Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
хотя знаешь, что я не беззаконник, и что некому избавить меня от руки Твоей?
Святые отцы
Прочие
- Олимпиодор Александрийский (†Vв.)
- архиепископ Агафангел (Соловьев) (†1876)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
хотя знаешь, что я не беззаконник, и что некому избавить меня от руки Твоей
«И я знаю, что не поступал нечестиво, но может быть, я сделал что-либо нечестивое по неведению; когда Ты будешь наказывать, никто не может оправдаться. Но если, по моему разумению, я не поступал нечестиво, знаю, что Твоей воли невозможно избежать». То есть: «хотя за собой не знаю ничего худого, но да владычествует воля Твоя, которая лучше нас знает то, что нам нужно».
Олимпиодор Александрийский (†Vв.)
Ст. 4-7 Разве у Тебя плотские очи, и Ты смотришь, как смотрит человек? Разве дни Твои, как дни человека, или лета Твои, как дни мужа, что Ты ищешь порока во мне и допытываешься греха во мне, хотя знаешь, что я не беззаконник, и что некому избавить меня от руки Твоей
Ты судишь поступки? Разве может что-нибудь укрыться от Твоей зоркости, как [это скрыто] от людей? И разве малы лета Твои, и Ты не ведаешь о том, что происходило прежде Твоего начала? Нужно ли Тебе исследовать и выяснять случившееся, чтобы узнать, что я ни в чем не согрешил? Он говорит так, чтобы сделать Бога свидетелем своей праведности и одновременно испросить вкушения благости Божьей. Ибо люди ищут равного, а Бог немногое из многого исследует Своей благостью. Но если я не согрешил, говорит Иов, я знаю, что невозможно избегнуть Твоей воли, но даже если бы я не сознавал этого, я бы [следовал Твоей воле], которая сильнее нас и знает наши дела. Все это и произносит блаженный Иов, поучая нас, чтобы в искушениях мы не делали ничего иного, как прибегали к Богу и молили Его по благости пощадить Свое творение.
архиепископ Агафангел (Соловьев) (†1876)
Иов приводит два основания, почему Бог не должен мучить его всею тяжестью наказаний. Первое то, что Он, как всеведущий, знает его невинность и не имеет нужды в том, чтобы наказывать невинного. Второе то, что он всегда останется в руках Божиих, во власти вечного мироправителя, и если он виновен, то во всякое время может быть наказан Богом.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 3-7 Хорошо ли для Тебя, что Ты угнетаешь, что презираешь дело рук Твоих, а на совет нечестивых посылаешь свет? Разве у Тебя плотские очи, и Ты смотришь, как смотрит человек? Разве дни Твои, как дни человека, или лета Твои, как дни мужа, что Ты ищешь порока во мне и допытываешься греха во мне, хотя знаешь, что я не беззаконник, и что некому избавить меня от руки Твоей
Тщетны и личные усилия Иова постичь причину постигших его бедствий и тем облегчить свою скорбь. Вины за собою он не знает, а делаемые им предположения в целях выяснить, за что его карает Господь, не могут быть признаны удовлетворительными, так как не совместимы с представлением о Боге. Недопустимо, во-первых, чтобы Господь наказывал создание Своих рук (Быт. 2:7; Пс. 138:15) потому, что это доставляет Ему удовольствие (ст. 3). Такое предположение противоречит божественной любви, которой человек обязан своим существованием. Во-вторых, невозможно думать, что наказание - результат ошибки, незнания (ст. 4). Она свойственна ограниченному по уму человеку, судящему по внешности, но не всеведущему Богу, знающему сердце людей (1Цар. 16:17; Сир. 24:27-28). Нельзя, наконец, предположить, что жизнь Господа так же кратка, как и жизнь человека, и потому Он, боясь упустить время для наказания, не дает греху Иова обнаружиться, а нарочно изыскивает его вину и безвинного раньше времени и без всякой необходимости подвергает каре (ст. 5-7).