Глава 9. Жизнь проповеди после ее рождения
§ 9.1. Жизнь проповеди после проповеди
9.1.1. Уникальность события проповеди
Рождение проповеди – это творческий и во многом таинственный процесс. Произнесение данной конкретной проповеди – уникальное событие, которое никогда не повторится, даже если точно такие же слова будут повторены на амвоне: ее будет слушать иная аудитория, иным будет и внутреннее состояние проповедника, а значит – и его акценты, его интонация, его невербальное послание пастве.
Однако жизнь этой проповеди после ее произнесения не заканчивается. Во-первых, она будет продолжать свое действие в сердцах прихожан, побуждая их к соответствующим поступкам, формируя их христианское настроение и образ мыслей. Во-вторых, в нынешнюю информационную эпоху проповедь может получить вторую, третью и другие жизни благодаря печатному распространению, аудио– и видеозаписи, тиражированию через сеть Интернет. В этом заключаются как новые возможности, так и многие опасности, о которых пойдет речь в этой главе.
Наконец, произнесенная проповедь призвана менять и самого проповедника, с одной стороны – побуждая его жить в соответствии со своими словами, с другой – заставляя совершенствовать свои навыки благовестника.
Для развития гомилетических навыков необходим тщательный анализ каждого своего выступления. Такой анализ осуществляется через обратную связь троякого рода: с собратьями-священниками, со своей паствой и с самим собой. Подробнее об этом будет также рассказано в этой главе.
9.1.2. Запись проповеди в Древней Церкви
Обычай записывать проповеди с целью последующего тиражирования и распространения ее текста восходит к рубежу II-III вв. и связан прежде всего с Оригеном. Евсевий Кесарийский в «Церковной истории» так рассказывает об этом: «Тогда, как и следовало, вера умножилась, наше учение можно было свободно проповедовать всем; Оригену было уже за шестьдесят, у него накопился огромный опыт, и свои беседы, обращенные к народу, он прямо диктовал скорописцам, чего раньше никогда не позволял» (Кн. VI, гл. 36)312.
В IV в. этот обычай получает повсеместное распространение. Проповедь все больше воспринимают не только как живое слово, но и как литературное произведение. Как правило, скорописцы записывали проповеди известных проповедников прямо во время произнесения. Затем эти записи редактировались и распространялись.
В IV в. в составе клира появляется даже специальная должность нотариев, или писцов. Именно они и были теми, кому от имени Церкви поручалось вести записи проповедей наиболее выдающихся ораторов. Надо полагать, что такой стенограф располагался вблизи проповедника и его мог видеть как сам проповедующий, так и все, собравшиеся в храме. Такие записи проповедей передавались затем автору, который их редактировал и лишь затем санкционировал тиражирование.
Далеко не всегда мы знаем, как именно проповедники готовили свои проповеди. Об Оригене известно, что он произносил гомилии экспромтом, а за ним их записывали стенографы. Каппадокийцы, по-видимому, редактировали свои проповеди, записанные стенографами, чтобы сгладить в текстах следы устной речи. Видимо, также поступал и Севериан Габальский. Гомилии св. Иоанна Златоуста на Послание к Евреям были отредактированы посмертно на основании прижизненных записей. Прп. Иоанн Дамаскин обычно сам заранее готовил тексты своих проповедей. Император Лев Мудрый, возможно, использовал заметки, но окончательная редакция текста появлялась уже в результате их переработки после произнесения313.
Таким образом, момент произнесения проповеди может быть лишь началом ее долгой истории. Многие тексты проповедей, созданные в византийскую эпоху, активно переиздаются и читаются до сегодняшнего дня. Они и сегодня продолжают наставлять христиан в вере и благочестии.
9.1.3. Особенности записанной проповеди
Проповедь по самой своей природе – это акустическое явление. Она является устным сообщением, а не письменным текстом. Поэтому вполне естественно, что письменно зафиксированные проповеди отличаются от их устного оригинала. Кроме того, записанная проповедь производит на читателя совершенно иное впечатление, нежели устное слово на слушателя.
Каждая проповедь – это уникальное событие, которое не может повториться. Даже ее буквальная письменная фиксация – это уже совершенно иное явление, которое иначе взаимодействует с читателем и производит на него иное впечатление. Уникальность акта общения проповедника с конкретной аудиторией в конкретное время и в конкретном месте не может вместиться даже в аудио– или видеозапись. Поэтому, строго говоря, сохранение и тиражирование проповеди в буквальном смысле невозможно.
Устная публичная речь и письменный текст – это разные виды искусства. Хорошо известно, что при переводе произведения с языка одного вида искусства на другой оригинал неизбежно претерпевает трансформации. Например, удачные экранизации литературных шедевров никогда не бывают буквальными. Сценарий фильма – это всегда переработка литературного оригинала, учитывающая особенности киноязыка и визуального восприятия. И издание проповеди в письменном виде тоже должно быть ее переводом с устного языка на письменный.
Проповедники, готовившие к печати свои проповеди, всегда их редактировали. В то же время, например, архиепископ Амвросий (Ключарев), произносивший, как правило, импровизированные проповеди, вообще запрещал их записывать и публиковать. Он полагал, что импровизированное слово в принципе невозможно зафиксировать. На просьбу своего личного секретаря разрешить записывать за ним проповеди архиепископ Амвросий ответил отказом и пояснил: «Вы будете меня смущать. Я буду знать, что Вы за мной стенографируете, и это будет производить во мне замешательство во время самого произнесения проповеди. Нет, лучше оставьте это»314. Поэтому до нас дошли только те проповеди архиепископа Амвросия, которые были специально написаны им перед произнесением и изначально предназначались для печати.
