Скрыть
Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам.

Святые отцы

Прочие

Иларий Пиктавийский, свт. (†347)

Ст. 7-8 И он встал, взял постель свою и пошел в дом свой. Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам

За этим делом должно было последовать удивление, а не страх, но даже теперь остается некоторая степень тайны. К истине настоящего добавлялось представление о будущем, поэтому народ боялся силы слов и дел Господа. Ибо великий страх вызывает мысль о смерти с не отпущенными Христом грехами, поскольку возврат в вечные селения невозможен, если человеку не были милостиво прощены грехи. Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам. Все завершается должным образом, и после того, как страх отчаяния прекращается, Богу воздается честь за то, что Он дал людям такую власть. Но такая слава подобала только Христу, и воздавать почести следовало только Тому, Кто обладает общей с Отцом сущностью. Ведь народ пришел в удивление не от того, что Господь смог совершить это (ибо можно ли поверить, что Бог чего-то не может?), <…> но причина воздаваемой Богу хвалы заключалась во власти и пути, данных людям через Его Слово: власти отпущения грехов, воскрешения мертвых и возвращения на небо.

Комментарии на Евангелие от Матфея

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам

И однако, свидетели все еще пресмыкаются долу. Народ же, видев это, – говорит евангелист, – удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам. Плоть препятствовала им вознестись горе. Между тем Спаситель не укоряет их, но продолжает делами Своими возбуждать их от усыпления, и возносить ум их на высоту. И то уже немаловажно было, что они поставляли Его выше всех людей, и почитали пришедшим от Бога. Если бы эта мысль как следует утвердилась в их уме, то мало-помалу наконец они узнали бы и то, что Христос есть Сын Божий.

Но они не познали этого ясно, почему не могли и придти к Нему. Впоследствии они опять говорили: Не от Бога Этот Человек (Ин. 9:16), и часто обращались к этой мысли, чтобы найти в ней защиту для своих страстей. Так многие поступают и ныне. Выдавая себя за строгих ревнителей славы Божией, они удовлетворяют собственным страстям, тогда как надлежало бы во всем поступать с кротостью. В самом деле, Бог всяческих, Который мог бы поразить молниею хулящих Его, повелевает восходить солнцу, ниспосылает дождь и все блага подает с щедростью.

Подражая Ему, и мы должны просить, увещевать и внушать с кротостью, без гнева и ярости. Богохульство не унижает величия Божия, и потому не должно побуждать тебя к ярости. Кто богохульствует, тот наносит раны самому себе. Итак, тебе должно воздыхать и плакать, потому что эта болезнь достойна слез, и человека, зараженного ею, не иначе можно исцелить, как кротостью. Кротость сильнее всякого насилия.

Беседы на Евангелие от Матфея

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 7-8 Встань, возьми постель твою и иди в дом твой. И он встал, взял постель свою и пошел в дом свой. Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам

Также и расслабленная душа, если восстанет, если получит свою прежнюю силу, то понесет постель свою, на которой прежде она лежала разбитой, и несет ее в дом своих добродетелей.

Толкование на Евангелие от Матфея

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 6-8 Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, - тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою и иди в дом твой… Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам

Приказал больному нести свою постель, чтобы не подумали, что случившееся было только призрак, а вместе с тем и для того, чтобы народ, который считал Христа простым человеком, хотя и большим всех, видел чудо.

Толкование на Евангелие от Матфея

Николай Сербский, свт. (†1956)

Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам

Пока книжники в сердцах своих хулят Христа, прочий народ, которому тщеславие мирское еще не совсем помрачило ум и отравило сердце, удивляются и прославляют Бога за невиданное чудо, кое Господь сотворил у них на глазах. Народ сей, так дивящийся и прославляющий Бога, намного лучше своих жестоковыйных книжников и намного ближе к добру и истине, чем гадаринские язычники, которые при виде чуда не прославили Бога, но, жалея своих свиней, изгнали Христа Человеколюбца из пределов своих. Но все же и этот народ не понял Божественной силы Христа Спасителя. Он прославил Бога, давшего такую власть человекам. Народ сей не видит и не признает Господа нашего Иисуса Христа как Единородного Сына Божия.

Но то, чего не видели и не признавали все тогдашние люди, да узрим и да признаем мы, чрез Церковь получившие благодать видеть и признавать истину. Да научимся же радоваться благу, ибо всякое благо – от Бога; и таким образом мы научимся радоваться Богу, Животворящему Источнику вечной радости. Как говорит Богодухновенный пророк: «Возвеселюся и возрадуюся о Тебе, пою имени Твоему, Вышний» (Пс. 9:3). И радость сия отверзет очи наши к созерцанию всей полноты истины в Господе нашем Иисусе Христе; и разрешит узы языка нашего, дабы мы признали и прославили Его как Сына Божия, Единого Спасителя человекам и Единого Человеколюбца. Ему же подобает честь и слава, со Отцем и Святым Духом – Троице Единосущной и Нераздельной, ныне и присно, во все времена и во веки веков. Аминь.

Евфимий Зигабен (†1118)

Видевше же народи чудишася и прославиша Бога, давшаго власть таковую человеком

Удивлялись, что Он сотворил чудо, как Бог; однако думали, что Он – человек, но имеет власть большую в сравнении с человеком (υπερ ανθρωπον).

Толкование на Евангелие от Матфея

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам

(Мк. 2:12; Лк. 5:26). “Давшего такую власть человекам”. Евангелист в 8 стихе очевидно изображает, какое впечатление произведено было исцелением расслабленного на народ, и, вероятно, в тех самых словах, в каких это было выражаемо самим народом, — народ же был в общем своем составе простой (όχλοι). Мог ли он думать о чем-либо особенно высоком, философском, а не выражаться здесь своим простонародным языком? Очевидно, что сила выражения здесь почти равнозначна тем нашим обычным и простонародным выражениям, какие употребляются у нас, когда мы, услышав о счастье какого-нибудь отдельного человека, говорим: “какое людям счастье”.

Толковая Библия

Троицкие листки (XIX в.)

Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам

Евангелисты ничего не говорят о том, как отнеслись к этому чуду фарисеи; вероятно, ничего нельзя было сказать о них хорошего; но народ, хотя и не мог в простоте своей возвыситься до признания в Божественном Чудотворце Самого Господа Бога, хотя и почитал Иисуса Христа только за великого пророка, однако же, рассуждал благоразумнее своих гордых учителей: Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам. С благоговейным страхом говорил он: «чудные дела видели мы ныне; никогда ничего такого мы не видали» (Лк. 5:26; Мк. 2:12). «И то уже немаловажно, – говорит святой Златоуст, – что они ставили Его выше всех людей и почитали пришедшим от Бога. Если бы Иудеи твердо держали это в уме, то мало-помалу, наконец, узнали бы и то, что Христос есть Сын Божий». Христос Спаситель, сотворив чудо над расслабленным, не остался в Капернауме, «дабы, как замечает святитель Златоуст, Своим присутствием не возжечь в книжниках большей зависти, и удалился. Так и нам не должно раздражать врагов своих своим пребыванием с ними, но, чтобы смягчить гнев их, надобно уступать и удаляться от них». «Братия, – поучает святитель Филарет Московский, – Христос и Евангелие имеют ныне дело не с книжниками и народом Иудейским, но с нами. Помыслим о действии Его всеведения для нас самих. Не входят ли иногда и в наши сердца помыслы неправедного или пристрастного суждения, ненависти, зависти, гордости, незаконного вожделения, и не обеспечиваем ли мы себя тем, что это не обнаружено? Как обманываем мы в этом случае сами себя! Если мы допустили в сердце лукавый помысл и не отвергли его, то мы уже унижены перед внутренним зерцалом совести своей. Но этого недовольно; есть свидетель сокровенного, несравненно более важный и грозный. При самых тайных помыслах наших присутствует всеведение Божие. Придет время, когда это обличающее всеведение явится всем и перед всеми, т.е. когда «придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения» (1Кор. 4:5). Тогда поздно будет укрываться от стыда вечного, и тщетно тогда пристыженные и устрашенные «начнут говорить горам: падите на нас! и холмам: покройте нас!» (Лк. 23:30). Начнем же лучше ныне решительнее изгонять из сердец наших помыслы, которые, наконец, постыдили бы нас пред лицом Неба и земли».

Троицкие листки. №801-1050

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам.

«Удивился» (ἐφοβη’υηναν) – собственно испугался. Таково естественно могло быть первое впечатление при виде необыкновенного действия Господа Иисуса над расслабленным.

«Прославил Бога» (см. прим. к Мф.5:16): прославить Бога значит здесь – воздать хвалу Богу, призвав Его всемогущество, так поразительно явленное.

Толкование на Евангелие от Матфея

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам

Удивился народ (чудишася), потому что видел такие необыкновенные действия Иисуса Христа над расслабленным: и прощение грехов, и исцеление, и прославил Бога, давшего власть таковую человекам, – власть силою Своей божественной благодати побеждать зло как духовное, так и телесное. «Если бы твердо держали сие в уме Иудеи, – замечает при этом св. Златоуст, – то мало-помалу наконец узнали бы и то, что Христос есть Сын Божий».

Толкование на Евангелие от Матфея

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible