В.В. Бурега, архим. Симеон (Томачинский)

Гомилетика

Источник

Содержание

Введение

Глава 1. Развитие гомилетики как науки §1.1. Общие сведения о гомилетике § 1.2. Учение о проповеди в I-III вв. 1.2.1. Проповедничество Христа Спасителя 1.2.2. Церковная проповедь в апостольский век и в ранней Церкви (I–II вв.) 1.2.3. Ориген и зарождение теории церковной проповеди § 1.3. Теория проповеди в Восточной Церкви в IV-XV вв. 1.3.1. Новые тенденции в церковной проповеди в IV в. 1.3.2. Мысли о проповеди св. Иоанна Златоуста 1.3.3. Проповедничество в Византии в VI-XV вв. § 1.4. Теория проповеди в Западной Церкви в IV–IX вв. 1.4.1. Учение о проповеди блаженного Августина 1.4.2. «Правило пастырское» св. Григория Двоеслова § 1.5. Гомилетическая наука в Русской Православной Церкви 1.5.1. Зарождение гомилетической теории. Архимандрит Иоанникий (Галятовский) 1.5.2. Гомилетические воззрения архиепископа Феофана (Прокоповича) 1.5.3. Состояние гомилетики в XVIII в. 1.5.4. Развитие гомилетики в XIX – начале XX в. Глава 2. Понятие о проповеди § 2.1. Общее понятие о проповеди § 2.2. Проповедь и Библия 2.2.1. Евангелие как проповедь 2.2.2. Проповедь как возвещение и свидетельство 2.2.3. Керигма 2.2.4. Слово жизни § 2.3. Проповедь и Церковь § 2.4. Проповедь и ораторское искусство 2.4.1. Отношение к светскому красноречию в Древней Церкви 2.4.2. Вопрос о взаимоотношении проповедничества и ораторского искусства в гомилетической науке Глава 3. Личность проповедника § 3.1. Проповедь как личное свидетельство § 3.2. Проповедь в слове и в деле § 3.3. Кто имеет право произносить проповедь? 3.3.1. Учительство в Древней Церкви 3.3.2. Канонические правила о проповедниках 3.3.3. Современная практика 3.3.4. Женщины и проповедническое служение Глава 4. Проповедь в контексте православного богослужения § 4.1. Проповедь как литургический акт § 4.2. Место произнесения проповеди 4.2.1. Проповедь в «домашних церквах» 4.2.2. Проповедь с горнего места 4.2.3. Проповедь с амвона 4.2.4. Практика Русской Церкви § 4.3. Время произнесения литургийной проповеди 4.3.1. Проповедь в рамках литургии слова в Древней Церкви 4.3.2. Современная практика литургийной проповеди § 4.4. Проповедь на неевхаристических богослужениях 4.4.1. Проповедь во время вечернего богослужения 4.4.2. Проповедь при крещении и венчании 4.4.3. Надгробные проповеди Глава 5. Содержание проповеди § 5.1. христоцентричность проповеди § 5.2. Вероучение и нравоучение в проповеди § 5.3. Библейское содержание в проповеди 5.3.1. Проповедь и годичный круг библейских чтений 5.3.2. Особенности проповеди на Евангельские и Апостольские зачала 5.3.3. Ветхий Завет в проповеди § 5.4. Литургическое предание как предмет проповеди 5.4.1. Богослужение как проповедь 5.4.2. Богослужебный материал как иллюстрация в проповеди 5.4.3. Разъяснение смысла богослужения в рамках проповеди § 5.5. Проповедь в честь Божией Матери § 5.6. Агиография в проповеди 5.6.1. Агиография и христоцентричность проповеди 5.6.2. Агиография и «народное христианство» 5.6.3. Опасность формализма в агиографической проповеди 5.6.4. Проблема исторической достоверности в агиографической проповеди § 5.7. Публицистическое содержание в проповеди 5.7.1. Проповедь и современность: общие замечания 5.7.2. Публицистический элемент в святоотеческой проповеди 5.7.3. Публицистическая проповедь в XIX – начале XX в. 5.7.4. Проповедь и вызовы XX-XXI вв. 5.7.5. Проповедь