Проповеди протоиерея Александра Глебова

Проповеди протоиерея Александра Глебова

Проповедь в день памяти св. блгв. кн. Александра Невского

Декабрь 5-ое 2011

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня, 12 сентября, церковь празднует память святого благоверного великого князя Александра Невского, покровителя и защитника земли Русской. В отличие от многих других угодников Божиих имя святого Александра Невского всем хорошо знакомо еще со школьной скамьи. Даже десятилетия государственного атеизма не смогли стереть память о нем из сознания людей. Потому что то дело, которое он совершил в жизни своей, во многом определило судьбу нашей страны, судьбу нашего народа и будущее Православной Церкви в России.

Но было бы совершенно неправильно приписывать церковному почитанию Александра Невского его политические, военные, дипломатические и прочие способности или заслуги перед страной. Конечно, как граждане своей страны мы должны быть ему благодарны за то великое дело, которое он совершил для русского народа, а значит, и для нас с вами.

Но в личности святого, сам по себе героизм, патриотизм, тот или иной талант не объявляются святыми. Человеческая одаренность, человеческая гениальность не являются заслугой самого человека – это дар Божий. А потому эти качества не могут являться предметом суда Божия. Потому что кому-то этот дар дан, а кому-то нет.

Как, кстати, и отсутствие каких-либо ярких способностей никак не умаляет человека в очах Божиих и не является препятствием для его духовного роста. Другими словами, Церковь никогда не канонизировала людей, то есть официально не признавала святыми только лишь за их политические заслуги и способности.

И, наверное, самый яркий тому пример это история с канонизацией последнего русского Императора Николая II. Вот действительно это человек, у которого перед страной, перед народом и перед церковью нет вообще никаких заслуг. С точки зрения гражданской истории это абсолютный антипод Александру Невскому, его полная противоположность.

Как у политических деятелей у них нет вообще ничего общего. Ни масштабного государственного ума, ни дальновидности, ни железной воли, ни полководческих дарований, ни дипломатических, ни умения разбираться в людях – ничего, чем обладал Александр Невский, мы не находим в личности Николая II. Да и результаты их правлений диаметрально противоположны.

Александр Невский получил от отца в наследство мятежное Новгородское княжество, гражданскую войну по всей Руси. С запада экспансия крестоносцев, с востока татарские орды. И в этой, казалось бы, безысходной ситуации ему удается спасти страну. Буквально вытащить ее из петли. Спасти Русскую Церковь от порабощения инославных и заложить основы будущего политического обустройства Российского государства.

Николай же получает от отца огромную и могущественнейшую Российскую Империю и приводит ее к страшной катастрофе. Приводит не потому что он этого хочет, хочет он совершенно другого. Но не имеет он ни сил, ни способностей, чтобы управлять страной. И все его попытки изменить что-либо к лучшему оборачиваются еще большей бедой.

Хотя, конечно, не стоит переоценивать роль человеческой личности в истории. Ведь только Господь Бог является Господином истории, и никто другой. И только Господь знает, кому, когда и для чего давать те или иные таланты, и кто нужен стране на том или ином этапе ее исторического бытия. Кого возводить, а кого низвергать. На то Его воля, до времени нам непонятная и необъяснимая.

Но я привел пример этих двух святых, Александра Невского и Николая II, для того чтобы на этом сравнении было понятно, что ни человеческие таланты, ни человеческие достижения, как и отсутствие талантов и достижений, не является определяющим в духовном развитии человека, не является критерием святости.

Вот у многих святость почему-то непременно ассоциируется с аскетическим укладом жизни, отрешением от мира, бедностью, с даром чудотворения, исцеления, прозорливости. Но это далеко не так. Ведь, собственно, святость это и есть спасение. То самое спасение, к которому Господь призывает каждого человека. Это когда человек формирует свой внутренний мир таким образом, что этот мир становится похожим на Бога, подобным Ему.

Еще древние говорили, что подобное познается подобным. А потому познать Бога, приблизиться к Нему, увидеть Его можно только тогда, когда мы становимся похожими на Него, подобны Ему, когда у нас есть нечто общее. И чем больше это сходство, чем больше общего между Богом и человеком, тем ближе человек к Богу. Ведь Бог един свят, так учит нас слово Божие.

И через богоподобие, через близость человека к Богу, человек и освящается, получает эту святость от Бога. И именно в этом смысле мы говорим о святости людей. И этот путь внутреннего формирования человека, путь роста, путь, ведущий человека к Богу, ведущий к святости, он очень многообразен, и у каждого свой.

Это может быть путь аскетизма, монашеского подвига, это может быть путь священнического служения, это может быть тяжелый и жертвенный путь семейной жизни, ратного подвига и так далее.

Святость это явление не социальное. Не важно, кем ты был, когда Господь избрал тебя, царем или рабом, сколько у тебя было талантов, один или десять. Важно, как ты откликнулся на этот призыв. Что ты сделал, чтобы принести прибыль, процент с данного тебе.

Да, путь святости многообразен. Он зависит и от личного дара, и от призвания, и от задач, стоящих перед человеком, и от условий, в которых он совершает свое служение. Но цель у этого пути одна – единение человека с Богом, или говоря библейским языком, Царствие Небесное.

И для Александра Невского путем, ведущим к спасению, путем, ведущим к святости, путем, ведущим к цели человеческого бытия, явилось великокняжеское служение. Свою великокняжескую жизнь он прошел не по широкой ковровой дорожке, усыпанной лепестками роз. А по тернистому, жертвенному, поистине крестному пути, входя в Царствие Божие теми тесными вратами, о которых говорит Господь в Евангелии. Почему и жизнеописание Александра Невского и называется Житием. Потому что он явил святость, а значит, цель человеческой жизни, находясь на высшем государственном посту. Ему удалось в тех экстремальных условиях таким образом организовать свой внутренний мир, что он стал близким к Богу. И эта его близость к Богу дает нам уверенность на его молитвенное ходатайство за тех, что являлось доминантой всей его жизни, наивысшей ценностью, это народ и это вера православная. Это то, за что он и сегодня продолжает бороться, но уже не силой ума и не силой меча, а силой своего духа, силой своей молитвы. В ответ на которую Господь нам дает Свою благодать. Аминь.

Комментировать

1 Комментарий

  • Проповедь о святом Пророке, Предтече и Крестителе Иоанне — НИКОЛЬСКИЙ ХРАМ, 08.03.2015
    […] Протоиерей Александр Глебов […] Ответить »