

Богатый колорит и цветовые переходы свидетельствуют о влиянии на мастера венецианской школы, сочетание золотисто-охристого, коричневого и желтого цветов с нежно голубым и зеленым создает ощущение драматичности и некоторой напряженности. Здесь происходит совмещение реальности и иллюзии, земного и небесного начала. Спокойный умиротворенный пейзаж противопоставлен напряженной динамике неба.

 

История

Как отмечалось выше, картина полностью не сохранилась — была утрачена ее верхняя часть.

Комментировать