и политика Глава 6. Форма проповеди § 6.1. Халкидонский принцип по отношению к проповеди § 6.2. Композиция и план проповеди § 6.3. Классические формы проповеди 6.3.1. Гомилия (беседа) 6.3.2. Слово 6.3.3. Поучение § 6.4. Подходы к структуре проповеди в XX – начале XXI в. 6.4.1. Дедуктивная проповедь 6.4.2. Индуктивная проповедь 6.4.3. Нарративная проповедь. «Петля Лоури» 6.4.4. Драматургическое построение проповеди Глава 7. Подготовка проповеди § 7.1. Таинственный процесс рождения проповеди § 7.2. Способы изложения проповеди 7.2.1. Чтение или произнесение? 7.2.2. Заучивание проповеди наизусть 7.2.3. Импровизация 7.2.4. Экспромт § 7.3. Этапы подготовки проповеди 7.3.1. Копилка проповедника 7.3.2. Работа с библейским текстом 7.3.3. Составление плана и написание текста проповеди § 7.4. Подготовка вступительной части проповеди 7.4.1. Задачи и свойства вступления 7.4.2. Возможные варианты вступления § 7.5. Подготовка заключительной части проповеди 7.5.1. Задачи и свойства заключения 7.5.2. Возможные варианты заключения 7.5.3. Умение вовремя закончить речь Глава 8. Произнесение проповеди § 8.1. Требования естественности § 8.2. Язык проповеди § 8.3. Стиль проповеди § 8.4. Голос проповедника 8.4.1. Человеческий голос и голосовой аппарат 8.4.2. Дикция 8.4.3. Сила голоса 8.4.4. Высота голоса 8.4.5. Темп речи 8.4.6. Паузы § 8.5. Владение телом 8.5.1. Невербальная составляющая общения 8.5.2. Выход на амвон. Движения проповедника 8.5.3. Выражение лица. Глаза 8.5.4. Жестикуляция 8.5.5. Возвращение в алтарь после проповеди § 8.6. Продолжительность проповеди Глава 9. Жизнь проповеди после ее рождения § 9.1. Жизнь проповеди после проповеди 9.1.1. Уникальность события проповеди 9.1.2. Запись проповеди в Древней Церкви 9.1.3. Особенности записанной проповеди 9.1.4. Проповедь в эпоху Интернета § 9.2. Анализ проповеди 9.2.1. Проповедь как общение 9.2.2. Оценка со стороны собратьев 9.2.3. Оценка со стороны паствы во время произнесения проповеди 9.2.4. Оценка со стороны паствы после произнесения проповеди 9.2.5. Способы осуществления обратной связи 9.2.6. Собственный анализ Приложение 1. Гомилетика в католицизме и протестантизме. Общий обзор § 1.1. Схоластическая проповедь 1.1.1. Рождение схоластической проповеди 1.1.2. Расцвет схоластической проповеди (XIII-XV вв.) § 1.2. Теория проповеди в эпоху Ренессанса 1.2.1. Иоганн Рейхлин 1.2.2. Эразм Роттердамский § 1.3. Протестантские подходы к проповеди и католическая реформа 1.3.1. Мысли о проповеди Мартина Лютера 1.3.2. Взгляд Кальвина на проповедь 1.3.3. Филипп Меланхтон и рождение «протестантской схоластики» 1.3.4. Католическая реформа и проповедничество § 1.4. Гомилетика в XVII-XVIII вв. 1.4.1. Католическая проповедь в эпоху барокко 1.4.2. Пиетизм. Учение о проповеди Филиппа Якоба Шпенера 1.4.3. Проповедь в эпоху Просвещения 1.4.4. Классицизм и теория проповеди во Франции § 1.5. Развитие теории проповеди в XIX в. 1.5.1. «Теория красноречия» Генриха Августа Шотта 1.5.2. «Систематическая риторика» Франца Теремина 1.5.3. Теория «религиозной речи» Ф. Шлейермахера 1.5.4. «Гомилетика» Александра Швейцера 1.5.5. Гомилетика в Католической Церкви в XIX в. Йозеф Юнгманн § 1.6. Развитие гомилетики в XX в. 1.6.1. Протестантская гомилетика в XX в. 1.6.2. Теория и практика проповеди в Католической Церкви в XX в. Приложение 2 Темы рефератов Темы докладов Практические и творческие задания Об издании  

