Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Евангелие от Матфея 9:34
А фарисеи говорили: Он изгоняет бесов силою князя бесовского.
Святые отцы
Прочие
- Евфимий Зигабен (†1118)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- Троицкие листки (XIX в.)
- Михаил (Лузин), еп. (†1887)
- Иоанн Бухарев, прот. (†1912)
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
А фарисеи говорили: Он изгоняет бесов силою князя бесовского
Фарисеи судили совсем иначе. Они не только перетолковывают Его поступки, но не стыдятся говорить и против самих себя. Такова-то злоба! В самом деле, что говорят они? Он изгоняет бесов силой князя бесовского. Может ли быть что безрассуднее этого?
Совершенно ведь невозможно, – как и Сам Христос говорит после, – чтобы бес изгонял беса, так как и бес обыкновенно свое утверждает, а не разоряет. А Христос не только изгонял бесов, но и очищал прокаженных, воскрешал мертвых, укрощал море, отпускал грехи, проповедовал царствие, приводил к Отцу, чего бес никогда и не захочет, и не сможет сделать.
Бесы приводят к идолам, отвращают от Бога и научают не верить будущей жизни. Бес, будучи оскорблен, не станет делать добро, когда он и, не будучи оскорблен, причиняет вред даже тем, которые служат и угождают ему.
Иероним Стридонский, блж. (†420)
Ст. 32-34 Когда же те выходили, то привели к Нему человека немого бесноватого. И когда бес был изгнан, немой стал говорить. И народ, удивляясь, говорил: никогда не бывало такого явления в Израиле. А фарисеи говорили: Он изгоняет бесов силою князя бесовского
Когда же те выходили, то привели к Нему человека немого бесноватого. И когда бес был изгнан, немой стал говорить
Одиннадцатым по порядку получает способность говорить немой. А греческое слово κωφόν является обычно употребляемым в речи и должно пониматься скорее в значении «глухой», чем «немой». Но Священному Писанию свойственно употребление его без различия как в смысле «глухой», так и «немой». В духовном же смысле это значит, что как слепые получают свет, так и немому развязывается язык, чтобы он исповедал Того, Которого прежде отрицал.
И удивлялись толпы народа, говоря: Никогда не бывало видимо такое во Израиле. Фарисеи же говорили: Он изгоняет бесов князем бесов
Толпа народа своими словами: Никогда не бывало видимо такое во Израиле исповедует дела Божии. В лице толпы мы видим исповедание [веры] народов. А фарисеи, не имея возможности отвергнуть силы Божией, подвергают эти дела хулению и говорят: Он изгоняет бесов силою князя бесовского, указывая своим злословием на неверие иудеев даже до настоящего времени.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
А фарисеи говорили: Он изгоняет бесов силою князя бесовского
Слова крайнего безумия! Ибо ни один демон не изгоняет демона. Допустим, что Он изгонял демонов, как слуга князя демонского или как маг, но болезнь и грехи - как их Он разрешал и как проповедовал царство? Демон поступает совершенно наоборот: он порождает болезни и отлучает от Бога.
Евфимий Зигабен (†1118)
Фарисее же глаголаху: о князи бесовстем изгонит бесы
Народ удивлялся, а фарисеи клеветали на Него, говоря, что Он, имея другом Своим князя бесов, силой его изгоняет бесов. И не стыдились болтать легко изобличимое. Кто имеет другом своим князя бесовского, тот делает угодное ему, а бесу приятно – вредить всегда людям, научать всякому злу и отклонять всех от Бога. Но Христос делал совершенно противное этому, так как всегда благодетельствовал людям, научал всякой добродетели и всех приводил к Богу. И, однако, Он не только не наказал их, но и не изобличил, научая нас великодушно переносить клевету, и скорее делать добро обижающим. Смотри, что Он сделал.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
А фарисеи говорили: Он изгоняет бесов силою князя бесовского
О том, какой смысл имело это обвинение, будет сказано ниже, при объяснении 12:24 и след. Теперь же заметим с Бенгелем, что magnitudinem miraculorum negare non poterant: magno igitur ea auctori, sed pessimo, adscribunt (великих чудес не могли отрицать; и потому приписывают их великому виновнику, но самому худшему).
Троицкие листки (XIX в.)
А фарисеи говорили: Он изгоняет бесов силою князя бесовского
Фарисеи не только перетолковывают Его поступки, но не стыдятся говорить против самих себя. Такова-то злоба! Ибо что они говорят? А фарисеи говорили: Он изгоняет бесов силою князя бесовского. «Может ли быть что-нибудь безрассуднее сего? – говорит святитель Златоуст. – Ибо совсем невозможно, как и Сам Христос говорит после, чтобы бес изгонял беса, так как и бес обыкновенно свое утверждает, а не разоряет. А Христос не только изгонял бесов, но и очищал прокаженных, воскрешал мертвых, укрощал море, отпускал грехи, проповедовал Царствие, приводил к Отцу, чего бес никогда и не захочет, и не сможет сделать.
Михаил (Лузин), еп. (†1887)
А фарисеи говорили: Он изгоняет бесов силою князя бесовского.
«Фарисеи говорили»: народ выражает удивление, правильно понимая дела Господа, как Мессии; руководители же народа злобно клевещут на Господа, стараясь отвлечь его от Него и тем нравственно развращая его (см. прим. к Мф.12:24 и дал.).
«Силою князя бесовского»: начальника над бесами (ἀρχιδια’βολος Evang. Nicod. 23); в другом месте начальник или князь бесов называется Веельзевулом (Мф.12:24: см. прим. к сему ст.).
Иоанн Бухарев, прот. (†1912)
А фарисеи говорили: Он изгоняет бесов силою князя бесовского
Почему фарисеи объясняли чудотворения Христовы силою бесовскою? Они сами не веровали в Иисуса Христа, ненавидели Его, старались препятствовать и народу веровать в Него. Не силою Божией, а силою князя, начальника бесовского, Он изгоняет бесов, говорили они об Иисусе Христе народу, дивившемуся чудесам Его.
Краткое толкование Евангелий читаемых на литургии во все воскресные и праздничные дни года.
---- О князе бесовстем (силою его) изгонит бесы. Фарисеи, которые ненавидели Иисуса Христа за то, что Он обличал их пороки, и завидовали Его славе, так как народ уважал Его более, чем их, сами не хотели веровать в Иисуса Христа, старались о том, чтобы и другие не веровали в Него. Потому и объясняли народу чудеса Иисуса Христа не божественною Его силою, а силою князя, или начальника бесов, и тем старались, вместо зарождавшейся в народе веры в Него, как в Мессию, – не это ли Христос Сын Давидов? – вопрошал народ, видя чудеса Христовы (12 гл. 24 ст.), – старались возбудить ненависть и боязнь к Нему, как имеющему сношения с нечистою силою. Каковой страх и ненависть, например, простой народ у нас чувствует к так называемым колдунам. Так делали фарисеи неоднократно. Такова бывает человеческая злоба, что она ослепляет ум зараженного ею. Христос изгоняет бесов силою князя бесовского, говорили фарисеи: они не думали о том, что бес не может изгонять беса, как впоследствии и разъяснил им Господь: потому что бес обыкновенно свое утверждает, а не разоряет.