Глава 14. РУСЬ ВОЗВРАЩАЮЩАЯСЯ
«И созиждут пустыни вечныя, запустевшия прежде воздвигнут, и обновят грады пустыя, запустевшия от рода в род. ...Землю свою вторицею наследят, и веселие вечное над главою их. Всяк видях их, познает я, яко сии суть семя благословенное от Бога и веселием возвеселятся о Господе».
Паримии в день новолетия (Ис. 61).
По милости Божией, времена гонений на Церковь ушли в далекое прошлое. Более двух десятилетий православные свободно исповедуют свою веру, посещают храмы, учат детей закону Божию. Церковь живет многогранной деятельной жизнью, Православие широко проникает общество. Появилась возможность устроить и место поминовения прот. Валентина Амфитеатрова.
В 1990 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена правнучками о. Валентина Любовью Николаевной и Евгенией Николаевной Викторовыми была восстановлена символическая могила вблизи предполагаемого места погребения батюшки, чуть выше воинского мемориала. Непосредственное участие в устройстве могилы принял ктитор храма Воскресения Словущего на Ваганькове Ю. И. Сорокин. На могиле был установлен скромный крест из серого камня с портретом и надписью. 3 марта 1991 года могилу освятил настоятель храма Воскресения Словущего прот. Валентин Парамонов с диаконом Александром и здесь стало совершаться поминовение батюшки.
В 1997 году некоторыми почитателями батюшки была самостоятельно устроена еще одна «могила», непосредственно на воинском мемориале, но, как показала позднейшая экспертиза, и ее местоположение, тем не менее, не соответствует в точности месту погребения батюшки.
Для того, чтобы устранить возникшие противоречия относительно места погребения прот. Валентина, при Московской Патриархии была создана комиссия, которая в настоящее время проводит научные исследования. Экспертиза с использованием георадара методом подпочвенной локации установила место, где на глубине около трех метров находится объект, который по своим размерам может являться гробом прот. Валентина. Однако, точный результат может дать только вскрытие могилы, которое затруднено по причине ее нахождения под воинским мемориалом.219
Три дня в году: в день рождения о. Валентина 1/14 сентября, день его ангела 24 апреля/7 мая и день кончины – 20 июля/2 августа – при большом стечении народа на могиле батюшки совершаются торжественные панихиды. После них в память о праведном пастыре всем присутствующим предлагается угощение.
В настоящее время вопрос о прославлении в лике святых прот. Валентина Амфитеатрова Московской Патриархией решен положительно. К сожалению, поскольку имеются препятствия к обретению мощей праведника, это некоторым образом задерживает и его прославление.
Просим святых молитв всех, кто давно чтит о. Валентина и кто впервые узнал о нем из этой книги, чтобы Господь разрушил все человеческие и дьявольские препятствия ко всероссийскому прославлению батюшки и к открытию его святых мощей, которые могли бы стать источником благодатных исцелений душ и телес всех с верою притекающих к ним.
Упокой, Господи, душу раба Твоего протоиерея Валентина, и святыми его молитвами помилуй нас!
Отца Валентина помнила и горячо любила русская эмиграция. Вспоминали о таком замечательном факте: «В России еще пришлось видеть фотографию девочки, по имени Ксения, которая была парализована: по молитвам Батюшки Господь исцелил ее. Только кисть одной руки, на память о случившемся, осталась неисцеленной. Девочка эта потом была учительницей».
М. К. Батюшка отец Валентин Амфитеатров.
Православная жизнь. Джорданвилль. 1965 г. № 4.
* * *
Имеется еще одно косвенное свидетельство: верующая женщина, дочь духовных чад о. Валентина, будучи в большой скорби, увидела во сне о. Валентина вблизи его могилы. При этом от могилы шел свет, именно в том месте, на которое впоследствии указало исследование. Сон был очень утешительным. При входе на Ваганьковском кладбище есть еще одно памятное место, посвященное о. Валентину – деревянный крест с массивной гранитной плитой, устроенный историко-патриотическими организациями Москвы