Крестный ход в Курской губернии

Крестный ход в Курской губернии

Описание

На картине изображён крестный ход в честь особо почитаемой Курской Коренной иконы Божией Матери. Происходил он ежегодно в 9-ю пятницу по Пасхе и шел от Курского Знаменского монастыря в Коренную пустынь. Это был самый большой, многолюдный крестный ход в России, собирал он огромное количество людей.

Из глубины картины на зрителя движется нескончаемый людской поток. Впереди (в правой части картины) идут крестьяне и несут на плечах накрытый позолоченным куполом фонарь, украшенный пёстрыми лентами. За ними две женщины несут киот от иконы, далее идут певчие и дьякон. Почитаемую икону несёт богато одетая помещица, а далее следуют священники, мещане, военные, купцы и крестьяне, несущие ещё один фонарь и хоругви. По краям процессия оцеплена конными войсками, они наблюдают за соблюдением благочиния. В левой части художник изобразил бедняков-паломников. Из них, выделяется молодой горбун, который тянется к иконе, но ему преграждают палкой путь.

«Крестный ход в Курской губернии» широко определяет российскую действительность, выводя понятие «народ» в сферу историко-культурного осмысления. Раздумья о судьбе народа и России, ее будущем – вот смысл данного полотна. Широта действия, напор, хаотичность и неостановимость народного шествия характеризуют это произведение. В атмосфере знойного солнечного дня художник мастерски передает духовное состояние паломников, многообразие их характеров, различное отношение к происходящему: от равнодушия и ханжества до исступленной веры.

Художнику удалось решить сложную задачу: показать движущуюся толпу народа как единое целое и вместе с тем выделить в ней яркую индивидуальность людей, принимающих участие в крестном ходе. Не случайно эпическое полотно Репина сравнивали с произведениями Л. Н. Толстого, который также сумел описать в своих романах «народные типажи».

Картина написана по законам открытой художниками-барбизонцами пленэрной живописи: она представлена в серебристой гамме, с чередованием холодных и тёплых тонов. Определяющими факторами колорита являются голубой тон неба и золотисто-жёлтый тон песка. Ритмически повторяются светлые (золотистые и бледно-жёлтые) пятна – верхняя часть фонаря, платок женщины с киотом, золотой стихарь дьякона, жёлтое платье помещицы и ещё один фонарь вдали.

История

Сюжет будущей картины, изображающей крестный ход, зародился у Репина в 1876-1877 годах, во время поездки в его родной город Чугуев (отметим, что город был русским!). Непосредственная работа над полотном «Крестный ход в Курской губернии» была начата в 1880 году в Москве. Картина была представлена на 11-й выставке «Товарищества передвижных художественных выставок» («передвижников»), открывшейся в Санкт-Петербурге в марте 1883 года.

Критика

«Крестный ход в Курской губернии» взбудоражил общественное мнение. П.М. Третьяков, сразу купивший картину, советовал художнику немного смягчить критический пафос и заменить карикатурную мещанку с пустым футляром от иконы в центре полотна на «прекрасную молодую девушку, которая бы несла этот футляр с верой или даже восторгом». Ответ Репина был категоричен. Он выступил против сознательного «приукрашивания», которое способно погубить картину. «Для меня выше <…> правда <…>, она всегда заключает в себе глубокую идею и дробить ее <…> просто профанация и святотатство», – писал художник.

Суждения современников разделились. Одни высоко ценили картину за жизненность и смелость, другие обвиняли в неправде и искажении религиозного образа народа, третьи в одном полотне видели и величие, и безобразие России. В советское время картину трактовали прежде всего как яркое полотно критического реализма, бичующее пороки русского общества. Присутствие жандармов позволяло писать, что на картине изображен «крестный ход по обязанности».

Рекомендуемая литература

Комментировать