Притчи Христовы
Притчи Христовы (Мф. XIII, 3–23, Мк. IV, 2–11, Лк. VIII, 4–18 и др.), т. е. наставления, заимствованные из подобий окружающей природы, или примеров, взятых из обыкновенной жизни человеческой, которые нередко Господь Иисус Христос предлагал Своим ученикам и народу в поучение и назидание.
Иные притчи Он изъяснял особенно ученикам Своим наедине, а самую большую часть оставлял без объяснения, чтобы овладеть вниманием слушающих и приучить их к размышлению, чтобы они к подобиям и предложенным примерам сами приноравливали истины веры и тайны царствия Божия, и, таким образом, посредством чувственного, земного сами разъяснили себе в возможных подробностях вышечувственное и небесное.
Образцы притчей встречаются иногда и в Ветхом Завете: так, напр., первой притчей можно назвать притчу Иофама сихемлянам о деревьях, желающих избрать себе царя (Суд. IX, 7–20); затем – притча Нафана к Давиду о богаче, отнявшем у бедняка единственную его овцу (II Цар. XII, 1–9), притча Иоаса, ц. израильского, обращенная к Амасии, ц. иудейскоку, о терне и кедре на Ливане, отличающаяся, несмотря на приточный характер, своим едким сарказмом.
Притчи Господа Иисуса Христа особенно отличаются своей простотой, естественностью и безыскуственностью. Видит, напр., Он пред Собою засеянное поле и говорит о сеянии. Говорит к ученикам, которые большей частью были рыболовы, и предлагает притчу о рыбной ловле. Сидит за столом, и царствие Божие уподобляет большому пиру. Проходит мимо виноградных садов и говорит о виноградной лозе и ветвях на лозе. Все у Него заимствовано из обыкновенной, окружающей нас природы, из круга учеников и их образа мыслей и занятий, из нравов и жизни народа, все соответствует обыкновенным понятиям и обыкновенному образу мыслей человеческих. Притчи Господа Иисуса Христа можно исчислить следующим образом:
1) Притча о сеятеле (Мф. XIII, 3–23, Мк. IV, 3–8, 14–20, Лк. VIII, 5–8, 11–15).
2) О добром семени и о плевелах (Мф. XIII, 24–30, 36–43).
3) О зерне горчичном (Мф. XIII, 31, 32).
4) О закваске (Мф. XIII, 33).
5) О сокровище, скрытом на поле (Мф. XIII, 44).
6) О купце, ищущем хорошего жемчуга (Мф. XIII, 45, 46).
7) О неводе, закинутом в море (Мф. XIII, 47–50).
8) О немилосердном должнике (Мф. XVIII, 23–35).
9) О работниках в винограднике (Мф. XX, 1–16).
10) О двух сыновьях (Мф. XXI, 28–31).
11) О злых виноградарях (Мф. XXI, 33–41, Мк. XII, 19, Лк. XX, 9–16).
12) О браке царского сына (Мф. XXII, 1–14).
13) О десяти девах (Мф. XXV, 1–13).
14) О талантах (Мф. XXV, 14–30).
15) О семени, возрастающем в земле неприметным образом (Мк. IV, 26–29).
16) О двух должниках (Лк. VII, 41–43).
17) О благодетельном самарянине (Лк. X, 30–37).
18) О человеке, просящем хлеба в полночь у своего друга (Лк. XI, 58).
19) О любостяжательном богаче, у которого был большой урожай в поле (Лк. XII, 16–21).
20) О неплодной смоковнице в винограднике (Лк. XIII, 6–9).
21) О званых на большой ужин (Лк. XIV, 16–24).
22) О заблудившейся овце (Мф. XVIII, 12–14, Лк. XV, 3–7).
23) О потерянной драхме (Лк. XV, 8–10).
24) О блудном сыне (Лк. XV, 11–32).
25) О неверном домоправителе (Лк. XVI, 1–9).
26) О богатом и Лазаре (Лк. XVI, 19–31).
27) О работнике, пришедшем с поля (Лк. XVII, 7–10).
28) О неправедном судии (Лк. XVIII, 1–8).
29) О фарисее и мытаре (Лк. XVIII, 9–14).
30) О десяти минах (Лк. XIX, 11–27).
31) О добром пастыре и наемнике (Ин. X, 1–16).
Но кроме исчисленных нами притчей в Новом Завете встречаются другие краткие части учения Христова, изложенные приточным языком, как, напр., о человеке благоразумном, построившем дом свой на камне и о безрассудном воздвигшем дом свой на песке (Мф. VII, 24–27, Лк. VI, 47–49), о ветхой одежде и о ветхих мехах (Мф. IX, 16–17), о женихе и сынах брака (Мф. IX, 15) и некоторые другие.
Наибольшей своей трогательностью и назидательностью отличаются притчи о благодетельном самарянине, заблудшем сыне, о десяти девах, о богаче и Лазаре и проч.