Глава 10. Обращение Константина Великого и новое положение Церкви в Римской Империи. Юлиан Отступник

Поворотный пункт в истории Церкви. Изучая историю, замечаешь, что великие изменения в жизни человеческого общества подготавливаются заранее, порой, казалось бы, не такими уж заметными событиями. Так, когда историческая обстановка созревает для великих перемен, появляется выдающийся человек или происходит особое событие, резко изменяющее жизнь общества.

Такая необычайная перемена в истории Церкви произошла с участием римского императора святого Константина Великого (царствовал в 306–337 гг.). Перемена эта была подготовлена долгими годами христианской проповеди, исповедничества и мученичества множества людей, постепенным ростом Церкви Христовой и развитием христианской мысли. И тогда в относительно короткое время произошла удивительная перемена – вместо рухнувшего язычества христианство заступило на место официальной религии Римского государства.

Ранние годы Константина. Константин был сыном Констанция Хлора, назначенного императором Диоклетианом Цезарем для управления Британией и Галлией. Мать Константина, Елена, по происхождению своему была британка, и семья, в которой рос Константин, хотя и была языческой, но отличалась благочестием. Он рос в обстановке веротерпимости. Констанций Хлор, да и сам Константин были поклонниками Апполона – бога солнца, но современное им язычество их не удовлетворяло, и они стремились к более возвышенной вере. Елена сочувствовала христианской вере и впоследствии сама приняла христианство. Константин родился около 274 г. в Наиссе (современный Ниш), в Мизии, там, где теперь находится Сербия. Здесь он провел с матерью детство и раннюю юность.

Еще юношей Константин был вызван ко двору императора Диоклетиана, до известной степени в качестве заложника, так как последний опасался соперничества со стороны его отца Констанция Хлора. В Никомидии Константин провел более 10 лет и был свидетелем самого страшного гонения на христиан, в том числе на тех, кто занимал высокие посты.

Жизнь при дворе научила живого, умного и наблюдательного Константина разбираться в людях. «Я испытывал отвращение ко многим правителям того времени, – писал позднее Константин. – Я видел их дикую и жестокую жизнь». Когда при Диоклетиане началось самое страшное гонение на Церковь Христову, Константин был свидетелем того, как христианские мученики переносили жесточайшие мучения. Хотя он не был христианином, он невольно сочувствовал им, преклоняясь перед их мужеством. Будучи язычником, он тем не менее не мог не признать высшей духовной силы.

Константин-воин. После отречения Диоклетиана от власти в 305 г. Константин, успевший показать себя доблестным воином, получил известие, что его отец серьезно болен. Он поспешил к нему в Британию, которую Констанций Хлор смог возвратить под римское владычество.

После его смерти Константин в июле 306 г. в городе Эборакуме (Йорк в современной Англии) был войсками провозглашен Августом. Он продолжил дело отца и успешно воевал с франками и алеманами на Рейне и с готами и сарматами на Дунае.

Константин по-прежнему оставался язычником, проявляя усердие в отправлении языческого культа. Сохранились документы с упоминанием богатых жертв, принесенных им в храме Аполлона в городе Трире в благодарность за победу, одержанную в 308 году. Однако при этом именно влиянию Константина историки приписывают подписание императором Галерием в 311 г. эдикта, в котором провозглашалась веротерпимость по отношению к христианам.

Видение Креста. В октябре 312 г. легионы Константина вошли в Италию. Власть в Риме в это время находилась в руках Максенция, сына отрекшегося от власти еще в 305 г. соправителя Диоклетиана Максимиана. Однако Константин считал себя Августом всего Запада. Поэтому он выступил против Максенция, найдя в этом деле союзника в лице Августа Востока Лициния. Максенций во главе своих легионов вышел из Рима, и оба войска встретились около Мильвийского моста, готовясь к решительному сражению.

И тут при заходе солнца, когда багровые лучи осветили поле будущей битвы, Константин и сопровождавшие его увидели на небе знак Креста – символа Церкви Христовой с надписью: этим побеждай.

Той же ночью, во сне, Константин получил наставление изобразить на знаменах и на щитах его воинов знак имени Христа – пересекающиеся буквы X и Р.

На следующий день, 28-го октября 312 года, Максенций был разбит. Константин торжественно вступил в Рим. На всех знаменах его войск был изображен знак имени Христова. Тогда на памятнике, воздвигнутом в его честь, Константин был изображен с Крестом в руках. При этом он велел начертать на этом памятнике надпись, которая гласила: «Этим спасительным знамением, истинным доказательством мужества я спас и освободил ваш город от ига тирана...»