 

Предлагаемая вниманию читателя книга написана в соответствии с учебной программой курса «Гомилетика» для духовных учебных заведений Русской Православной Церкви. Структура настоящего учебного пособия в основном следует сложившейся традиции. В нем рассмотрены как общетеоретические, так и практические вопросы церковного проповедничества.

Учебник соответствует актуальным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. Он адресован студентам как духовных семинарий, так и светских вузов, осуществляющих подготовку учащихся в рамках образовательного стандарта по теологии, а также всем интересующимся историей религии, культурологией и религиоведением.

Введение

Если труба будет издавать неопределенный звук, кто станет готовиться к сражению? (1Кор.14:8). Если военачальник не сумеет вдохновить свое войско, кто пойдет на битву?

Это верно и в отношении духовной брани, где предводителем выступает священник. И поскольку слово – главное оружие в духовной битве, трудно преувеличить значение гомилетики, или искусства проповеди.

По сути, все обучение в семинарии должно вести к тому, чтобы пастырь мог словом созидать свою словесную паству и вести ее «на источники вод». Все изучаемые предметы – катехизис, догматическое богословие, история Церкви и т. д. – разумеется, важны и сами по себе, но для священника они имеют особое значение в его служении благовестия. Что толку, если пастырь знает все тонкости вероучения, но при этом не может рассказать о них своим прихожанам, не способен вдохновить их на трудную дорогу к Царствию Небесному, не умеет объяснить законы духовной жизни?

Все полученные в семинарии знания не могут лежать мертвым грузом в голове у священника, а должны стать фундаментом его проповеди. По большому счету, оценивать итоги обучения в духовной школе нам бы следовало не по количеству усвоенной информации (в наш век Интернета получение нужных сведений не представляет никаких затруднений), а по тому, как она вербализируется будущим пастырем, насколько он способен донести до людей слово Божие – коротко говоря, по его проповеди. От избытка сердца говорят уста (Мф.12:34). И речь идет не об извитии словес, не о «благочестивом многоречии», а о живом слове, которое острее всякого меча обоюдоострого (Евр.4:12).

С другой стороны, некоторые представители нашего духовенства считают, будто сама по себе хиротония делает их выдающимися проповедниками. И даже приводят слова Христа в Евангелии: Когда же приведут вас в синагоги, к начальством и властям, не заботьтесь, как или что отвечать, или что говорить, ибо Святый Дух научит вас в тот час, что должно говорить (Лк.12:11–12).

Однако в этих словах Христа речь идет об исповедании веры в совершенно особых обстоятельствах, в экстремальных условиях, когда нужно свидетельствовать о своем уповании перед лицом властей, не боясь смерти. Понятно, что такой подход не может распространяться на все случаи жизни. К церковной проповеди можно и должно готовиться, чтобы не подпасть под осуждение, ясно выраженное в Священном Писании: Проклят, кто дело Господне делает небрежно (Иер.48:10).

Прекрасный пример усердной подготовки к проповеди мы видим в лице недавно почившего всероссийского пастыря архимандрита Иоанна (Крестьянкина). По воспоминаниям его письмоводителя Татьяны Сергеевны Смирновой, отец Иоанн чрезвычайно ответственно подходил к проповедничеству и очень тщательно готовился к произнесению каждого слова с амвона. В еще не изданных мемуарах Т. С. Смирновой повествуется: «Отец Иоанн буквально вынашивал тему, но когда мысли ложились на бумагу, тут-то и начинались правки...».