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин), которому в 90-е годы прошлого века предложили опубликовать его расшифрованные и отредактированные проповеди, решительно отказался, поскольку литературный редактор сгладил все его авторские особенности, спрямил все острые углы. «Меня нет в этих проповедях», – говорил отец Иоанн своему письмоводителю Т. С. Смирновой. Впоследствии уже под его личным руководством проповеди были подготовлены к печати должным образом и продолжают издаваться до сего дня315.
Опубликованные проповеди становятся литературным произведением, которое отделяется от автора и начинает жить своей жизнью. Проповеди великих ораторов древности являются для современных христиан важным духовным чтением. В проповедях свв. Григория Богослова, Кирилла Иерусалимского, Иоанна Златоуста, Григория Нисского, Василия Великого, Иоанна Дамаскина, Андрея Критского и других отцов древности мы находим изложение важных вероучительных истин, ценные нравственные наставления, глубокие библейские толкования.
Все это помогает современному читателю укрепляться в вере и духовно возрастать. Тем не менее для нас эти тексты являются составной частью святоотеческой письменности, мы уже не воспринимаем их как акустическое явление.
Опубликованные проповеди важны и для тех, кто сам занимается проповедничеством. Анализируя проповеди предшественников, проповедник оттачивает и совершенствует свое мастерство. Также опубликованная проповедь важна для историков и социологов. Она хранит информацию об эпохе, в которую родилась. Проповеди св. Иоанна Златоуста, например, содержат важнейшие сведения о социокультурном контексте его времени.
Гомилетические памятники могут рассказать нам о том, как в разные эпохи люди понимали святость, как они строили свою семейную жизнь, как относились к смерти. Древнерусское проповедническое наследие может рассказать о том, как наши предки видели свое место во всемирном историческом процессе, или о пережитках язычества, сохранившихся после Крещения Руси. Однако при таком анализе наши отношения с текстом радикально отличаются от взаимоотношений между проповедником и его аудиторией.
Когда мы оказываемся наедине с литературным произведением, мы имеем возможность несколько раз перечитать то место, которое нас особенно задело или показалось непонятным; мы можем отложить чтение и вернуться к нему спустя несколько дней. Этим читатель принципиально отличается от слушателя, воспринимающего проповедь здесь и сейчас в особой литургической атмосфере.
Укажем лишь на некоторые трансформации, которые обычно претерпевает текст проповеди при подготовке к печати.
Важным атрибутом литературного произведения является его название. Причем название литературного произведения – это не название научного трактата. Оно не может быть лишь сухой констатацией темы, которой посвящено произведение. Название – это, скорее, образное выражение идеи, сокрытой в тексте. Название задает импульс, который направляет внимание читателя. Оно привлекает и увлекает, ведет за собой в мир идей, сокрытых в произведении.
Если проповедь публикуется, она также получает название. Обычно печатным проповедям дают вполне формальные названия: «Слово в N-ю Неделю по Пятидесятнице», «Проповедь на такую-то притчу», «Слово в день Рождества Христова», «Слово на такой-то текст», «Слово по случаю начала (окончания) учебного года», «Слово о посте» и т. п. Такие названия лишь указывают на повод для произнесения проповеди или на ее тему и потому не имеют самостоятельной ценности.
Однако если проповедь предполагает читателя (а не слушателя), то ее автор может использовать тот потенциал, который содержит в себе хорошо продуманное название. Заголовок может не просто указывать на тему или повод для произнесения проповеди, но и задавать оформление проповеди, становиться ее лейтмотивом, проходить через нее красной нитью. Поэтому проповеднику, который готовит текст своей проповеди к печати, очень важно найти для него яркое название, а не ограничиваться лишь формальным указанием на время (место, повод) произнесения проповеди.
Проповеднику необходимо помнить и о том, что в устной и письменной речи обычно используются разные грамматические средства. Так, в устной речи проповедник обычно избегает многокомпонентных усложненных предложений с разнородными синтаксическими связями. Также в устной речи лучше избегать бессоюзных соединений в сложных предложениях. В проповеди предпочтительны краткие и простые предложения. Однако если такие предложения преобладают в письменном тексте, то он становится блеклым и бедным.
Поскольку читатель может сосредоточенно размышлять над читаемым текстом, несколько раз возвращаться к нему, это позволяет автору не беспокоиться о том, что его слова окажутся сложными для восприятия. Поэтому для письменного текста утрачивают актуальность высказанные выше пожелания к стилю устной проповеди. Письменный текст проповеди может существенно отличаться от устного. Это является не искажением оригинала, а его неизбежной трансформацией, обусловленной переходом от устной речи к ее письменной фиксации.
Все это необходимо учитывать при подготовке проповеди к публикации.
9.1.4. Проповедь в эпоху Интернета
Изобретения последнего времени решительно изменили информационный и культурный ландшафт нашей планеты. Появление Интернета произвело революцию в сфере коммуникаций, которую еще долго будут осмысливать культурологи, социологи, психологи, да и все думающие люди. Одним из важных признаков цифровой эпохи стало радикальное изменение сферы бытования любого словесного произведения или даже просто высказывания.
Если в прежние времена оратор или проповедник четко представлял себе аудиторию, к которой он обращается, и соответствующим образом выстраивал свою речь применительно к слушателям, то теперь адресат любого устного высказывания может быть размыт, неопределенен и даже случаен.
Проповедь, обращенная в храме к знакомым прихожанам, может оказаться в коллекторе YouTube, где ее потенциальными зрителями становятся практически все жители земного шара. Более того, она может быть произвольно сокращена или перемонтирована. Это порой приводит к обвинениям в адрес священников, слова которых были вырваны из контекста и вынесены на всеобщее обозрение.
