В неделю двадесять первую по пятьдесятнице
Изыде сеяй сеяти семене своего; и ово паде при пути, а другое паде на камени, и другое паде посреде терния, другое же паде на землю благу.
О проповеди Евангельского слова, сколь она нужна и сколь полезна
Какой-то несчастливой земледелец нынешний, о котором нам повествует притчею сегоднешнее святое Евангелие! какой-то тщетный труд! Сколь много семени, а так мало плода! Сеет от охотным сердцем, рукою отверстою, с надеждою доброю, но из того семени никая часть падает на дорогу, где или от проежжающих людей топчется, или от птиц поддается; иная на камень, где не имея влаги, посыхает; иная в терн, где от тесноты подавляется; меньшая же часть попадаешь из него на добрую землю, и она-то только окореняется, она только прозябает, она только плод приносит!
Явственно сея притчи толкование: земледелец есть священного Евангелия проповедник и учитель, семя слово Божие; сеется оно преизобильно во святой Божией Церкви; но из него некоторая часть падает яко бы на дорогу, на некиих Христиан, кои ничего не внимают, от чего оно презирается и расточается. Иная яко бы на камень, на некоторые ожесточенные сердца, от чего оно ни окореняется, ни действует, иная яко бы в терние, на некоторых людей житейскими попечениями обремененных, от чего оно остается безплодно. Небольшее число попадает из него, аки на добрую землю, на некоторые души Богобоязливые, кои слушают слово Божие с радостию, кои его сохраняют с прилежностию; и тут-то только производит оно многосугубый плод спасения; а доколе оно до сего места дойдет? то многий между тем убыток Земледельцу, великая трата семени. Мне же жаль как семени пропадающего, так и земледельца себе убыток несущего: но несравнительно больше я сожалею, и наипаче от сердца воздыхаю, и безутешно плачу о том, что в несчастливые нынешние времена нет ни земледельца, да что и семя почти совсем перевелося. То есть, что не находится проповедника и учителя Евангельского, и престало всячески слово Божие, от чего таинственная нива Церкви Христовой запустела вовсе, потому что она ни пашется, ни засевается никогда. И где было прежде урожалось либо много, либо мало пшеницы доброй, плода праведного, для собирания в житницы Царствия небесного; ныне там не родится кроме терния, волчцев, плев, древ безплодных, кроме одного только хвороста и дряни, на раскладывание огня вечныя муки. Чего ради хочу я ныне, по поводу сегоднешней притчи вам доказать: первое, сколь есть нужен и сколь полезен в Церкви Христовой земледелец сеющий, да также и семя сеемое; то есть проповедник и учитель Евангелия, и Евангельская проповедь, слово Божие, поучение. Второе, какое тому помешательство, что не бывает плода душевного спасения? Причемъпрошу Духа Святого, яко впервые еще мне, на сем священном амвоне к Богохранимым здешним жителям беседующему, дабы семени сегоднешния Евангельския проповеди, кое я посею, не допустил Он упасть ни на дорогу, ни на камень, ниже в терние; но всему на землю добрую и благую, чтобы оно принесло духовный плод сторично. Имеяй уши слышати да слышиш191.
Часть первая
При наступлении тех дней, в кои Господь наш Иисус Христос имел вознестися от земли на небо, оставил Он на горе Елеонской Апостолам Своим таковое завещание: Ученики Мои! Я исполнил волю пославшего Мя Отца, а ныне Мне надобно к Нему отойти и вас оставить; однако оставляю вас преемниками власти Моея, Апостолами учительства Моего, наследниками Духа Моего. Дело же, от Меня вам поручаемое, состоит в обращении вами всего человеческого рода к вере Моей. Видите ли вы сей великий свет от Востока до Запада, от Севера до Юга? Он есть царским престолом Миродержца. Здесь обладает безбожие и идолослужение, здесь три великие врага находятся: непреклонное жестокосердие Иудейское, любопытная мудрость Еллинская, страшная сила Римская. Вы должны Римскую силу победить, Еллинскую мудрость смутить, Иудейское жестокосердие умягчить, идолослужение и безбожие в благочестие и Богопознание превратить, мир весь преодолеть, и царство мирское в царство Божие превратить: шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа192. Претрудное то дело, чтобы двенадцати человекам убогим, да еще и простородным, весь свет победить! Но Христос, на такую великую войну их пославший, какое оружие им дал? Когда посылал Бог Иисуса Навина со всеми Израильтескими людьми для побеждения Иерихона, то ему говорил; видишь ли ты тот город великий? что рассуждаешь о тех стенах высоких? Хощу Я, чтоб ты оные стены на землю свалил и победителем в тот город вошел; однако не дозволяю тебе во употребление никакого оружия, не только меча, или копья, или лука и стрел, по ниже прочего малейшего какого-либо воинского снаряда, а довольно только сего: пусть Священники поднимут на плеча свои Кивот, и с ним обойдут кругом города со игранием на трубах, и обещаю тебе, что они гласа трубного стены упадут, и город в твои руки достанется. Так написано, так и сбылось: и вострубиша в трубы Священницы, и паде вся стена града окрест, и внидоша вси людие во град193.
