Молебен на пашне о даровании дождя

Молебен на пашне о даровании дождя
  • Дата создания: 1877
  • Техника: масло
  • Материал: холст
  • Размер: ?

Сюжет

На картине показан молебен во время засухи.

Описание

На картине мы видим людей, священство, собравшихся с мольбой к милостивому Богу о даровании дождя. Высохшая, истощенная земля-кормилица, на которой не могут расти даже сорняки, и изможденные, замученные голодом и предчувствием грядущей засухи крестьяне обратились к главному Заступнику – Господу Богу. Им остается уповать лишь на Его безграничное милосердие и любовь, и поэтому народ молится с надеждой о долгожданном дожде, от которого зависит будущий урожай.

В картине сознательно использовался особый панорамный прием, когда полотно сильно вытянуто вдоль – это создает впечатление очень обширной территории. Колорит мрачный, под стать событию – не будет дождя, не будет и урожая. Духовенство с крестами и хоругвями едины с вышедшими в поле крестьянами: тревога и надежда видна на их лицах. На общем темном, серо-коричневом, оливковом фоне яркими пятнами света выглядят белое покрывало на переносном столе, вышитые красными нитями полотенца-рушники, да национальный наряд молодой женщины, опечаленно глядящей на коленопреклоненных стариков и мужей. Фоном этим несчастным людям служит такая же уставшая от засухи земля – потрескавшаяся, бесплодная. Но все же теплится надежда у людей. Возможно, Бог услышит их молитву.

Что очень важно, на картине мы видим не безликую толпу, а собрание людей, каждый из которых ценен в своём благоговейном предстоянии Богу. Такие картины, где изображено множество значимых персонажей, называют обычно хоровыми. Действительно, действие людей слаженное, как в хоре: стройное многоголосье молящихся душ даёт надежду, что скоро пойдёт дождь. Символом этой надежды является облако, появившееся на горизонте, как ответ на горячую мольбу людей, вышедших в поле. Нежная белизна облака противопоставлена общему серо-коричневому колориту картины, она наделяет жанровое полотно особым смыслом. Автор показывает, что с Богом преодолимы любые напасти и нестроения, Господь всегда услышит искренне молящегося человека и придет к нему на помощь.

История

Написана картина по детским воспоминаниям художника. Когда будущему художнику шел шестой год, в Центральной России, в Орловской и в Тульской губерниях свирепствовала страшная засуха. И тогда проводились живописные церковные обряды, оставившие след в детской памяти. Молебны на пашне, в открытом поле под палящим солнцем, церковнослужители в красивых, тяжелых, переливающихся яркими красками одеждах, иконы и хоругви, в огромных чашах – святая вода, пение и молитвы, плачь и причитания баб – все это серьезно, искренне, от всего сердца. Через много лет Г.Г. Мясоедов, вспомнив детские впечатления, воплотил их в своей картине, где, прежде всего, передана внешняя, наиболее запомнившаяся мальчику сторона обряда. Самое интересное, что когда художник работал над картиной, проживая на небольшом хуторе под Харьковом, все лето, как назло, шел дождь. Лишь несколько солнечных деньков позволили художнику завершить свое дело.

Критика

Картина экспонировалась с успехом и вызвала много положительных отзывов. Наиболее горячие отклики о ней наряду с В.В. Стасовым давал П.П. Чистяков (1832-1919) – художник, знаменитый педагог, профессор Академии художеств.

Рекомендуемая литература

Комментировать

2 комментария

  • Ramzes16, 31.01.2024

    Почему именно 1 февраля выбрали именно эту картину?… по теме вроде она совсем не февральская.

    Ответить »
    • kozhelga, 16.02.2024

      Здесь время года не имеет значения. Важен призыв к молитве, молитвенный настрой.

      Ответить »