- Проповедь на Евангелие по Марку: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу»,
- Проповедь на понедельник 3-й седмицы по Пасхе
- Проповедь на Понедельник Светлой Седмицы
- Проповедь на Великий Пяток
- Проповедь о призвании Господом мытаря Левия на апостольское служение
- Проповедь Проповедь на Страстную Субботу
- Проповедь в день памяти преподобного Сергия Радонежского
- Проповедь в день памяти св. блгв. кн. Александра Невского
- Проповедь в понедельник 1-й седмицы Великого поста
- Проповедь в родительскую субботу
- Проповедь в родительскую субботу
- Проповедь в Понедельник 2-й седмицы по Пасхе
- Проповедь в понедельник 2-й седмицы Великого поста
- Проповедь в понедельник 3-й седмицы Великого Поста.
- Проповедь в понедельник 4-й седмицы по Пасхе
- Проповедь в понедельник 4-й седмицы по Пятидесятнице
- Проповедь в Понедельник 4-й седмицы Великого поста
- Проповедь в понедельник 5-й седмицы по Пасхе,
- Проповедь в понедельник 5-й седмицы по Пятидесятнице
- Проповедь в понедельник 6-й седмицы по Пятидесятнице.
- Проповедь в понедельник 6-й седмицы Великого Поста
- Проповедь в Понедельник 7-й седмицы по Пасхе
- Проповедь в Понедельник 8-й седмицы по Пятидесятнице
- Проповедь в понедельник 9-й седмицы по Пятидесятнице
- Проповедь в субботу 1-й седмицы по Пятидесятнице
- Проповедь в субботу 2-й седмицы по Пятидесятнице
- Проповедь в субботу 3-й седмицы по Пятидесятнице
- Проповедь в субботу 4-й седмицы по Пасхе
- Проповедь в субботу 4-й седмицы по Пятидесятнице
- Проповедь в субботу 5-й седмицы по Пятидесятнице.протоиерея Александра Глебова
- Проповедь в субботу 7-й седмицы по Пятидесятнице
- Проповедь в субботу перед Прощенным воскресеньем
- Суббота 4-й седмицы Великого поста. Проповедь
- Суббота 5-й седмицы Великого поста. Проповедь
- Суббота первой недели Великого Поста. Проповедь
- Суббота Светлой седмицы, проповедь
- Полный текст
Проповедь в понедельник 5-й седмицы по Пасхе,
Май 22nd 2011
Проповедь в понедельник 5-й седмицы по Пасхе,
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Сегодняшнее евангельское чтение является отрывком из диалога между Христом и иудеями. Смысл диалога в следующем. Иудеи ошибочно полагали, что их происхождение от Авраама дает им право называть себя детьми Божиими. Они считали, что вера Авраама, его особые отношения с Богом, его праведность такова, что ее достаточно не только для самого Авраама, но и для всех его потомков, вне зависимости оттого, что из себя эти потомки представляют.
Христианский писатель II века святой Иустин Мученик в беседе с иудеем Трифоном об иудаизме услышал от него такое умозаключение. Иудей Трифон говорит: «Вечное царство будет дано тем, кто является семенем Авраама по плоти, даже если они были грешниками, неверующими и противниками Бога». Конец цитаты. То есть даже если человек враждовал против Бога, но если он – иудей, то Бог все равно дарует ему Свое вечное Царство, только лишь в силу его происхождения от Авраама. Так считали иудеи.
Христос опровергает их мнение. Он говорит, что если бы вы были дети Авраама, то и дела Авраамовы делали бы. Так как не физическое родство делает человека потомком Авраама, а подражание Аврааму в его незыблемой вере, в его надежде на Бога. Физическое родство в деле спасения не так уж важно, потому что как говорит Христос в другом месте Евангелия, что Бог может и из камней воздвигнуть потомков Авраама.
Сказанное иудеям относится, в общем-то, и к нам. Мы не можем ни в религиозном, ни в политическом отношении жить достижениями прошлого, достижениями наших предков. Ну, допустим, мы достигнем каких-либо успехов в жизни нашей страны не тогда, когда будем рассуждать о великой России прошлого, а когда своим трудом и жизнью будем подражать тем, кто ее сделал великой.
А свое сыновство Богу мы можем проявить только исполнением Его воли и больше ничем. На что, кстати, и указал Христос иудеям. Он говорит им: «Если бы Бог был отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел; ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня. Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего. Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине; ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое; ибо он лжец и отец лжи».
Да, диавол есть ложь и отец лжи. И именно во лжи, в обмане и заключается вся его диавольская сила. Все его остальные способности воздействия на людей, они были разрушены Воскресением Христовым. Диавол побеждает нас исключительно хитростью. А хитрость заключается вот в чем.
Диавол не может нас силой заставить совершать грех. Тогда бы теряла просто всякий смысл идея Суда Божия: за что же нас тогда судить, если мы всего лишь игрушки в руках темной силы. Свобода выбора у нас существует всегда. Поступить так или иначе, совершить грех или отказаться от него. И все-таки часто мы выбираем грех.
Почему? Ведь грех – это скорбь, это переживание, это болезнь, это, в конце концов, смерть, и, тем не менее, мы иногда совершенно добровольно и осознанно выбираем для себя именно этот путь. Почему? Да потому что вся деятельность отца лжи в истории и заключается как раз в том, чтобы представить грех привлекательным для человека, чтобы лишить грех образа страдания, болезни и смерти, чтобы не отвращение к греху, не ненависть к греху, а тяготение к греху сопровождало человеческую жизнь.
И на протяжении всей истории идет этот великий обман людей, которым грех представляется в светлых одеждах. Но ведь если бы совершение греха всегда сопровождалось видимой отвратительной картиной, то люди бы его никогда не совершали. Но нас манит грех. Потому что диавол – обманщик. Он подает нам отраву в красивой упаковке, и мы принимаем ее.
Сегодня на пропаганду греха работает огромная индустрия рекламы, которая утверждает грех и человеческий порок, чуть ли не как правду жизни. С экрана телевизора грех рисуют привлекательным и желанным. Он как будто бы лишен образа страдания и смерти. Это обман. Те, кто это делают, кто развращают, конечно, в первую очередь молодое неокрепшее духовно и умственно, не сформировавшееся физически поколение, они творят дела отца лжи, диавола.
А нам надо помнить, что все самое дурное, все, что калечит жизнь людей, все, что делает нас несчастными, связано с грехом. Со святостью не связаны ни болезнь, ни печаль, ни воздыхание. Но надо обладать чистым сердцем, чтобы распознать грех, увидеть его сущность, осудить его, и с помощью Божией отринуть его и творить дела и заповеди Того, к Кому мы каждый день обращаемся молитвой со словами: Отец наш. Аминь.
Комментировать