Равное тому повеление и Христос Своим Апостолам дал: Я посылаю вас, сказал Он им, для побеждения всего света, для покорения всея твари, для привлечения всех народов в православие, для учинения всех людей Христианами; однако не хощу вам иметь к тому во употребление никакого оружия; не дозволяю вам брать не токмо меча, или копья, но ни пиры, ни жезла, то есть ни сумы, ни палки; а довольно только поднять вам кивот освященый, взять Евангелие Мое и с ним обойти повсюду, быть устам вашим многими трудами, чтоб везде о нем проповедать: шедше в мир весь, проповедите Евангелие всей твари194. Я же вам обещаю, что проповедию только Евангельскою весь свет упадет, и все люди к вере Моей обратятся: так сказал Христос, так и сделалось. Проповедию Евангельскою, сперва от Апостолов начатою, пали стены высокие Иерихонские, то есть, храмы языческие и сонмища жидовские; пало идолослужение и безбожие; создалася новая Церковь, возсияла новая вера Христианская. А после тоюже Евангельскою проповедию, чрез преемников Апостольских Архиереев, Священников, яко трубами Святаго Духа Церковь утвердилася, вера во всех странах земных распространилась: во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их195. Так что, ко отнятию в свете безбожия и к насеянию в нем Богознания, употребленное Богом орудие было только проповедь Евангельская, слово Божие, поучение: шедше в мир весь, проповедите Евангелие всей твари. Так-тo нужна и так-то полезна проповедь Евангельская в Церкви Христовой!
Но так ли удивительную имеет она силу? Всесильно есть единоипостасное Слово, раждаемое присносущно от соприсносущного Отца; оно, как говорит Павел, Отчею есть премудростию и силою, коею сотворил Он веки196, создал все, небо и землю, видимая и невидимая: словом Господним небеса утвердишася, и Духом уст Его вся сила их197. Так свидетельствует Давид, да еще и Иоанн: вся тем быша198. Равномерным же образом всесильно есть и произносительнейшее, то есть, выговариваемое слово Божие, кое единоипостасного оного изъявляшельнейшее есть начертание, и имеет всю силу Святого Духа совершать наипреславнейшие чудеса, как оное в созидании, кое видиео естество, так и сие в новосозидании, кое творит благодать. Божественного слова сего безконечную силу восхотев показать Бог Иезекиилю Пророку, сказал ему так: Пророче! выйди на поле, где ты оное увидишь полно костей мертвых. И быстъ на мне рука Господня, и изведе мя духом Господь, и постави мя посреди поля, сие же бяше полно костей человеческих. А дабы уразумел ты силу Божия слова, то проповеждь, поучи, и увидишь, что сухие те кости облекутся в плоть, восприимут дух, будут живыми людьми: прорцы на кости сия, и речеши им: кости сухие, слышите слово Господне. И как только Пророк слово Божие чрез проповедь выговорил, то, о чудесе! вдруг безчувственные и мертвые кости, восприяв чувство и жизнь, востали: и прорекох, якоже заповеда ми, и вниде в ня дух, и ожиша, и сташа на ногах своих, сонм мног зело199. Сие значит, что слово Божие есть жизнию, душею, воскресением слушающим его как упоминает Христос во Иоанне: аминь глаголю вам, яко грядет час, и ныне есть, егда мертвии услышат глас Сына Божия, и услышавше оживут200; и прибавляет тому причину святый Павел, говоря: для того, что слово Божие жизнию есть и действом: живо бо слово Божие и действительно201.
