Скрыть
Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи!

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи

Так как они называли Его сыном Давида, то, возводя их к высшему понятию и научая, как должны разуметь о Нем, Он и спрашивает: веруете ли, что Я могу это сделать?

Не сказал: веруете ли, что Я могу умолить Отца Моего, могу испросить у Него; но сказал: веруете ли, что Я могу это сделать? Что же они? Ей Господи!

Уже называют Его не сыном Давида, но парят мыслью выше, и исповедуют Его владычество.

Беседы на Евангелие от Матфея

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 27-31 Когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, сын Давидов! Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи! Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам. И открылись глаза их; и Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал. А они, выйдя, разгласили о Нем по всей земле той

Когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали

Когда Господь Иисус проходил к дому князя и направлялся в дом Свой, - как мы сказали выше: Восшедши на корабль, переплыл залив и пришел в Свой город, - два слепца восклицали, говоря: Умилосердись над нами, сын Давида. Однако они получают исцеление не во время пути, не мимоходом, как они думали; но после того, как Он пришел в дом Свой, они подошли к Нему и вошли внутрь [дома]; и сначала испытывается их вера, чтобы таким образом они получили свет истинной веры. К первому знамению, - что мы рассказали о дочери князя и о кровоточивой [или: больной] женщине, - последовательно присоединяется и это, так что то, что там показывают болезнь и слабость, здесь обнаруживает слепота. Действительно, оба народа были слепы, когда Господь проходил эту временную жизнь (hoc saeculum) и хотел возвратиться в дом Свой. Они же, если бы не исповедали и не сказали: Умилосердись над нами, сын Давида, и на вопрос Его: Веруете ли, что Я могу это сделать, не ответили: Ей [несомненно, конечно], Господи, то не получили бы прежнего света. У другого евангелиста пишется об одном слепом, который в разорванной одежде, сидя в Иерихоне, был удерживаем апостолами от восклицаний; но он через дерзновение свое получил здоровье (Мк. 10:46-52). Это последнее место собственно относится к язычеству (gentium populum), и оно должно быть истолковано в назначенном для него свитке.

Помилуй нас, Иисус, сын Давидов! Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи! Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам. И открылись глаза их

Пусть это слушают растерзывающие на части Ветхий Завет (Vetus Instrumentum) Маркион, Манихей и прочие еретики и пусть узнают, что Спаситель называется сыном Давида; в самом деле, если Он не родился во плоти, то каким образом Он называется сыном Давида?

и Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал. А они, выйдя, разгласили о Нем по всей земле той

Как Господь повелел это по смирению Своему во избежание тщеславия, так и они не могут умолчать о благодеянии, памятуя о милости к ним. Почему обрати внимание на то, что повеление несколько противоречиво в самом себе (quidquid inter se jussum esse contrarium). Эти слепцы получают исцеление на десятом [по порядку чудес] месте.

Толкование на Евангелие от Матфея

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи

Увлекает за Собой слепцов до самого дома с целью показать твердость их веры и изобличить иудеев. Спрашивает их, веруют ли они, показывая этим, что вера все совершает.

Толкование на Евангелие от Матфея

Григорий Палама, свт. (†1359)

Ст. 28-29 Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи! Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам

Не по неведению он вопрошает, но для того, чтобы для незнающих сделать явной веру слепцов. Посему и когда прикоснулся к глазам их, Он прибавил: «По вере ваю (вашей) буди вама».

Омилия 30, заключающая в себе изложение о слепцах, прозревших в доме, о чем повествует евангелист Матфей

Евфимий Зигабен (†1118)

Пришедшу же ему в дом, приступиста к нему слепца, и глагола има Иисус: веруета ли, яко могу сие сотворити? Глаголаста ему: ей, Господи

Пришедшу же Ему в дом, приступиста к Нему слепца

Довел их до дома, чтобы недовольные не подумали, что Он из честолюбия навязывается на чудеса. Мудро все располагает, отнимая всякий повод к обвинению. Вероятно, дом, в котором Он задержался, принадлежал кому-либо из верующих.

и глагола има Иисус: веруета ли, яко могу сие сотворити

т.е. чего вы просите. Он знал, что они веруют в то, что Он может, – иначе каким образом они взывали бы, следуя за Ним; однако спрашивает, чтобы обнаружить их веру и других привлечь чрез это. Чудеса Он совершал не только ради тех, которые получали исцеление, но, преимущественно, ради тех, которые видели и слышали.

Глаголаста Ему: ей, Господи

Уже называли Его не сыном Давидовым, а Господом, так как поднялись вопросом Его на высоту веры.