Застраховаться от подобных случаев невозможно, однако важно иметь в виду эти особенности современной коммуникации, чтобы более внимательно относиться к своей речи в том случае, если осуществляется ее видео– или аудиозапись.
Некоторые священники сами организуют видеозапись своих проповедей или бесед, с тем чтобы потом выкладывать их в сети Интернет. Не всегда эти опыты бывают успешными, но ряд видео-блогов, например, протоиерея Димитрия Смирнова или монахини Вассы (Лариной), пользуются большой популярностью.
Разумеется, проповедь, произнесенная в храме перед живыми людьми и впоследствии выложенная в сеть Интернет, и проповедь, специально подготовленная и произнесенная на камеру для виртуальной аудитории, – это совершенно разные вещи. К интернет-проповеди приложимы далеко не все правила и советы, которые относятся к богослужебной проповеди. Напротив, многое должно быть сделано совершенно иначе.
Особенности интернет-проповеди пока еще слабо изучены и являются предметом, скорее, миссиологии, нежели гомилетики. Если кратко обозначить специфические черты, которые очевидны даже при беглом взгляде, то их для видеопроповеди можно выделить несколько:
1. Краткость высказывания (желательно не более 5 минут).
2. Понятный, яркий и образный язык.
3. Избегание сложных, сугубо церковных терминов и понятий.
4. Живая мимика и жестикуляция.
5. Частая смена кадра с включением анимации, компьютерной графики и т. п.
Примерно то же самое, за исключением пп. 4 и 5, можно сказать о проповеди по радио. Она призвана быть краткой, яркой и понятной. Поскольку слушатели не видят проповедника, то в этом случае особое внимание, помимо содержания, необходимо обращать на речевые инструменты: интонацию, дикцию, темп, громкость и т. п.
Сегодня целый ряд священников занимаются подобного рода проповедничеством, оценка которого не входит в задачи данного учебника. В любом случае очевидно, что проповеднику не стоит переходить на слэнговый язык, панибратскую развязную интонацию, характерную для современного общения, дискредитировать образ священнослужителя чрезмерно эпатажными заявлениями или вызывающим поведением, даже ради завоевания высокого рейтинга.
Всегда полезно помнить, что любое слово священника, тем более сказанное в публичном пространстве, воспринимается как слово Церкви, как свидетельство о своей вере. И если такое слово становится не словом о Христе, а «словом праздным», то это вряд ли пойдет на пользу как самому проповеднику, так и его слушателям.
Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, проходивший 29 ноября – 2 декабря 2017 года в Москве, в своем итоговом постановлении отметил: «Собор призывает пастырей и мирян, действующих в медийном пространстве, быть более внимательными к своим словам, проявлять доброжелательность и чуткость как в традиционных медиа, так и, особенно, в социальных сетях, остерегаться как агрессивной риторики, так и фамильярности, направлять свои усилия на убедительное свидетельство о Христе»316.
При выступлении с проповедью в любом средстве массовой информации очень важно понимать, в каком контексте она звучит. На чисто развлекательном теле-, радио– или интернет-канале проповедь может оказаться в соседстве с фривольным или даже непристойным контентом. Любая, даже короткая программа в СМИ (социальные сети также практически приравнены к информационным ресурсам), воспринимается в контексте всей сетки вещания, в общей «картине мира» данного ресурса, которая формируется его создателями.
Это не означает, что священник должен выступать только на православных каналах, но всегда важно понимать, какую систему взглядов проповедует соответствующий медиа-ресурс и в каком окружении оказывается слово о Христе.
Если это развлекательный канал, то вряд ли на нем будут уместны рассуждения о глубоких богословских истинах. Если это ресурс с ярко выраженным политическим направлением, то выступающий на нем священник практически неизбежно будет ассоциироваться с соответствующей идеологией. Если же это канал, рассказывающий главным образом о событиях интеллектуальной и культурной жизни, образовательных процессах, общественной мысли, то на нем продуманное и яркое слово священника может звучать вполне уместно. Разумеется, любой информационный ресурс имеет свою общественную позицию и выражает определенную идеологию, но проповеднику важно, чтобы эта позиция не была агрессивной и не расходилась с христианскими представлениями о мире.
Иначе можно попасть в ситуацию, когда христианская проповедь заведомо выставляется на посмешище публике. Именно здесь применимы евангельские слова: Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего пред свиньями (Мф.7:6).
Итак, первое: современный проповедник всегда должен учитывать, что его слово может быть записано и растиражировано посредством аудио– и видеозаписи, а также печатного распространения.
Второе: проповедь для теле– и радиопрограмм, для сети Интернет имеет значительные отличия от традиционной богослужебной проповеди.
Наконец, третье: при выступлениях в любых информационных ресурсах необходимо принять во внимание контекст данного СМИ.
§ 9.2. Анализ проповеди
9.2.1. Проповедь как общение
Фиксация проповеди в том или ином виде – на видео– или аудионосителях, в распечатанном виде, необработанном или отредактированном – позволяет более глубоко ее анализировать. Например, в некоторых семинариях все проповеди студентов записываются на видео и потом подвергаются детальному разбору на уроках гомилетики. Анализ проповеди имеет большое значение для совершенствования собственных навыков.
Прежде всего проповедь, хотя и привязана к определенному месту и времени, живет не только «здесь и сейчас», но и в эсхатологическом измерении. В том числе и об этом говорит Христос в Евангелии: От слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься (Мф.12:37).
