Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Послание к евреям

(Hebrews, letter to the)

В Послании к евреям практически все образы связаны с развернутым сравнением и противопоставлением ветхозаветных обрядов и пришедшего им на смену искупительного служения Христа. Аргументация послания строится на последовательной серии образов, почерпнутых из практики поклонения ветхозаветного мира, и показе преимуществ их новозаветных аналогов. Для пояснения аргументации и иллюстрации поднятых вопросов используются простые и в то же время тщательно продуманные метафоры. Это сравнение и противопоставление проводится в рамках эсхатологического развития ветхозаветных образов с учетом иудейской апокалиптики и раннехристианского предания. Конкретные противопоставления, примеров которых слишком много, чтобы привести их все, касаются различия между Божественным и Ангельским, предвосхищением Ветхого Завета и новозаветным исполнением во Христе, земного и небесного священства, временного и постоянного, ветхого завета и нового завета, земного и небесного.

Образы Христа. Центральное место в Послании к евреям занимает образ Христа как Сына Божьего (Евр.1:2, 5, 8; 4:14), как единородного от Бога (Евр.1:5). Сын есть «сияние славы и образ ипостаси» Бога (Евр.1:3). Как Сын Божий Христос поставлен наследником всего (Евр.1:2; см. НАСЛЕДСТВО, НАСЛЕДИЕ, УДЕЛ). Моисей был в доме Божьем служителем, а Христос – как Сын в доме Бога, то есть в церкви (Евр.3:1–6). Будучи Сыном Божьим, Христос «воссел одесную (престола) величия на высоте», демонстрируя, что Он способен исполнять властные полномочия Бога в качестве Его заместителя (Евр.1:3; ср. Евр.1:13; 8:1; 10:12; 12:2). Он изображен также Царем, Который помазан Богом и имеет престол и царский скипетр (Евр.1:8–9), а Его власть символизируется тем, что враги положены в «подножие» ног Его (Евр.1:13; 10:13).

Самый, пожалуй, выразительный образ в послании – образ Христа как Первосвященника (Евр.2:17; 3:1; 4:14–15). Фактически весь этот образ можно рассматривать как развернутую метафору Его искупительного служения. В отличие от первосвященников левитского священства, Христос безгрешен как Сын Божий, и Ему нет нужды приносить жертвы за собственный грех. В отличие также от левитского первосвященника, Христос есть Первосвященник по чину Мелхиседека. Иными словами, Христос и Его священство вечны (Евр.4:14–5:10; Евр.6:19–20; 7:1–28). С Христом как вечным Первосвященником у христиан есть якорь души, источник стабильности и уверенности в спасении, подобно якорю, удерживающему корабль (Евр.6:19–20).

В отличие от священников из рода Аарона, служивших Богу в земной скинии, Христос служит как Первосвященник в небесном святилище. Это небесное святилище изображается высшим образцом для ветхозаветной скинии собрания (Евр.8:1–5; 9:14, 23–28). Христос показан Первосвященником, входящим за завесу во Святое-святых небесной скинии в присутствие Бога, чтобы раз и навсегда исполнить Свои священнические обязанности в день очищения (Евр.6:19–20).

Образы искупления. Образы искупления составляют другую группу. Первосвященник из рода Аарона раз в году в день очищения совершал искупление от греха за себя и за народ кровью тельца и козла. Искупительное служение Христа изображается двояким образом: как вхождение Христа в небесное святилище и принесение Себя в жертву на жертвеннике Бога, а также как вхождение во Святое-святых с собственной Кровью для искупления народа (Евр.2:17; 9:6–14, 23–28; 10:1–10). В отличие от левитских священников, каждый год окроплявших народ кровью, Христос как Священник окропляет Свой народ для очищения от греха только один раз (Евр.10:19–25). Тогда как левитские священники приносили жертвы за грех ежедневно, Христос принес Себя в жертву за грех раз и навсегда (Евр.10:11–18). Как тельцы и козлы, кровь которых использовалась в день очищения, сжигались вне стана, так и Христос в качестве искупительной жертвы умер вне врат города (Евр.13:11–13). Принеся Себя в жертву совершенную, а не такую, которая требовалась каждый год, Христос заключил новый завет. Подобно тому как завещание человека вступает в силу после его смерти или как первый завет на горе Синай вступил в силу с принесением в жертву тельцов и козлов, новый завет скрепился смертью и Кровью совершенной Жертвы – Иисуса Христа (Евр.9:15–22; ср. Евр.8:6–13).

Образы спасения и отступничества. В еще одной группе образов основное внимание направлено на процесс спасения или на его этапы. Состояние до обращения показывается как положение людей, которые «от страха смерти... были подвержены рабству» (Евр.2:15). Получившие спасение изображаются с помощью образа вкушения «просвещенными, и вкусившими дара небесного, и соделавшимися причастниками Духа Святого, и вкусившими благого глагола Божия и сил будущего века» (Евр.6:4–5). Божьи законы вкладываются в мысли и запечатлеваются на сердце (Евр.8:10; 10:16). Будучи Сыном Божьим и наследником всего, Христос может сделать христиан сонаследниками спасения (Евр.1:14), когда они становятся сынами Божьими (Евр.12:5–11). Верой и терпением христиане наследуют обетования (Евр.6:12) и обещанное вечное наследие (Евр.9:15). Верой Ной сделался наследником праведности, а Авраам, Исаак и Иаков – наследниками обетования (Евр.11:7–9).