Толкование на Евангелие от Матфея

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи

Неизвестно, в какой дом вошел Спаситель. Что событие произошло на дороге из дома Иаира, этого никак нельзя утверждать с достоверностью, даже ввиду пренебрежительного отношения со стороны Матфея к хронологическим и отчасти топографическим данным. Во всяком случае можно думать, что это не был дом Иаира. Невероятно, чтобы это был и дом Матфея или Петра. Всего вероятнее это был дом, где жили мать, братья и сестры Христа (Ин. 2:12; ср. Мф. 4:13). Как видно из рассказа, Господь сначала не отвечал на крики слепцов по вышеуказанной причине; но они пошли за Ним в сам дом и здесь просили Его об исцелении. Исцеление произошло не сразу, но после вопроса: веруете ли и проч. Вообще Матфей сообщает о большом разнообразии действий при исцелениях: простое слово (8:13, 16, 32; 9:6); слово и прикосновение (8:3; 9:29); только прикосновение (8:15; 9:25, иначе Мк. 5:41); ни то, ни другое (9:20-22); никакого описания нет 9:33 (Цан). Слово, переведенное по-русски “ей”, выражено по-гречески через ναί, много раз употребляется в Новом Завете, и означает: да, точно, конечно.

Толковая Библия

Троицкие листки (XIX в.)

Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи

Может быть, при этом Он не хотел поощрять преждевременное наименование Его Сыном Давидовым, так как это могло привести неразумный народ к восстанию в Его пользу против Римлян. А для слепцов это молчание Господа служило испытанием их веры. Когда же Он пришел в дом, вслед за Ним вошли слепые и с дерзновением приступили к Нему. «Господь, – говорит святитель Златоуст, – большей частью исцелял только по просьбе, дабы не подумали, что Он из честолюбия Сам ищет случаев творить такие чудеса и чтобы показать, что исцеляемые Им были достойны исцеления. У Него самое человеколюбие несколько соизмеряется с верой исцеляемых». Притом, они говорили: «Сын Давидов», и вот Он учит их, в каком смысле они могут называть Его Сыном Давидовым. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать, что могу исцелить вас от слепоты? Иисус Христос, как сердцеведец Бог, и веру знал, и благоговение слепцов видел; однако вопрошал – для того, чтобы мы научились, что без веры не дается человеку никакой благодати. «Не сказал, – говорит Златоуст, – веруете ли, что Я могу умолить Отца Моего, могу испросить у Него, но сказал: «веруете ли, что Я могу это сделать?» Что же они на это отвечают? Они говорят Ему: ей, Господи! От всего сердца веруем. Уже называют Его не Сыном Давидовым, но парят мыслью выше и исповедуют Его владычество».

Троицкие листки. №801-1050

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи! Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам. И открылись глаза их; и Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал. А они, выйдя, разгласили о Нем по всей земле той.

«Пришел в дом»: испытывая твердость веры слепцов и намереваясь наедине сотворить чудо, о котором бы никто не знал.

«И открылись глаза их»: возвратилось зрение к ним (ср. Ин.9:10).

«Строго сказал им» и пр.: запрещение последовало, вероятно, по тому же побуждению, по которому дано таковое же и исцеленному от проказы (ср. прим. к Мф.8:4). 

«А они, выйдя»: т.е. из дома, в котором совершилось чудо, «разгласили» о чудотворце; «воспоминая милость, не могут молчать о благодеянии» (Иерон.); «не удержались, но стали проповедывать и благовествовать» (Злат.), «не по ослушанию, но по чувству благодарности» (Феофил.).

Толкование на Евангелие от Матфея

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

Ст. 28-29 Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи! Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам

Христос не исцелил слепцов дорогою, когда они просили об исцелении – с целью испытать твердость их веры и сотворить чудо наедине в доме. С другой стороны, Он не хотел поощрять преждевременно наименование Его Сыном Давидовым, чтобы это не повело народа к восстанию в Его пользу против Римлян.

Толкование на Евангелие от Матфея

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О чудесах.

Мф.4:6-7. Для рода лукавого не совершается чудес и знамений, кроме знамения Ионы пророка: Мф.12:39; 16:4; чудеса бывают для людей смиренных и сознающих своё ничтожество перед Богом: Мф.8:9, 9:22.


Мф.9:22-29. Отсюда видно, что и одежда Спасителя была чудодейственна: Мф.14:36; Лк.8:44; и руками апостолов Бог творил много чудес: Деян.19:11;5:15.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible