Товий и архангел Рафаил (копия с Доменико Фетти)

Товий и архангел Рафаил (копия с Доменико Фетти)
  • Дата создания: 1615-1625 гг.
  • Техника: масло
  • Материал: холст
  • В Библии: Тов. 6:3-9

Сюжет

Сюжет о Товии описан в Ветхом Завете в одноименной книге, где говорится об израильтянине Товите и его семье. Однажды Товит был поражен слепотой, и его сын Товия по настоянию отца должен был отправиться в далекое опасное путешествие к некоему Рагуилу в Раги Мидийские для того, чтобы взять у него плату за некий давний долг, и плату очень значительную – две мины серебра. По обычаю того времени, Товии изыскивают провожатого, попутчика, и он находится. Это некий молодой человек по имени Анания, который на самом деле посланный Господом архангел Рафаил. Небесный проводник разделял с все тяготы опасного странствия, а также помог ему обрести целительное лекарство для отца, изготовленное из печени пойманной им рыбы: «И сказал ему Ангел: разрежь рыбу, возьми сердце, печень и желчь, и сбереги их …а желчью помазать человека, который имеет бельма на глазах, и он исцелится» (Тов. 6:5-9).

Описание

Художник запечатлел на полотне момент, когда Товии удалось поймать рыбу, чтобы изготовить целительное лекарство.

В центре изображены две фигуры: Архангел Рафаил, и справа на него – склонившийся к источнику юный Товия, держащий в правой руке только что пойманную им рыбу. Пытающаяся вырваться из цепких рук юноши рыба изображена только как атрибут, дающий отсылку к библейскому тексту. В истории рыбина была огромных размеров и чуть не проглотила Товию.

Архангел, наставляя своего спутника, мягко и ободряюще глядит на него, стоящего на коленях у воды и увлеченного рыбной ловлей. Товий как бы не замечает присутствия Божественного покровителя, на лице его мы видим азарт и радость от чудесного улова.

К композиционным новшествам картины – свободному размещению фигур на фоне широкого неба – добавляются и новшества в колорите. Несмотря на контраст света и тени, а также сочетание синего и красного цвета, краски здесь не интенсивные, а приглушенные. Свободное сопоставление чистых цветов предвещает палитру маньеристов, тогда как приглушенность тонов близка художникам голландской школы.

Рекомендуемая литература

Комментировать