Святой Амвросий Медиоланский и император Феодосий

Святой Амвросий Медиоланский и император Феодосий

Сюжет

В основу сюжета данной картины положено свидетельство, представленное в сочинениях известных византийских историков. Суть сюжета такова. Когда в Фессалониках вспыхнули народные волнения, они, по воле императора Феодосия, были жестоко подавлены. При этом было убито несколько тысяч жителей. Св. Амвросий обличил самодержца в преступлении и призвал его к покаянию. При этом он объявил Феодосию, что впредь не будет совершать богослужений в его присутствии и что тот не должен приближаться к алтарю, пока не принесет покаяния. Однако император всё же явился к храму, но, как считается, внутрь допущен не был. Этот момент и отражен на картине.

В искусстве Западной Европы святой Амвросий представляется обычно старцем в епископском облачении, с посохом, нередко с палицей – матерчатым ромбом, символом духовного оружия, а иногда и с бичом в руке – символом победы святителя над арианами и язычниками.

Описание

Художник запечатлел момент, когда епископ Амвросий Медиоланский останавливает императора на ступенях храма, не разрешая ему участвовать в службе и причащаться, не исповедовав грех убийства. Картина композиционно разбивается на две части, символизируя противостояние двух людей – императора и епископа. Справа изображен Святой Амвросий, который доминирует над другими персонажами, выделяясь мощной фигурой в роскошном золотисто-парчовым облачении. Слева ему противостоит дородный, крепко сбитый, бородатый император, с лавровым венком на голове и ярко-красном плаще. Окруженный воинами, закованных в латы и приготовившихся уже вступить в храм, Феодосий являет собой гораздо менее значительную фигуру.

Образуя полукруг, рядом с главными персонажами представлены церковные служители, воины и жители города. Ближе к зрителю мы видим облаченного в белый стихарь светловолосого мальчика с массивной свечой в правой руке, а чуть поодаль — собравшихся прихожан, готовых дать отпор императору. По правую руку епископа, на заднем плане, показан склонившийся к Свт. Амвросию священник, поддерживающий епископский посох.

Сама архитектура создает «сценическую площадку» для драматического действия: перед зрителем предстают массивные колонны церковного портала и вход в виде полуциркульной арки.

 

История

Картина Питера Пауля Рубенса, написанная при содействии его главного ученика Энтони ван Дейка ок. 1615-1616 гг. Рубенс создал подготовительный рисунок, причем картина почти полностью была выполнена ван Дейком, который несколько лет спустя написал свою собственную аналогичную версию этого сюжета. В версии Рубенса, которая представлена перед нами, архитектурный фон менее очерчен, Феодосий бородат, что отличает его от одноименной картины Ван Дейка.

Рекомендуемая литература

Комментировать