Важно, чтобы проповедь соответствовала внутреннему настрою пастыря – иначе самые правильные и красивые слова будут звучать фальшиво. В нашу эпоху девальвации слова и отточенных технологий обработки массового сознания люди инстинктивно стараются защититься от лжи и даже просто излишней информации. Если проповедь о Боге тоже «попадет в спам» и будет отторгнута слушателем, то изрядную долю вины за это понесет священник, который твердит правильные, но далекие от его сердца слова. В этом смысле необходимо, даже при использовании чужих мыслей или образов (в отношении проповеди творческое заимствование, как уже говорилось ранее, не становится плагиатом), чтобы проповедник пропускал через сердце и разум каждое свое слово.
Богослужебная проповедь – это акт общения между проповедником и аудиторией. Слушатель является не пассивным «получателем» проповеди, а ее активным участником.
Слушатель косвенно участвует в проповеди еще до ее рождения. Священник обычно готовит проповедь, которая будет обращена к определенному собранию, то есть к конкретным людям. Он мысленно представляет аудиторию, с которой ему предстоит общаться. В его сознании возникают прихожане с их характерами, уровнем культуры и образования, с их жизненными ситуациями, взаимными симпатиями и антипатиями. На рождение проповеди влияют отношения проповедника с этими людьми, социальный, экономический и культурный аспекты жизни общины, особенности их личной и семейной жизни и многое другое.
Проповедник в процессе подготовки актуализирует сложный комплекс взаимоотношений с паствой. Все это оказывает влияние и на содержание проповеди, и на те формы, которые избирает проповедник для выражения своих идей. Опытный пастырь, готовя проповедь, мысленно слушает ее, пытаясь понять, как его слово будет взаимодействовать с аудиторией.
Проповедь обусловлена не только стремлением пастыря свидетельствовать о Христе, но и желанием паствы слышать его слово. В IV-V вв., когда в Церковь массово вступали люди, воспитанные в античной культуре, они шли в храм, чтобы услышать яркое слово проповедника и насладиться его речью. Об этом страстном желании прихожан слышать проповедь сохранились многочисленные свидетельства в сочинениях церковных писателей Золотого века.
Столь высокий интерес к проповеди побуждал проповедников произносить речи с большей самоотдачей. Св. Василий Великий, который в своих беседах часто говорит о своем слабом здоровье, тем не менее подчеркивает, что не может оставить проповедничество, видя, с каким рвением ждут его слова в храмах: «Хотя... мои силы иссушены долговременными и различными телесными недугами, однако ж готовы предложить вам, если не наслаждение значительное, то некоторое удовлетворение; потому что преизбыток вашей любви удовольствуется и тем, если одним моим гласом утолится ваше влечение ко мне» (Беседа на Псалом 59)317.
Св. Иоанн Златоуст также благодарил слушателей за усердие, побуждавшее его к большим трудам в проповеди: «Много благодарю вас за то, что вы... с таким усердием стекаетесь к слушанию. Это и нас делает более усердными и побуждает предлагать вам обильнейшее духовное пиршество» (На Книгу Бытия. Беседа 31)318.
9.2.2. Оценка со стороны собратьев
Насколько важна тщательная подготовка проповеди и ее качественное исполнение, настолько же значимым является и последующий анализ с последующими выводами для самого себя – своего рода «разбор полетов». Если бы в этом анализе проповеднику помогал строгий, придирчивый, но компетентный критик, это сослужило бы неоценимую службу для дальнейшего развития гомилетических навыков.
Священник одного из московских монастырей рассказывал, что он специально для этой цели выбрал самого желчного из своих собратьев-иеромонахов и попросил его проводить нелицеприятную критику своих проповедей. По словам этого батюшки, такая «головомойка» весьма помогла ему в дальнейшем развитии.
Нужно признать, что священники не очень любят слушать проповеди своих собратьев и частенько равнодушны, а порой и пристрастны в своих оценках. Однако суждением признанных экспертов или тех духовных лиц, которым мы доверяем, не только не следует пренебрегать, но напротив – добиваться его со всевозможным рвением и открытостью к самой жестокой критике. О конкуренции не очень принято говорить в церковных кругах, хотя, к примеру, апостол Павел использовал образы спортивных состязаний, объясняя путь ко спасению. Например такой: Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить (1Кор.9:24). Если бы священники старались произносить проповеди как можно лучше и доходчивей, пусть даже соревнуясь в этом друг с другом – не ради тщеславия, а ради славы Божией, возможно, положение с проповедничеством у нас бы улучшилось. В любом случае неплохо было бы ориентироваться на лучших современных проповедников и стараться к ним приблизиться или даже превзойти. При этом совет святителя Иоанна Златоуста о «презрении похвал» никогда не должен терять своей актуальности.
9.2.3. Оценка со стороны паствы во время произнесения проповеди
Определенную пищу для размышлений проповеднику всегда дает паства, реакцию которой он может замечать как во время проповеди, так и после нее. Если люди зевают, разговаривают, смотрят по сторонам или даже выходят во время проповеди из храма, то это происходит не только от недостатка воспитания или благоговения. Как мы помним, когда в храмах Константинополя говорил святитель Иоанн Златоуст, жизнь в столице Византии замирала – все сбегались послушать мудрого пастыря. Живое слово, пусть даже незамысловатое и безыскусное, но идущее от сердца, не может оставить равнодушным никого, особенно на богослужении, где все «духовные рецепторы» человека раскрываются.
Между проповедником и его аудиторией всегда образуется обратная связь. В психологии общения под обратной связью принято понимать осознанный ответ автору действия или поступка для их регуляции. В межличностном общении каждый человек всегда сообщает другим людям о том, как их воспринимает, какие чувства испытывает от общения с ними. Тем самым он корректирует характер своих взаимоотношений с другими людьми. Важно отметить, что обратная связь далеко не всегда бывает вербальной. Обратным сообщением могут служить не только слова, но и выражение лица, жесты или просто молчание.
