Я плакал о всяком печальном

Источник

Предисловие издателей

Глава 1. Отрасль благого корня Глава 2. К жатве Божией Глава 3. «Один из лучших людей, встреченных в жизни» Глава 4. Град, стоящий на верху горы Глава 5. Пастырь добрый «Источника бессмертнаго вкусите» Врач и Утешитель «Всех привлеку к себе...» Батюшкины старушки «Вот мои сиротки…» «Я твой Друг, твой Отец, твой Хранитель…» Новомученица Анна (Зерцалова) «Увидите, что так и будет...» Глава 6. На новом поприще Глава 7. «Горе мне, если не благовествую» Глава 8. Великое чудо добродетели Черты Богоподобной души Особенности Духовного руководства Наставления О исповеди и причащении О праздниках и святых Молитва и добродетели Утешения в скорбях О болезнях и лечении Духовная дружба Взгляд на монастыри «Не лишайте себя лучей надежды…» Благотворительность Глава 9. Чудесная помощь при жизни Се, здрав еси... «Не отчаивайтесь!» «Видя будущее, как настоящее…» Последствия непослушания Глава 10. Во Христе нет смерти «Сраженный горем и трудом…» «Приходите ко мне на могилку…» Чудеса, совершившиеся после блаженной кончины прот. Валентина Глава 11. История издания книг о прот. Валентине Амфитеатрове Глава 12. В пламени искушений Мученическая кончина Анны Ивановны Зерцаловой Пристанище Духовной поддержки Иеромонах Исайя (Ставров) Дочери пастыря Последуя мученикам Вера не оскудеет «Всегда, когда нам было плохо…» Могила протоиерея Валентина в годы гонений Глава 13. Сокровенное является Неизвестные ранее материалы о прот. Валентине Письмо прот. Николая Ситникова, настоятеля храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне Воспоминания Ольги Александровны Ветелевой (дочери прот. Александра Ветелева) Глава 14. Русь возвращающаяся Глава 15. Новые свидетельства о благодатной помощи Письмо 1 Письмо 2 Письмо 3 Письмо 4 Письмо 5 Письмо 6 Письмо 7 Письмо 8 Письмо 9 Письмо 10 Письмо 11 Письмо 12 Письмо 13 Письмо 14 Письмо 15 Письмо 16 Письмо 17 Письмо 18 Письмо 19 Письмо 20 Письмо 21 Письмо 22 Письмо 23 Письмо 24 Письмо 25 Письмо 26 Приложение Из переписки прот. Валентина с Е. М. Машкиной Письмо 1 Письмо 2 Письмо 3 Письмо 4 Письмо 5 Письмо 6 Письмо 7 Письмо 8 Письмо 9 Письмо 10 Письмо 11 Письмо 12 Письмо 13 Письмо 14 Письмо 15 Письмо 16 Письмо 17 Письмо 18 Письмо 19 Письмо 20 Письмо 21 Письмо 22 Письмо 23 Письмо 24 Библиография  

 
Предисловие издателей

Боголюбивые читатели! Книга, которую вы держите в руках, посвящена жизнеописанию одного из прославленных российских пастырей предреволюционных времен – мудрого духовного наставника, горячего проповедника, еще при жизни облагодатствованного чудотворца протоиерея Валентина Николаевича Амфитеатрова (1836 – 1908), чье прославление в лике святых ныне готовится.

Современное православное книгоиздание уже неоднократно обращалось к личности и письменному наследию этого замечательного подвижника благочестия. Вышло в свет несколько изданий его проповедей, два небольших по объему жизнеописания, была переиздана одна из четырех книг святой новомученицы Анны Ивановны Зерцаловой (†1937) – первой жизнеописательницы прот. Валентина.

Помимо более или менее известных биографических сведений о замечательном пастыре, настоящее издание впервые приводит рассказы о нем его близких, передававшиеся из поколения в поколение в роду Амфитеатровых, и рассказы потомков его духовных детей. Впервые публикуются здесь и сведения о самой семье о. Валентина: его дочерях, чье благочестие и духовность всегда привлекали внимание почитателей батюшки, его благочестивых потомках, а также о некоторых духовных друзьях пастыря.

В нашу работу вошли не только сведения из всех четырех книг новомученицы Анны (Зерцаловой), изданных до революции, но и материал из ее никогда не публиковавшейся машинописной тетради и рукописных дневников, чудом сохраненных в годы гонений двумя верующими женщинами. Уникальные дневники, относящиеся к страшным послереволюционным временам, были переданы этими старушками прот. Николаю Ситникову, а машинописная тетрадь, содержащая не публиковавшиеся чудеса о. Валентина, была подарена дочери прот. Александра Ветелева Ольге Александровне. Отец Николай и Ольга Александровна в свою очередь передали эти материалы правнучкам батюшки Любови Николаевне и Евгении Николаевне Викторовым.

Книги и рукописи Новомученицы Анны, одной из ближайших духовных дочерей батюшки, знавшей его на протяжении десятилетий, – один из немногих источников, раскрывающих пастырскую деятельность прот. Валентина Амфитеатрова, и имеют большое значение для ее исследования. Первая жизнеописательница пастыря, кроме своих собственных свидетельств, собрала и опубликовала множество воспоминаний как о духовно-воспитательной деятельности батюшки, так и о его прижизненных и посмертных чудесах. После блаженной кончины праведника мц. Анна посвятила свою жизнь прославлению его памяти и посредством этого – проповеди святой веры. Ее благочестивая жизнь была увенчана мученичеством: в 1937 году Анна Ивановна «исчезла» – была схвачена НКВД при неизвестных обстоятельствах и расстреляна на Бутовском полигоне. Святая Церковь засвидетельствовала ее подвиг прославлением в лике Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года.

В настоящую книгу вошел также и ряд новых, ранее не публиковавшихся свидетельств о чудесной помощи по молитвам о. Валентина в наше время.

Жизнеописание не может вместить изложения всех чудес прот. Валентина, число которых огромно. Кроме того, к сожалению, нельзя быть уверенными в том, что в некоторые рассказы о чудесах (в том числе приведенные в книгах новомученицы Анны), по человеческой немощи не было внесено искажений и преувеличений, тем более, что рассказы эти неоднократно передавались из уст в уста и, главным образом, простыми людьми. Помня слова великого составителя житий свт. Димитрия Ростовского: «Да не будет ми лгати на святаго», – мы старались приводить только случаи, не вызывающие никаких сомнений и смущений, чтобы не оскорбить память почившего праведника и не посеять в читающих недоверие. Нужно заметить, что этих сведений более, чем достаточно, чтобы убедиться в силе молитвенного предстательства прот. Валентина. Примечательно, что дочери самого батюшки, несомненно, горячо любя и почитая его, были людьми очень трезвого духовного настроя и крайне не любили проявлений своего рода экзальтации и восторженности в некоторых его духовных чадах.

Мы используем замечательные воспоминания В. Н. Зверева, публиковавшиеся за рубежом в журнале «Православная жизнь», значительно дополняющие представление о духовном облике мудрого пастыря. Включен сюда и ряд писем о. Валентина к близким, и назидательные письма к Е. М. Машкиной, выходившие в свет всего однажды до революции незначительным тиражом.

Облик московского праведника раскрывается перед нами в воспоминаниях его родных, современников, духовных друзей, духовных чад и почитателей, людей, получивших помощь по его молитвам. Чем больше мы удаляемся от времени, в которое жил праведный пастырь, тем более цельно представляется его образ, его значение для духовной жизни части московской паствы, которую он окормлял, а также и влияние на все русское общество.

Из учения Святых Отцов Православной Церкви известно, что с течением веков все более ослабевает благочестие, умаляется святость и что в последние времена никто не будет иметь во всей полноте тех благодатных даров, которыми обиловали святые древности. Тем более удивительно, когда в наше время являются чудотворцы, подобные древним, в подтверждение евангельских слов: «Дух дышит, где хочет» (Ин. 3:8).

Протоиерей Валентин Амфитеатров просиял в России в конце XIX – начале XX века, когда яд безбожия и вольномыслия отравил значительную часть русского народа, и особенно, образованного общества, проник даже в сами духовные учебные заведения. В это время в сердце России – Москве – явился великий светильник веры и благочестия, своим пастырским подвигом привлекший в лоно Церкви тысячи заблудших, и еще при жизни явивший удивительные чудеса и знамения.

Будучи приходским пастырем, семейным человеком, отец Валентин достиг высокого духовного совершенства, имел благодатные дары исцеления, прозорливости, старчества. Духовный путь протоиерея Валентина близок пути его современника, святого праведного Иоанна Кронштадтского, который в свою очередь высоко ценил московского пастыря-подвижника. Тот же пастырский подвиг среди мира проходили другой московский чудотворец, святой праведный Алексий (Мечев) и праведный Иона Одесский. Духовный подвиг этих угодников Божиих редок и удивителен тем, что, находясь посреди мира, будучи семейными людьми, они достигли не только праведности, но и высоких благодатных дарований, крайне редких в наши времена, несли настоящее старческое служение.

Изучая житие протоиерея Валентина, мы поняли, что тайна такого поразительного духовного преуспеяния заключается в величайшей жертвенной любви пастыря к Богу и людям, служению которым он с самого начала сознательно посвятил себя. Эта любовь – самое поразительное чудо во всей книге; да ведь любовь и является «союзом совершенств» (Кол. 3:14) и вершиной преуспеяния христианина.

Время, в которое жил отец Валентин, наложило свою печать на его жизненный путь: по непостижимому Божию промыслу, горячо любимого народом праведника неоднократно постигали изматывающие скорби – удел христиан последнего времени. И в частности, как проявление бюрократизма синодального периода, – гонения от властей духовных.

Отец Валентин был одним из праведников, дарованных народу Божию накануне безбожных гонений, одним из тех, чьими трудами проповедовалась вера и укреплялось благочестие перед этим огненным испытанием. Отец Валентин пророчествовал о приближении страшных времен и о мученичестве св. страстотерпца царя Николая.

По-настоящему понять святого может только равный ему по духовной высоте человек. Конечно же, мы не можем иметь такой силы добродетелей и обладать тем опытным знанием духовной жизни, которые дали бы нам возможность приблизиться к этому пониманию. Но за послушание, надеясь на святые молитвы отца Валентина и желая сделать общедоступными ценные и не известные до сего времени сведения о его жизни, попытаемся предложить их вниманию читателей.

Оптинский старец прп. Варсонофий говорил, что если человек потрудился взять в руки житие какого-либо святого, этот угодник Божий уже начинает о нем заботиться. Несомненно, что скорый на благодатную помощь чудотворец протоиерей Валентин и ныне призирает не только на всякого просящего его помощи, но и на всякого читающего о нем ради душевной пользы. Надеясь на молитвенное предстательство великого праведника, обратимся и мы к описанию его глубоко назидательной жизни.

«Не перестаем думать, молиться о вас, и просить, чтобы вы исполнялись познанием воли Божией, во всякой премудрости, ...принося плод во всяком честном деле,... при терпении и великодушии с радостию» (Слова ап. Павла, Кол.1:9–11)

Протоиерей В. Амфитеатров. 16 ноября 1888 г.”


Источник: Я плакал о всяком печальном : Жизнеописание протоиерея Валентина Амфитеатрова / Сост. Г. Александрова. - М. : Изд-во им. святителя Игнатия Ставропольского, 2003. – 476 с.

Комментарии для сайта Cackle