После длительного процесса написания проповеди работа не заканчивалась. «Я заставала отца Иоанна за чтением проповеди с карандашом в руках, а в тетради появлялись какие-то черточки, точки и значки. Позднее, получив текст для прочтения, интересовалась значением этих пометок. На что он отвечал, что размышлял, как произносить проповедь, где сделать паузу, где повторить фразу, на чем акцентировать внимание слушающих», – пишет Т. С. Смирнова1.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин), будучи уже всенародно почитаемым старцем, всегда выходил из алтаря, чтобы послушать проповеди молодых священников – настолько велико было его благоговение перед словом с амвона. И сам отец Иоанн перед произнесением проповеди всегда читал особую молитву преподобного Симеона Нового Богослова. В ней он просил Господа научить его произнести проповедь и для собственной пользы, и во спасение души слушающих.

Святитель Иоанн Златоуст в своих словах «О священстве» указывал, что пресвитеру наиболее надо заботиться о силе слова: «Это вместо лекарства, это вместо огня, это вместо железа; нужно ли прижечь или отсечь, необходимо употребить слово; если оно нисколько не подействует, то все прочее напрасно. Им мы восставляем падшую и укрощаем волнующуюся душу, отсекаем излишнее, восполняем недостающее и совершаем все прочее, что служит у нас к здравию души» (Слово 4)2.

Апостол Павел в послании к своему ученику Тимофею говорит: Занимайся чтением, наставлением, учением. И потом добавляет: Так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя (1Тим.4:13,16).

В своей знаменитой речи в афинском Ареопаге апостол Павел дал замечательный пример проповеди, обращенной к языческому миру с его скептицизмом и снобизмом. Такая проповедь всегда лежит в поле напряжения между двумя полюсами: максимальной доходчивостью и бескомпромиссным свидетельством, опорой на признанные слушателями авторитеты и возведением к принципиально новому пониманию вещей, похвалой слушателям и ненавязчивым обличением их нравов.

Апостол Павел не обратил всех афинян в истинную веру: большая часть как раз осталась при своих взглядах. Казалось бы, это провал проповедника, неудача, ошибка. Но слова апостола о воскресении все же не были тщетными: Некоторые же мужи, пристав к нему, уверовали; между ними был Дионисий Ареопагит и женщина, именем Дамарь, и другие с ними (Деян.17:34).

В наши дни замечательный пример проповедничества являет Святейший Патриарх Кирилл, который рассказывал, что избрал девизом своей жизни слова прокимна: «Благовестите день от дне спасение Бога нашего». Очевидно, что пример Предстоятеля Русской Церкви побуждает и все духовенство более усердно трудиться в этом направлении.

Церковная проповедь открыта не для одних лишь выдающихся ораторов – к ней призван каждый архиерей и священник. Смиренное сознание своего несовершенства вкупе с постоянным усердием в проповеднических трудах может принести даже значительно большие результаты, чем природная одаренность. Ведь и Демосфен, шепелявый от природы, лишь собственным старанием и постоянными упражнениями добился столь впечатляющих успехов на риторическом поприще, что его имя стало нарицательным. А Цицерон, хоть и блистал на ораторском возвышении, но был уловлен чрезмерным славолюбием, о чем повествует Плутарх: «Жажда славы способна смыть истинное знание точно краску, и долгим общением с толпой отпечатать в душе государственного мужа все ее страсти, если только он не бережет себя с величайшей бдительностью»3.

Поэтому и святитель Иоанн Златоуст в дополнение к главному качеству священника – силе слова – прилагает второй необходимый компонент – презрение похвал. Только оба этих качества вместе приносят нужный результат: «Если презирающий похвалы не преподает учения, растворенного благодатью и солью (Кол. 4, 6), то он лишается уважения у народа, не получая никакой пользы от своего великодушия; а если исправный по этой части будет прельщаться славой рукоплесканий, то произойдет одинаковый вред и для народа, и для него самого, как старающегося по пристрастию к похвалам говорить более для удовольствия, нежели для пользы слушателей» (О священстве. Слово 5)4.