Миланский эдикт и его значение. Вначале 313 г. Август Константин вместе с Августом Лицинием в Милане выпустили эдикт (указ), открывавший новую эпоху в истории Церкви. Этим эдиктом в Римской Империи объявлялась полная свобода религии. В связи с этим христиане теперь не только могли свободно исповедовать свою веру, но и каждый желающий мог свободно и безбоязненно стать христианином. Кроме того, этим эдиктом государство обязывалось вернуть Церкви все храмы и другую собственность, отнятую у нее во время гонений. Так христианство и другие религии были уравнены в правах с официальным культом и, таким образом, впервые в истории была установлена полная религиозная свобода.

Однако при тогдашнем государственном строе и политическом мышлении такое положение не могло сохраняться долго. Выйдя из подполья, христианство завоевывало себе все новых приверженцев. Согласно оценкам церковных историков, ко времени обнародования Миланского эдикта христиане, пережившие продолжительное гонение, составляли порядка десяти процентов населения Империи, что, несомненно, было ярким свидетельством успеха миссии Церкви. Однако теперь их число стало значительно возрастать. Людей бедных и простых Церковь привлекала своей активностью в деле общественной благотворительности, тем, что в ней каждый человек, независимо от своего происхождения, способностей и достатка, рассматривался как образ Божий, достойный внимания и уважения. Люди образованные, в свою очередь, находили в христианстве новое возвышенное учение, превосходившее известные им философские и нравственные учения и прежние религиозные мифы. Число вступающих в Церковь росло так быстро, что Римское государство уже стало смотреть на нее как на свою возможную опору, идущую на смену прежней официальной религии. При этом оно шло навстречу Церкви, принимая все новые и новые законы, расширяющие права духовенства и усиливавшие общественную роль христианства.

Так, была упразднена казнь через распятие на кресте, христианское духовенство было освобождено от всяких государственных повинностей, в церковных собраниях было разрешено предоставлять свободу рабам без обычных долгих формальностей. В дальнейшем языческие жертвы было запрещено приносить иначе, как только в языческих храмах. Был установлен общий седмичный день отдыха в воскресенье.

Христианам теперь стали доступны высокие государственные должности. Началось строительство многих христианских храмов, в которых было уже запрещено ставить статуи императоров.

В течение десяти лет со времени издания Миланского эдикта христианство фактически превратилось в государственную религию Римской Империи, и теперь уже почти все государственные чиновники являлись христианами. Государство официально отмечало христианские праздники, а христианская нравственность, по крайней мере на словах, признавалась всеми. Так в течение одного поколения произошла огромная перемена, коснувшаяся существенных сторон жизни Церкви. Вместо того, чтобы быть верой, из-за которой приходилось терпеть презрение и ненависть общества, а нередко страдать и умирать, христианство теперь для всех стало общепризнанной религией.

Но могли ли все люди вдруг стать христианами – сознательно и искренне принять Благую Весть? Понимали ли все те, кто стал называть теперь себя христианами, в чем смысл их новой веры? В баптистериях (крестильнях) толпились тысячи людей, желавших креститься, но их вера уже не испытывалась, как у прежних поколений христиан, живших в эпоху гонений.

Все это, несомненно, имело свою отрицательную сторону. В Церкви ослабла дисциплина. Многие отрекшиеся от Христа во времена гонений теперь стали приниматься в нее вновь через частную исповедь, а не через продолжительное публичное покаяние, как это было прежде. Но главное, в Церковь стало приходить много людей, по своему образу мысли и жизни в большей степени продолжавших оставаться язычниками, нежели становиться христианами.

Тем не менее число благочестивых христиан в то время все же было немало. Кроме того, стали появляться и новые христианские обычаи. Одним из них стало посещение христианами святых мест, связанных с земной· жизнью Господа Иисуса Христа или с подвигами святых мучеников. Так, мать Константина Великого Елена отправилась в долгое путешествие в Иерусалим, чтобы там разыскать остатки того Креста, на котором был распят Иисус Христос, и это ей удалось после долгих трудов. Также по ее инициативе на месте Голгофы и Гроба Господня был выстроен величественный храм Воскресения Христова, являющийся по сей день главной святыней христианского мира.

Новая столица. Между тем союз Константина с Лицинием оказался непрочным. В 320 г. последний вновь стал проводить политику преследования христиан на востоке Империи. Затем он вступил в борьбу со своим соправителем. Однако войска Лициния были разбиты при Адрианополе в 324 г., а сам он отправлен в ссылку, а затем казнен. С этого времени Константин стал единодержавным императором.

Впрочем, его законодательные реформы, предпринимаемые под влиянием христианских епископов, не всегда были популярны в Риме, который все еще был центром язычества. Константин чувствовал эту недоброжелательность и в 330 г. провозгласил новой столицей торговый город на берегу Босфора – Византий (от него берет начало историческое название восточной части Римской Империи – Византия), который получил название Константинополя (т.е. города Константина) – Нового Рима. Этот город впоследствии был украшен замечательными храмами и дворцами.

Ему предстояло стать духовным центром христианского Востока и вселенского православия.

Несмотря на то, что Константин однозначно сделал свой выбор в пользу христианства как будущей официальной религии Империи, он до конца своей жизни оставался лишь оглашенным, то есть наставляемым в вере, и все откладывал принятие святого крещения. И только перед самой своей кончиной, которая последовала 22 мая 337 г., он принял святое крещение и причастился Святых Таин, отойдя ко Господу как член Церкви.

Наследники Константина Великого и их политика в отношении религии. Незадолго до своей кончины Константин вернулся к прежнему порядку управления Империей, призвав в 335 г. в соправители сыновей Константина II и Констанция, а также племянника Далмация. Однако после смерти Константина Великого в 337 г. между его наследниками, не унаследовавшими его государственной мудрости, разгорелась борьба за власть. Тогда же в Константинополе были убит Далмаций и ряд других членов императорской семьи. В 340 г. в борьбе с другим сыном Константина Великого – Константом – погиб Константин II. Сначала Империя поделилась на две части – Восточную во главе с Констанцием и Западную, которой правил Констант. Но после гибели Константа в 350 г., последовавшей от руки узурпатора (самозванного императора) Магненция, Констанций, победив последнего в 352 г., стал единодержавным императором.

Именно он окончательно превратил христианство в единственную официальную религию Римской Империи. Так, в 341 г. вместе с Константом он издал эдикт, запрещающий языческие кровавые жертвоприношения (то есть принесение в жертву животных). В 346 г. они повелевают закрыть все языческие храмы в городах. Потом уже один Констанций идет еще дальше. Борясь с остатками языческого культа, он в 353 г. запрещает совершать языческие жертвоприношения по ночам. А в 356 г. велит уже предавать на смерть всех, кто будет замечен в участии в них. Так греко-римское язычество было окончательно запрещено, и на его место в качестве единственной официальной религии Империи было поставлено христианство.

Однако союз с государством давал Церкви не только его покровительство, расширяя возможности для проповеди и благотворительности, но и ставил в зависимость от него. Это оборачивалось новыми испытаниями, связанными с нередкой поддержкой государством еретических партий, появлявшихся в лоне Церкви в ту, как мы увидим в следующих главах, драматическую для нее эпоху.

Попытка возрождения язычества. Юлиан Отступник. После смерти Константина Великого в 337 г. во время восстания солдат в Константинополе был убит его сводный брат Юлий, после него остался сын Юлиан, которому тогда было всего 5 лет.

И хотя Юлиан был крещен, а епископ Никомидийский Евсевий стремился дать ему христианское воспитание, тем не менее большее влияние на него оказывал придворный Мардоний – почитатель греческой языческой культуры. В 345 г., когда Юлиан был уже подростком, император Констанций, боявшийся дворцовых заговоров, отправил его вместе с его братом Галлом на восток Империи в Каппадокию, где его учили Священному Писанию и богословию. Сам же Юлиан принимал участие в богослужениях в качестве чтеца.

Уже 20-летним молодым человеком он вернулся в Константинополь. И тут вновь проснулся его интерес к греческой языческой культуре и философии. При этом он стал вести двойную жизнь. Будучи внешне христианином, он оставался язычником в кругу близких друзей-единомышленников. Одно время он жил в Афинах – городе греческой классической культуры, где в тамошней Академии встретил будущих Учителей Церкви святых Василия и Григория. Однако их христианское настроение оставило Юлиана равнодушным.

В 355 г. бездетный Констанций вызвал Юлиана в Константинополь и, сделав его в 357 г. Цезарем, отправил в Галлию. Там тот храбро сражался против франков и алеманнов, став любимцем войска, которое в 361 г. провозгласило его Августом. Юлиан двинул свои войска на восток, выступив против Констанция. Но когда он дошел до Паннонии (территория нынешней Венгрии), пришло известие, что Констанций умер. Юлиан провозгласил себе единодержавным императором, одновременно сбросив маску христианина и объявив себя язычником. В связи с этим среди христиан он получил прозвище Отступник, так как отрекся от веры, в которой был рожден и крещен.

Юлиан вновь узаконил языческий культ и всячески ему покровительствовал. При этом он не стал предпринимать новых кровавых гонений на христиан, хотя и старался всячески ослабить Церковь. Он поддерживал разногласия в церковной среде, стал увольнять со службы чиновников, которые заявляли о своей верности Христу, запретил, чтобы юношам-христианам преподавали риторику (искусство речи) и философию. Он приказал окроплять (обрызгивать) кровью принесенных в жертву языческим богам животных все продукты на базарах. Слово «Христос», он заменил словом «Галилеянин». В то же время он стремился к тому, чтобы языческий культ по своей красоте походил на христианский. В языческих храмах жрецы стали носить красивые золотые одежды и произносить проповеди, а обряды сопровождались пением хоров мальчиков. Он также пытался убедить языческих жрецов жить нравственно и подобно христианским епископам заботиться о бедных. Но все эти меры оказались бесплодны. Язычество не смогло ожить, а христианство уже не могло быть уничтожено.

Сам Юлиан в 363 г. был убит на войне, в походе против персов. Согласно благочестивому сказанию, умирая от ран, он воскликнул:

–Ты победил, Галилеянин!

Любопытно, что погребен Юлиан был в Тарсе, на родине Апостола язычников Павла.

Последующие императоры вернули христианству прежнее господствующее положение, а государственное значение языческого культа умерло вместе с Юлианом.

Распространение христианства в IV веке. В это богатое событиями для Церкви Христовой столетие распространение христианства вновь выходит за пределы Римской Империи.

Успехи христианской проповеди во II–III вв. в Армении приводят к тому, что в 301 г. армянский царь Тиридат III принимает крещение, и христианство впервые в истории Церкви объявляется официальной религией целого государства. Это во многом удалось благодаря проповеди святого Григория Просветителя (ум. 335), обратившего царя в христианскую веру и на следующий год ставшего епископом Армении.

В IV в. также происходит принятия христианства в Грузии. Последнее связывается с проповедью святой Нины (ум. 335), уроженки Каппадокии, которой удалось обратить в христианскую веру грузинского царя Мириана, провозгласившего в 326 г. христианство официальной религией своей страны. Грузинская Церковь первоначально находилась в зависимости от архиепископов (впоследствии Патриархов) Антиохийских. Но в VIII в. она обретает автокефалию (самостоятельность). С 1012 г. ее предстоятели носят титул Католикосов-Патриархов. Несмотря на набеги арабов (в VIII в.) и турок-сельджуков (XI в.), грузинам удавалось сохранить православную веру и свою государственность.

В царствование Константина Великого христианство пришло также в далекую Эфиопию, находящуюся в Северо-Восточной Африке. Связано это было с проповедью двух христианских юношей, уроженцев Финикии, – Эдесия и Фрументия, которые, совершая путешествие по Красному морю, попали в плен и были отправлены ко двору Эфиопского Негуса (Короля) в Аксум. Там они снискали благорасположение Негуса и после его смерти по просьбе его вдовы занимались воспитанием наследника престола Эзана. При этом они неустанно проповедовали христианство, что принесло свои плоды. Когда Эзан стал Негусом, то он отправил братьев в центры христианской жизни. При этом Эдесий вернулся в родной Тир, где стал пресвитером, а Фрументий направился в Александрию, где около 328–329 г. св. Афанасий посвятил его в епископа Эфиопского. Так получила начала Эфиопская Церковь, ставшая дочерью Церкви Александрийской. Святой Фрументий скончался в 380 году.

Проповедь христианства, начатая в III в. среди германского племени готов, расселившегося по Дунаю и Северному Причерноморью, была успешной и уже в первой четверти IV в. имелась многочисленная Готская Церковь, которая была представлена епископом Феофилом на Первом Вселенском Соборе (325 г.). В середине IV в. просветитель готов Ульфила перевел на их язык Священное Писание.

Однако в IV в. Церковь Христова понесла и утраты. Так, подверглась сокрушительному разгрому Персидская Церковь. Первое жестокое гонение на христиан обрушилось в Персии в 342 году. Причины его лежали как в ненависти зороастрийцев (огнепоклонников), каковыми тогда были большинство персов, к христианам, так и в том, что в них видели приверженцев Римской Империи – давнего врага Персии. Гонения против христиан продолжались там в течение всего IV и первой половины V в., пока наконец Персидская Церковь, давшая многих мучеников, не была сведена почти на нет.

Дополнительные занятия для самоподготовки:

1. Посмотрите карту Римской Империи IV в. и найдите на ней места, связанные с жизнью Константина Великого.

2. Обсудите в классе следующие вопросы:

– Что побудило Константина Великого сделать свой выбор в пользу христианства?

– Какие положительные и отрицательные стороны имела политика Константина Великого и его преемников в отношении Церкви?

– Как распространилось христианство в IV веке? С какими обстоятельствами это было связано?

Комментарии для сайта Cackle