По образному выражению автора одного из современных пособий по гомилетике, проповедь – это не улица с односторонним движением (от «источника» к «получателю»). Проповедь предполагает активное двустороннее движение. Не только проповедник направляет свое послание к аудитории, но и аудитория обращается к проповеднику непосредственно в момент произнесения проповеди319. Аудитория сотрудничает с проповедником.
В разные периоды истории Церкви существовали разные взгляды на то, в каких формах аудитория может выражать свое отношение к проповеди. В Древней Церкви под влиянием античной традиции ораторского искусства слушатели могли делать это довольно бурно.
В житии святителя Иоанна Златоуста, автором которого считается патриарх Александрийский Георгий I (ок. 621 – ок. 630), так говорится о реакции слушателей на его слово: «Его проповеди принимали рукоплесканиями, поражая самый воздух. Одни подбрасывали при этом мягкие верхние одежды, другие потрясали перьями, третьи хватались за мечи или кинжалы, четвертые за шарфы или перевязи»320.
Однако выдающиеся проповедники не любили столь бурного проявления чувств. Например, святой Григорий Богослов призывал своих слушателей заменить театральные аплодисменты «благодарственным и стройным движением рук» (Слово 5. Второе обличительное на царя Юлиана)321. А святитель Иоанн Златоуст призывал и вовсе упразднить обычай аплодисментов в храмах, подчеркивая, что «шум уместен на зрелищах, в банях, на торжествах и площадях; а где преподаются... догматы, там должно быть спокойствие, тишина, любомудрие и совершенная пристань» (На Деяния. Беседа 30)322.
Несмотря на осуждение особо эмоциональных форм реакции на проповедь в Древней Церкви, все же мы неоднократно встречаем в святоотеческой литературе рассуждения о том, что внешняя реакция аудитории на слова священника как таковая необходима для установления обратной связи. Например, блаженный Августин считал, что слушатели должны ясно выражать свои эмоции во время проповеди, поскольку иначе проповедник просто не сможет понять, воспринимают ли слушатели его речь: «Скучно говорить слушателю, который неподвижно сидит перед тобой (потому ли, что он ничем не взволнован, потому ли, что не хочет показать ни одним жестом, понимает ли он то, что мы говорим, и нравится ли ему это)» (De catechizandis rudibus. 11, 5)323.
С другой стороны, особенно бурную реакцию на слова проповедника (например, аплодисменты) Августин считал свидетельством поверхностного восприятия проповеди. Проповедник не должен стремиться пробуждать сиюминутные эмоции. Его задача – воздействовать на сердце: «О надлежащем действии моих поучений узнал я не тогда, когда слышал одобрительные клики народа, а тогда, как приметил на глазах его слезы. Клики народные показывают, что я нравлюсь им, слезы свидетельствовали, что они точно мною убеждены» (De doctrina Christiana. Кн. IV, гл. 53)324.
Святитель Иоанн Златоуст также говорил, что выражение слушателями своего удовлетворения от услышанной проповеди свидетельствует об успехе проповедника: «Кто слушает что-нибудь с удовольствием, тот, очевидно, внедряет это в ум и, слагая в глубине души, делает неизгладимым» (На Бытие. Беседа 4)325.
Эти высказывания великих проповедников древности показывают, что священник во время произнесения проповеди должен стремиться расслышать те невербальные послания, которые направляет ему аудитория. Сегодня, когда в Православной Церкви не принято бурно выражать эмоции во время проповеди, проповедник призван быть более чутким, чтобы понять настроение аудитории.
Одним из проявлений невербальной обратной связи со слушателями служит их внимание. Наблюдая за прихожанами во время проповеди, довольно легко понять, кто из них сосредоточенно слушает, а чье внимание рассеяно или отвлечено от проповедника. Сам внешний вид слушателей во время проповеди свидетельствует об их отношении к произносимому.
Конечно, случаются особые ситуации, когда внимание слушателей отвлекает какое-то обстоятельство или какой-то неожиданный объект. Например, если во время проповеди за окнами храма ударит сильный гром и начнется ливень, то наверняка это отвлечет внимание слушателей, которые станут непроизвольно смотреть в окна, чтобы разглядеть, что там происходит. Священник не должен теряться в такой ситуации. Его задача – вернуть внимание слушателей к проповеди. Вполне естественным будет, если священник сам обратит внимание слушателей на возникшую помеху и попросит их вновь обратиться к слушанию проповеди.
Но все же чаще потеря внимания к проповеди связана не с внешними помехами, а с самой проповедью. И потому проповедник должен постараться на ходу что-то изменить в своем слове, чтобы восстановить контакт с аудиторией.
Важнейший канал невербальной коммуникации – это выражение лиц слушателей. Во время произнесения проповеди священник может следить за лицами стоящих в храме людей. Что на них отображается: восторг, недоумение, возмущение, соучастие, равнодушие? Лицо, и особенно глаза, раскрывает внутренние переживания человека, которые слушатели адресуют проповеднику.
9.2.4. Оценка со стороны паствы после произнесения проповеди
Прихожане наших храмов, как правило, – очень терпеливые и великодушные люди, поэтому не всегда от них можно ожидать открыто высказанных замечаний. Но если пастырь не превозносится и готов услышать конструктивную критику в свой адрес, то он может рассчитывать на исполнение своих чаяний. В любом приходе найдутся люди, которые с готовностью будут делиться своими впечатлениями от той или иной проповеди.
Иногда прихожане делают это даже без просьб со стороны проповедника, от избытка чувств говоря: «Сегодня у Вас была особенно удачная проповедь» или «В этот раз Вы превзошли самого себя». Если они ничего не говорят, то это может быть признаком не самого успешного выступления.
Весьма полезным было бы выбрать в число экспертов людей, которые разбираются в массовой коммуникации, знают толк в проповедничестве, обладают достаточным церковным опытом и одновременно готовы делиться своими наблюдениями со священником без всякого подхалимства или, наоборот, желания уязвить. При строгом разборе становится понятно, что подобных людей не так много, и тем большей ценностью обладает их доброжелательная критика для проповедника, серьезно относящегося к своему делу.
Диалог с паствой по восприятию проповеди зависит от отношений священника с приходом в целом. Если батюшка считает себя безупречным кормчим и непререкаемым авторитетом, то, разумеется, отзывы прихожан ему совершенно ни к чему. Но если рассматривать приход как единый организм, где все приходят друг к другу на помощь и где соборно созидается община во Христе, тогда становится возможной не только вертикаль власти, но и горизонталь взаимодействия.
Проповедь в этом случае становится плодом трудов не только священника, но и его паствы. Один опытный проповедник рассказывал, что практически абсолютно идентичную проповедь на один и тот же праздник он как-то произносил в двух разных местах: в столичном большом храме и небольшом приходе провинциального города. И результат был совершенно различным как по его собственным ощущениям, так и по восприятию паствы. И дело здесь не только в разном уровне образования и особенностях жизни прихожан, но в первую очередь в их молитвенном устремлении и соучастии в рождении проповеди.
Проповедь в момент произнесения активизирует мыслительную активность слушателей, затрагивает их чувства, побуждает к принятию важных решений. Так слово проповедника становится общим делом всего собрания – неотъемлемой частью литургии. Как в Евхаристии участвует не только совершающий ее священник, но и все богослужебное собрание, так и проповедь рождается в результате духовных трудов всего прихода.
9.2.5. Способы осуществления обратной связи
Обратная связь непосредственно во время проповеди носит спонтанный характер. Она не отражает в полноте процесс усвоения аудиторией послания проповедника. Поэтому можно целенаправленно инициировать особые виды обратной связи.
Самый простой способ составить более ясное впечатление о том, как была воспринята проповедь общиной, – это внебогослужебное общение священника с прихожанами. Например, на приходах по окончании воскресной литургии нередко устраиваются чаепития для прихожан. Обычно на них присутствуют те, кто регулярно бывает в храме, а значит, регулярно слышит проповедь. Во время такого чаепития священник может предложить прихожанам еще раз прочитать отрывки из Писания, звучавшие на литургии, и вместе поразмышлять над ними и над услышанной проповедью. При таком неформальном обсуждении обязательно выяснятся вопросы и недоумения, возникшие у слушателей во время проповеди. Священник сможет понять степень усвоения прихожанами основных идей своей проповеди и при необходимости более подробно разъяснить то, что осталось непонятым или неуслышанным.
Но все же нужно понимать, что в прямом общении люди будут щадить проповедника и едва ли выскажут прямую критику в его адрес. Поэтому можно использовать и более специальные методы установления обратной связи. Они крайне редко применяются в современной практике Русской Православной Церкви. Поэтому их использование следует согласовывать с контекстом жизни каждой конкретной общины. Укажем некоторые из таких методов.
Ящик для вопросов и предложений. Этот метод прост и эффективен. Священник может установить в храме ящик, в который по окончании службы каждый желающий может опустить записку со своим отзывом об услышанной проповеди, недоуменными вопросами или пожеланиями для проповедника. Лучше, если эти записки будут анонимными. Отклики прихожан, собранные непосредственно после литургии, зафиксируют их свежие впечатления. В эти записки попадут именно те ощущения, которые прихожане испытывали при слушании проповеди. Причем в анонимную записку человек может внести именно то, о чем не решится сказать священнику в прямом общении. Такие отклики станут важным дополнением к наблюдениям священника за слушателями в момент произнесения проповеди.
Анкетирование слушателей. Записки, собранные в ящик после богослужения, отражают лишь спонтанные и хаотичные впечатления слушателей. Чтобы получить более глубокий отклик о проповеди, можно провести целенаправленный опрос прихожан. В этом случае сам священник тщательно продумывает вопросы, на которые он хотел бы услышать ответы. Эти вопросы оформляются в виде анкеты, нужное количество экземпляров которой готовится заранее.
По окончании богослужения священник может обратиться к прихожанам и предложить тем, кто пожелает, заполнить такие анкеты. Это заполнение должно быть анонимным и добровольным. Очень важно, чтобы заполнение анкет не требовало от прихожан каких-то чрезмерных усилий. Вопросы должны быть ясными, предполагающими односложные («да» или «нет») или максимально простые ответы. Желательно, чтобы анкета умещалась на одном листочке бумаги и не создавала для прихожан психологического дискомфорта. Заполнение анкеты не должно производить впечатления дополнительной нагрузки, отнимающей время.
Приведем примерный перечень вопросов, которые могут быть внесены в такую анкету:
Привлекло ли Ваше внимание вступление к проповеди?
Насколько органично вступление связано с основной частью проповеди?
Затронула ли проповедь какую-то Вашу проблему? Если да, то какую?
Какова основная мысль проповеди? Сформулируйте ее в одном предложении.
Насколько ясным было изложение в проповеди ее основной идеи?
Был ли в конце проповеди ясно подведен ее итог?
Актуальна ли тема проповеди для Вас лично? Для всей приходской общины?
Насколько ярким и образным является язык проповедника?
Если проповедь читалась (или произносилась с опорой на записанный текст), насколько это мешало восприятию ее содержания?
Заботится ли проповедник о том, чтобы его услышали?