В последние годы появилось несколько книг, посвященных церковной проповеди. Однако с появлением нового общесеминарского Учебного плана возникла особая необходимость в практическом учебнике по гомилетике, который соответствовал бы новой программе. Именно по этой причине в рамках общецерковного проекта по созданию новейших семинарских учебников под руководством митрополита Волоколамского Илариона была начата работа по написанию настоящего учебника гомилетики.

По благословению председателя рабочей группы митрополита Илариона авторский коллектив было поручено возглавить ректору Курской духовной семинарии, преподавателю Московской духовной академии, кандидату филологических наук, архимандриту Симеону (Томачинскому). Основным автором выступил проректор по научно-богословской работе Киевской духовной академии, кандидат богословия, кандидат исторических наук, профессор Владимир Викторович Бурега, который в 2004–2008 гг. преподавал гомилетику в Московской духовной академии и семинарии и опубликовал ряд исследований, посвященных теории и практике проповедничества. Также в создании учебника принимал участие преподаватель гомилетики Курской духовной семинарии, магистр богословия, иерей Константин Аристов.

Специально для целей создания нового учебника профессор Московской духовной академии, кандидат богословия, игумен Дионисий (Шленов) перевел с новогреческого труд Иоанна Фундулиса «Гомилетика», изданный в Салониках в 2002 г. Это позволило учесть в деле преподавания гомилетики опыт православной Греции.

Структура настоящего учебного пособия в основном следует сложившейся традиции. В нем рассмотрены как общетеоретические, так и практические вопросы церковного проповедничества.

Первая глава посвящена истории гомилетической науки. В ней представлены сведения о развитии гомилетики с первых веков христианства до начала XXI в. В специальное приложение в конце книги выделены сведения о становлении гомилетики в инославных конфессиях (католицизме и протестантизме).

Вторая глава учебного пособия посвящена богословскому учению о проповеди, в третьей рассмотрен вопрос о личности проповедника, а четвертая рассматривает проповедь в контексте православного богослужения. Главы с пятой по восьмую посвящены, соответственно, содержанию, форме, подготовке и произнесению проповеди.

Особенностью настоящего учебного пособия является девятая глава, посвященная жизни проповеди после ее произнесения. Здесь повествуется о том, как слушатели воспринимают проповедь, какие существуют формы обратной связи между проповедником и аудиторией, каковы особенности распространения проповеди в письменном виде, а также в аудио- и видеоформате. Особо сказано о столь актуальной теме как современная проповедь в сети Интернет. Ранее эти вопросы в православных русскоязычных курсах гомилетики практически не рассматривались.

Митрополит Волоколамский Иларион в своем докладе на Архиерейском Соборе в храме Христа Спасителя в Москве 2 февраля 2015 г. подчеркнул: «Наша задача – дать студентам духовных семинарий, обучающимся на бакалавриате, такие учебные пособия, которые были бы написаны на современном уровне». По словам владыки Илариона, это касается не только самого учебного материала, но и методологии преподавания.

Данный учебник гомилетики соответствует новой программе по этой дисциплине. Остается надеяться, что он сможет изменить само отношение к гомилетике как якобы второстепенному малозначительному предмету. И пусть не все станут новыми златоустами и демосфенами – зато каждый пастырь выполнит свой долг по благовестию спасения Бога нашего.

* * *

1

Воспоминания переданы непосредственно Т. С. Смирновой авторам настоящего учебника.

2

Иоанн Златоуст, св. Творения. Т. 1. Кн. 2. СПб., 1898. С. 453.

3

Плутарх. Сравнительные жизнеописания / В 2 т. М.: Наука, 1994. Т. 2. С. 356.

4

Иоанн Златоуст, св. Творения. Т. 1. Кн. 2. СПб., 1898. С. 462.


Источник: Гомилетика [Текст] : учебник бакалавра теологии / В. В. Бурега, архимандрит Симеон (Томачинский) ; Общецерковная аспирантура и доктрина им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. – Москва : Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия : Познание, 2018. – 451 с.

Комментарии для сайта Cackle