Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
кожею и плотью одел меня, костями и жилами скрепил меня,
Святые отцы
Прочие
Ефрем Сирин, прп. (†373)
Ст. 10-12 Не Ты ли вылил меня, как молоко, и, как творог, сгустил меня, кожею и плотью одел меня, костями и жилами скрепил меня, жизнь и милость даровал мне, и попечение Твое хранило дух мой
Здесь [Иов] говорит образно о воплощении Слова Божьего, принявшего человеческую природу. Слова эти, действительно, представляются обращенными к Отцу, словно бы они были сказаны от лица Сына.
Комментарий на Книгу Иова
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Ст. 10-12 Не Ты ли вылил меня, как молоко, и, как творог, сгустил меня, кожею и плотью одел меня, костями и жилами скрепил меня, жизнь и милость даровал мне, и попечение Твое хранило дух мой
Кожею и плотью одел меня, костями и жилами сшил меня, жизнь и милость Ты даровал мне, и попечение Твое хранило дух мой? (Или не якоже млеко измелзил мя еси, усырил же мя еси рaвно сыру? Кожею же и плотию мя облeкл еси, костьми же и жилами сшил мя еси: живот же и милость положил еси у мене, посещeние же Твое сохрани мой дyх).
Семя, из которого образуется животное, называет выдоенным молоком, и как выдоенное молоко делается сыром, так и семя, вылившееся и сгустившееся, делается естеством (φυσις); это – первое состояние зародыша. Семя, положенное в ложесна утробы, когда подобно сыру сгустится и уплотнится, делается естеством, затем оно образуется или, как говорит Писание, «изображается» (εξεικονιζεται) (Исх. 21:22–23) и принимает как бы образ; жидкое естество сгущается и положенное в утробу разделяется на кожу, мясо, кости и жилы; эти отдельные части сами по себе, когда есть душа, имеют жизненное развитие, а когда она выходит, остаются без движения. «И не только дал мне жизнь, – чем указывается собственно на творение, – но и сотворил милость со мною, – под которою разумеется промыслительная благодать, – во всю жизнь я наслаждался Твоим промышлением». Это и значат слова «попечение Твое хранило дух мой» («посещение… Твое сохрани мой дух»), то есть: «и после происхождения, благодаря Твоему промышлению, я пользуюсь жизнью». И вообще, через то, что перед тем и здесь говорится, показывает весь ход и гармонию телесного состава.
архиепископ Агафангел (Соловьев) (†1876)
Дальнейшее описание происхождения тела человеческого в утробе матери.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 8-12 Твои руки трудились надо мною и образовали всего меня кругом, - и Ты губишь меня? Вспомни, что Ты, как глину, обделал меня, и в прах обращаешь меня? Не Ты ли вылил меня, как молоко, и, как творог, сгустил меня, кожею и плотью одел меня, костями и жилами скрепил меня, жизнь и милость даровал мне, и попечение Твое хранило дух мой
Все приведенные предположения не имеют и не могут иметь места. Но в таком случае возникает новое недоумение. Как первый, созданный из глины человек, так точно и Иов - создание Божие, прямое дело рук Господа. По воле Божией из человеческого семени («молоко») зародился в утробе матери его организм, силою Божьею созданы различные члены один за другим (Твои руки … образовали всего меня кругом« - ст. 8), и ею же он превращен затем в полного человека («кожею и плотью одел меня, костями и жилами скрепил меня», ст. 11; ср.: Пс. 138:13), над которым в течение всей остальной жизни непрестанно бодрствовал божественный промысл (ст. 12). И если теперь Божественный Xудожник уничтожает свое создание (ст. 8), мало того, предмет попечения и забот, то Он совершает непонятный, непостижимый акт самоуничтожения.