Адекватно ли реагирует проповедник на обстановку в храме?
Хорошо ли слышен голос проповедника?
Нужно ли проповеднику говорить громче (тише, медленнее, быстрее, внятнее)?
Удачны ли жесты проповедника? Почему?
Куда направлен взгляд проповедника? Не отвлекается ли он от аудитории?
Встречался ли во время проповеди взгляд проповедника с Вашим взглядом?
Что бы Вы хотели посоветовать проповеднику?
Необязательно включать все эти вопросы в одну анкету. Можно время от времени проводить тематическое анкетирование. Одна из анкет может содержать вопросы, посвященные форме проповеди, другая – ее содержанию, третья – произнесению проповеди и т. д.
Возможен и несколько иной подход к анкетированию. Священник может сам отобрать из числа прихожан группу людей, которым предложит заполнить анкеты. Однако при таком подходе нужно внимательно подойти к выбору респондентов.
Известно, что результат любого соцопроса сильно зависит от выборки респондентов. Зачастую результат опроса вполне прогнозируем, поскольку в его основу заложен недобросовестный выбор отвечающих. Потому, выбирая тех, кому будет предложено заполнить анкеты, необходимо стремиться в этой выборке отразить реальную ситуацию на приходе. Среди респондентов должны быть представлены разные группы прихожан (по возрастному, половому, социальному и иным признакам).
Можно составить разные виды анкет, учитывающие особенности разных групп прихожан, которые позволят более рельефно представить ситуацию в общине. Конечно, каждая община уникальна. И потому в каждой конкретной ситуации священник должен сообразовать вопросы с особенностями его паствы.
Несмотря на то, что анкетирование нужно проводить непосредственно по окончании богослужения, читать собранные анкеты лучше на следующий день, когда эмоции проповедника уже улягутся и он сможет спокойно анализировать свою проповедь.
Анализируя анкеты, необходимо обращать внимание на повторяющиеся ответы. Если несколько человек высказали сходное впечатление от услышанной проповеди, это позволяет предположить, что оно является преобладающим среди слушателей. Проповеднику необходимо выписать из анкет как позитивные, так и негативные отзывы. После этого нужно подумать над тем, каким образом можно улучшить проповедь, изжив отмеченные слушателями недостатки.
Обсуждение проповеди в рамках малых групп. Такие обсуждения нетипичны для православных приходов. Тем не менее они имеют немало преимуществ. Прежде всего обсуждение понуждает и проповедника, и прихожан качественно по-иному взглянуть на проповедь. Группы для обсуждения проповеди могут собираться в будние дни, через несколько дней после воскресной литургии.
Священник по окончании литургии может раздать всем желающим примерный текст своей проповеди или ее основные тезисы. Придя домой, прихожане могут еще раз прочесть библейские зачала и поразмышлять над прозвучавшей в храме проповедью. И затем они придут на встречу малой группы с более глубоким и устоявшимся впечатлением от услышанной проповеди. В этом случае записанный текст проповеди (или ее тезисы) не будет восприниматься как самостоятельное литературное произведение. Он выступает лишь подспорьем для более глубокого усвоения устного слова.
Обсуждение проповеди в малых группах позволит не только установить обратную связь и понять, как слушатели реагируют на проповедь. Такое обсуждение углубляет контакт священника с прихожанами. Это обсуждение становится продолжением и развитием проповеди.
Если подготовка проповеди – это особый процесс, который длится не один день, то и ее усвоение – это тоже процесс, который нельзя игнорировать. Священник должен постараться направить этот процесс и при подготовке новой проповеди учесть результаты усвоения его прежних речей.
Произнося проповедь, священник стремится воздействовать не только на ум и сердце, но и на волю слушателей; побудить их не только к особым размышлениям и переживаниям, но и к поступкам. Проповедь должна менять поведение людей, преображать их жизнь. И в этом изменении жизни заключается, конечно, главная и наиболее важная обратная связь. Если слово проповедника приводит к тому, что община начинает меняться, что взаимоотношения между людьми на приходе пронизывает доверие и подлинная христианская любовь; если его прихожане начинают по-новому выстраивать свои взаимоотношения с окружающими, то в этом и заключается главное ответное послание, которое аудитория адресует проповеднику.
Св. Иоанн Златоуст рекомендует весь воскресный день посвящать «слушанию и припоминанию того, что мы слышали». В таком случае все сказанное проповедником будет сохраняться «в хранилище души» и не будет «вытекать из нашего сердца». Сохраненное в памяти научение позволит слушателям более осознанно воспринимать проповедь, которая прозвучит в храме на следующей неделе: «И для нас меньше будет труда, и для вас больше пользы, когда станете слушать дальнейшее, содержа в памяти прежде сказанное». В таком случае будут усваиваться не просто отдельные мысли проповедника, но и весь порядок его рассуждений. При таком подходе к восприятию проповеди, по выражению Златоуста, в сознании слушателя составляется как бы «цепь», которая охватывает душу и напечатлевает в ней «целое тело Писаний» (На Матфея. Беседа 5)326.
Таким образом, жизнь проповеди не заканчивается ее произнесением. Произнесение – это лишь рождение проповеди, которая затем должна жить в слушателях. Поэтому для проповедника очень важно не только во время произнесения, но и после него поддерживать обратную связь с аудиторией. Проповедник должен понимать, как его слово отзывается в сердцах слушателей, как оно живет в общине и за ее пределами.
9.2.6. Собственный анализ
Для анализа успешности проповеди важно зафиксировать также свои собственные ощущения, «внутреннее удостоверение», которое чаще всего объективно свидетельствует о выполненной или невыполненной миссии.
Известно, что творческий человек всегда недоволен собой и воплощением своей идеи – это нормальное состояние трезвомыслящего самокритичного художника, в широком смысле слова. Кроме того, существуют разные типы людей: одни могут быть без меры самоуверенны, у других, напротив, чрезмерно заниженная самооценка. Нужно знать особенности своего характера и всегда делать на них поправку при оценке своих трудов.
Однако при Божественной помощи и особенном вдохновении, подготовленном большими трудами и многими молитвами, проповедь действительно может стать шедевром, рождение которого отзывается великой радостью в душе проповедника. В этом случае ему не нужны эксперты и рецензии – его душа поет хвалу Господу и радуется об исполненной миссии.
Такое состояние хорошо знакомо настоящим поэтам. Наш великий классик после написания «Бориса Годунова» в письме Вяземскому так резюмировал свои чувства: «Ай да Пушкин!» – с присовокуплением иных слов, которые любопытствующий может разыскать в собрании сочинений поэта. В этих словах нет ни тени тщеславия или самолюбования, а лишь констатация рождения шедевра, вышедшего из грешных уст.
Противоположным примером может послужить Гоголь, который безжалостно сжег многие черновики второго тома «Мертвых душ», не потому что выжил из ума, а потому что был ими решительно недоволен. Кто-то восхищался этими набросками, кто-то их жестоко критиковал, но Гоголь сам чувствовал их слабость и несоответствие первичному замыслу.
Важность внутреннего удостоверения о выполнении своей миссии в деле благовестия отмечали и многие святые. Блаженный Августин объяснял, что проповедник не стремится к собственной славе, но хочет видеть результаты своих трудов: «Не подобает нам, конечно, жадно искать людской похвалы, но ведь мы подаем Божественную пищу, и чем милее нам те, с кем мы говорим, тем горячее мы желаем, чтобы им понравилось то, что предлагается для их спасения; если удачи нет, мы огорчаемся и тут же на ходу слабеем и поникаем, как от зря затеянного дела» (De catechizandis rudibus. 11, 5)327.
Было бы очень полезно, если бы после завершения проповеди и обретения спокойного состояния, уже дома или в келье, проповедник проанализировал состоявшийся опыт: что удалось, что не получилось, какие были ошибки, какие находки, в чем произошли отступления от первоначального плана и пошли они на пользу или во вред. При фиксации проповеди на видео– или аудионоситель или при расшифровке текста с последующей публикацией можно внимательно проанализировать свой текст и манеру выражения, а впоследствии и получить письменные отзывы слушателей и читателей.
В любом случае как при успехе, так и при неудачах начинающему проповеднику стоит философски относиться к своему творчеству, не задирая нос, но и не погружаясь в уныние. Любой спортсмен знает, что бывают периоды подъема, а бывают спады, когда все из рук валится и не получается ровным счетом ничего, хотя подготовка была интенсивной и физическая форма как будто бы в порядке.
Человек не может постоянно выдавать одинаковые результаты, тем более в деле Божием, которым является проповедь. Многое зависит от тщательной подготовки, многое – от внутреннего состояния священника, многое – от настроя прихожан, но еще большее – от помощи Божией, которая способна оживить и бессильное слово.
Дело проповеди требует постоянного совершенствования, и никто не может сказать, что он достиг в нем вершины. Беспристрастный анализ своих трудов поможет священнику в сложном и радостном деле благовестия.
Вопросы и задания
1. Охарактеризуйте обычай Древней Церкви записывать проповеди.
2. Назовите основные отличия устной и печатной проповедей.
3. Изложите специфику выступления с проповедью в средствах массовой информации.
4. Охарактеризуйте богослужебную проповедь как акт общения между проповедником и аудиторией.
5. Покажите разнообразие возможных форм оценок проповеди.
6. Оцените возможности различных способов осуществления обратной связи во время и после проповеди.
7. Сформулируйте, почему оценка паствы является значимым фактором для проповедника.
* * *
Евсевий Памфил. Церковная история. М., 1993. С. 228.
См.: Preacher and Audience: Studies in Early Christian and Byzantine Homiletics / Edited by Mary B. Cunningham, Pauline Allen. Leiden–Boston–Köln: Brill, 1998. P. 11–12.
Амвросий (Ключарев), архиеп. Искусство проповеди. М., 2006. С. 19.
Воспоминания переданы авторам настоящего учебника непосредственно Т. С. Смирновой.
[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/5076149.html.
Василий Великий, св. Творения. Ч. 1. М., 1845. С. 376.
Иоанн Златоуст, св. Творения. Т. 4. Кн. 1. СПб., 1898. С. 324.
Проповедь слова Божия: Учебное пособие / Пер. с англ. М., 1997. С. 177.
Цит. по: Певницкий В. Ф. Порядки и обычаи, соблюдавшиеся при сказывании проповедей в древней церкви (III–V веках) // Труды КДА. 1886. № 5. С. 19.
Григорий Богослов, св. Творения. Ч. 1. М., 1843. С. 210.
Иоанн Златоуст, св. Творения. Т. 9. Кн. 1. СПб., 1903. С. 279.
Блаженный Августин. Об обучении оглашенных // Богословские труды. Вып. 15. С. 33.
Августин Блаженный, епископ Иппонийский. Христианская наука, или Основания священной герменевтики и церковного красноречия. К., 1835. С. 334–335.
Иоанн Златоуст, св. Творения. Т. 4. Кн. 1. СПб., 1898. С. 23.
Иоанн Златоуст, св. Творения. Т. 7. Кн. 1. СПб., 1901. С. 52–54.
Блаженный Августин. Об обучении оглашенных // Богословские труды. Вып. 15. С. 33.