В нескольких образах изображается христианская жизнь после получения спасения. С использованием строительной метафоры начатки учения о благовестии и христианской вере сравниваются с фундаментом христианской жизни (Евр.6:1–2). Смешанной метафорой с образами обучения, физического развития и питания описывается рост в познании христианской жизни. Новообращенный христианин показан младенцем, нуждающимся в молоке начального христианского обучения, а зрелый христианин – взрослым, который может питаться твердой пищей более продвинутого обучения (Евр.5:12–14). Еще одна метафора – Божий народ как странники (см. ПРИШЕЛЕЦ, ЧУЖЕЗЕМЕЦ, СТРАННИК) или пилигримы на земле, ищущие отечества, небесного города, строителем которого для Своего народа показан Бог (Евр.11:10, 13–16). Бог метафорически изображается также родителем, чье наказание «наученным чрез него доставляет мирный плод праведности» (Евр.12:5–11). Христиане подобны спортсменам, тренирующимся под руководством наставника (Евр.5:14; 12:11). Они участвуют в борьбе против греха, и для ее успешного завершения необходимо удалить все препятствия, как в марафонском беге сбросить лишний вес. В Евр.11 верующие прошлого представлены в виде зрителей на арене, наблюдающих за тем, как христиане совершают марафонский забег духовной стойкости (Евр.12:1–4).

Отступничество или отпадение от христианской веры описывается с помощью нескольких образов. В упоминании о странствовавшем по пустыне поколении, ожесточении его сердца, возроптавшего против Бога, и, в конечном счете, о его неспособности войти в Божий покой в Ханаане изображаются христиане с лукавым и неверным сердцем, проявляющие непокорность, отвращающиеся от Бога и не входящие в Божий покой на небе (Евр.3:7–4:13). Отступники – это «однажды просвещенные, и вкусившие дара небесного, и соделавшиеся причастниками Духа Святого, и вкусившие благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадшие» (Евр.6:4–6). Отступники ярко характеризуются как люди, которые «снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему» (Евр.6:6) и которые «попирают Сына Божия и не почитают за святыню Кровь завета, которою освящены, и Духа благодати оскорбляют» (Евр.10:29). Для отступника не остается более жертвы за грех (Евр.10:26). В сельскохозяйственной метафоре отступник изображается землей, пьющей дождь и производящей терния и волчцы, пригодные только для сожжения (Евр.6:7–8).

В Евреям встречаются и образы Творения. Все существующее – дело рук Бога (Евр.1:10; 3:4). Земля и небо подобны одежде, которая ветшает, сворачивается и заменяется (Евр.1:10–12). Сотворенные Богом человеческие существа не намного ниже ангелов, они увенчаны славой и честью, и все положено под ноги их (Евр.2:7–8).

Другие образы. В число других образов входят «вкушение смерти» (Евр.2:9); Христос как «предтеча» (Евр.6:20), «Вождь спасения» (Евр.2:10) и «начальник и совершитель веры» (Евр.12:2); Бог как «огонь поядающий» (Евр.12:29) и число потомков Авраама, «как много звезд на небе и как бесчислен песок на берегу морском» (Евр.11:12). Наконец, слово Божье способно оценить расположение души, ибо оно «живо и действенно и острее всякого меча обоюдуострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные. И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто пред очами Его: Ему дадим отчет» (Евр.4:12–13).

Приведенный перечень образов в Послании к евреям далеко не исчерпывающий. Яркие образы встречаются в нем повсюду, и его автор – поэт в той же мере, что и богослов. Пример, иллюстрирующий силу его воображения, можно увидеть в описании того, что значит верить во Христа как в Спасителя:

«Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого,

к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов,

к торжествующему собору и Церкви первенцев, написанных на небесах,

и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства,

и к Ходатаю нового завета Иисусу,

и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева» (Евр.12:22–24).

См. также: АНГЕЛЫ; ЖЕРТВА, ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ; ЗАВЕТ; ИИСУС ХРИСТОС; ИСКУПЛЕНИЕ КАК ВОССОЕДИНЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА С БОГОМ; КРОВЬ; МЕЛХИСЕДЕК; МОИСЕЙ; НЕБО; ОТСТУПНИЧЕСТВО; ПАЛОМНИК, ПАЛОМНИЧЕСТВО; ПОКОЙ, ОТДЫХ; СВЯЩЕННИК; СКИНИЯ; СЫН.

Библиография:

W.J. Moulton, «The Relay Race», ExpTim 33 (1921–1922) 73–74;

V.C. Pfitzner, Paul and the Agon Motif (NovTSup 16; Leiden: Brill, 1967);

W.G. Johnsson, «The Pilgrimage Motif in the Book of Hebrews», JBL 97 (1978) 239–51;

D.Kidner, «Sacrifice: Metaphors and Meanings», TynB 33 (1982) 119–136;

E.Kiisemann, The Wandering People of God: An Investigation of the Letter to the Hebrews (Minneapolis: Augsburg, 1984).


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle