Мудрая и Неразумная девы

Мудрая и Неразумная девы

Сюжет

В основе картины лежит известный евангельский сюжет о пяти мудрых и пяти неразумных девах, которые ожидали своего Жениха, т. е. Христа. Олицетворяя церковь как собрание верующих, десять дев должны были предстать пред Господом (Женихом), выйдя навстречу Ему с зажженными светильниками. Жених задерживался, и все девы уснули. Но когда Он явился, то к Нему поспешили лишь те пять, у кого в светильниках было масло, чтобы поддержать свет. Другие же опоздали на брачный пир.

Описание

Перед нами на картине показаны две девы, а не десять – разумная, держащая в руке светильник и лампадку с елеем, и неразумная, лампада которой пуста, а она сама погружена в глубокий сон. Взор девы разумной сосредоточенный, она смотрит вперед, ожидая пришествия долгожданного Жениха. Надежда и ответственность, готовность служить Богу у одной, и беспечность, духовная расслабленность и леность у другой.

Обе фигуры изображены на темном фоне, блики горящей лампадки освещают лицо разумной девы, ее бархатные черные глаза, изящный изгиб бровей, правильные черты лица, нежный румянец на щеках. Неразумная дева на втором плане находится в тени, в руке ее пустая лампада, указывающая на духовную бесплодность, сопутствующую лености. Глубокая дрема – это сон души, не радеющей о своей вере, погруженной в суетность земного мира и не желающей соприкоснуться с миром духовным. Благоразумные девы – это все истинные христиане, всегда готовые встретить Господа, имеющие при своей чистой и искренней вере и добрые дела (елей), а неразумные – христиане по имени, беспечные, не имеющие добродетелей. Итак, художник показывает, что человек должен быть всегда готов к Страшному суду: ему следует постоянно усердствовать в богоугодных делах, быть милостивыми к окружающим и самому себе и творить добрые дела.

Картина выполнена в академической манере, о чем свидетельствует несколько театральная расстановка фигур, сдержанный колорит и свето-цветовая моделировка, с выделениме главных персонажей.

История

Голландский живописец. Крупнейший портретист европейской живописи середины 19 века. Придворный художник Нидерландского короля. Академик, директор Академии художеств в Антверпене. Прославился созданием портретов, в которых появилась его виртуозность передавать настроение персонажей, их эмоции. Данная работа была написана в 1848 г. и являлась частью цикла картин на евангельские сюжеты.

Рекомендуемая литература

Комментировать