Спасов день на севере

Спасов день на севере

Сюжет

Сюжет картины связан с празднованием 14 августа «Медового Спаса», или «Спаса на воде». В этот день мёд освящался в церкви. Второе название – «Спас на воде» было дано в честь так называемого малого водосвятия. В этот день церквях праздновали Происхождение честного и животворящего Креста – праздник, установленный в XII веке Константинопольским Патриархом в Византии и митрополитом Киевским на Руси. В воспоминание крестной силы, вооружившись которой и византийские, и русские воины победили язычников, установили в первый день августа износить священнику из алтаря честный Крест, полагать его среди церкви для поклонения, кроме того, повелели совершать в этот день освящение воды. Честной Крест торжественно вместе со святыми иконами выносился из алтаря крестным ходом на реки, источники и колодцы. В северных губерниях после Водосвятия было принято совершать крестный ход на водоемы для освящения воды. После крестного хода крестьяне обычно сами купались в воде и купали домашний скот.

Описание

На картине «Спасов день на Севере» изображено большое количество людей в праздничных одеждах, собравшихся на молебен вокруг священнослужителей, вынесенных икон и святынь. На первом плане – крестьяне либо сидящие верхом на лошадях, либо стоящие в реке в ожидании ее освящения.

К реке со всех сторон подтягиваются люди. Вдали на заднем плане видны купола церкви и колокольни. Всё действие свидетельствует о многовековой народной традиции, хорошо прочувствованной художником.

Молебен уже начался, но со всех сторон подтягиваются опоздавшие, справа по косогору скачут крестьяне, догоняют крестный ход пешие прихожане, под руки ведут немощных стариков. Однако их движение не нарушает общего впечатления спокойствия и размеренности происходящего.

Пестрое и шумное людское сборище на фоне бедной северной природы напоминает скорее народное гуляние, но возвышающиеся хоругви фиксируют композиционный центр полотна, как, впрочем, и всадники, «отвернувшиеся от зрителя». Все разнообразное, только на первый взгляд, движение людей невольно стягивается к центру полотна. Геометрический и смысловой центр картины – священник, читающий Евангелие, и четко определяемые иконы Спасителя и Богоматери в серебряных окладах.

История

Илларион Прянишников известен как мастер жанровой живописи со сценами народной жизни. Многоопытный педагог, он отдал более 20 лет жизни преподаванию в Училище живописи, ваяния и зодчества. Художник был членом-учредителем Товарищества передвижных художественных выставок, бессменным членом его Правления.

Жил Прянишников преимущественно в Москве, но часто ездил на Русский Север, с которым интеллигенция этого времени связывала подлинные ценности народной жизни, верность старине и церковно-обрядовым традициям. Отсюда художник привез замыслы многих жанровых произведений. Среди них особое место занимает картина «Спасов день на Севере».

Критика

Критики оценили в полотне Прянишникова выразительность лиц, полноту жизни, простоту и правду. Один из критиков, восхищаясь найденными художником типами людей и животных, отметил «недоумевающего жеребка».

Константин Коровин, тоже художник, так вспоминал Прянишникова: «Главная черта его была ясность ума, трезвость понимания. Все сентиментальное, все сладкое было ему невмоготу, противно. Если кто-нибудь скажет: «красочки», «этюдики», «уголек», конечно, он сейчас же поправит. Его эстетике мешало все расслабленное. Это был мужчина, это был честнейший человек, человек свободы и силы».

Рекомендуемая литература

Комментировать