Мертв ли кто или безбожием, или грехом? кто может его воскресить? Слово Божие, кое есть живот. Заблудил ли кто во тьме ереси, или в пути развращенного жития? кто может его просветить, или на путь спасентя обратить? Слово Божие, кое есть свет и истина. Болен ли кто душею? Слово Божие его исцеляет; жесток ли сердцем? Слово Божие его умягчавает. Грешник ли кто отчаяваемый? Слово Божие влечет его на покаяние: живо бо слово Божие и действительно. Христианам в Церкви надобно питаться с небеси, как Евреи питалися в пустой степи. Пища у Евреев была манна, а у Христиан слово Божие. Григорий Богослов говорит, что слово Божие, хлеб есть Ангелъский имже питаются души, Бога алчущие. Ежели бы не было манны в пустыне, что бы сделалось там с бедными Евреи? да и ежели не будет слова Божия в Церкве, что сделается тогда с бедными Христианы? Христианам надобно знать, какие члены суть веры? какие заповеди Божия? какие Таинства церковные? кои грехи смертные? кои добродетели Христианские? какая должность Христианская? Но нет никого, ктоб им о том истолковал. Да и как им то услышат без проповедующего? Хуже сего голода наслать Божеский гнев не может. Слушатели! Бог угрожает Евреям устнами пророческими, и говорит им такие страшные слова: послушайте, о жестокосерднии людие Израильтеские! за грехи ваши и неправды ваши пошлю Я на вас голод; но голод не в хлебе, голод в слове Божии, то есть, что вы возжаждете, взалчете, возжелаете себе слова Божия, да его не услышите: се Аз послю на вы глад, не глад хлеба, но глад, еже не слышати слова Божия202. Не слышаться в Церкви слову Божию, не находиться сей небесной манне, сему хлебу Ангельскому, имже питаются души, Бога алчущие, перевестись вовсе семени Евангельския проповеди, сие такой голод, что не тела, но души до умирания смертного приводит; а смерть душевная в муке состоит. Сие такое наказание, кое насылает Бог за грехи наши, и явнейший есть Божеского Его гнева знак. От непроповедывания между православными Евангелия какая бывает погибель душам? какое презрение Церкви? какая печаль и убыток Иисусу Христу? какая радость и прибыток диаволу?
И поистинне, диавол ни о чем так больше не старается, как о искоренении из Церкви Христовой Евангельской проповеди, и изгнании отвсюды Евангельских учителей и проповедников, гдеб они ни находились. А чего ради, послушайте тому причины. Между Македоняны и Афиняны великие войны и многие кровопролития были; так что между, сими обоими народами произошла от того вражда смертная. Филипп, царь Македонский, яко храбрый в войне и хитрый в совете, отправил посольство к Афинянам, коим как великое кровопролитие, так и многие понесенные ими убытки уже наскучили, отписав к ним таким образом: Мужие Афинейские! ежели вы хочете успокоиться войне и быть между нами миру, то сделайте сие: выгоньте из града вашего всех риторов вон, для того, что они ухищренным своим велеречием возбуждают ко оружию народ, заводят ссоры, разжигают войну и причиняют все бывающие от оной злоключения. Поверя сему Афиняне, тотчас приговорили всех риторов из Афин в ссылку сослать. Между же сими риторами были первенствующие; Аристид, Фокион, Димосфент, который особливо, вышедши пред народ, проговорил таковую речь: мужие Афинейские! вы усердно тщитеся Филиппово изволение исполнить, а мы готовы находимся вашему велению послушны быть; мы отъежжаем, однако от имеющейся в нас ко отечеству нашему ревности, скажем вам некоторую басню. Волк посылал посольство к овцам с объявлением, что, буде хотят они мира, то бы выгнали из стада своего псов, то есть собак, лающих и смятение причиняющих. И когда овцы на волкове слове утвердились, и общим мнением их выгнать приговорили; тогда старший между прочими пес сказал им: овцы заблужденные! знаетель вы, для какой причины хочет волк нас выгнать? Его намерение не в том состоит, чтоб вы с ним помирились, но более в том, чтоб без сторожей вы остались, дабы ему свободно было приходить но ночам для уношения вас одной за одною на съедение себе. Уваживши овцы сие слово, собак в стаде удержали. Мужие Афинейские! намерение Филиппово не в том состоит, чтоб ему с вами мир заключить; но более в том, чтоб вы без охранятелей, без нас риторов остались; потому что мы всегда говорим, всенародно кричим, дворянство на совет возбуждаем, народ к оружию увещеаваем, и от умышлений его Филипповых, дабы ему без нас, когда он ни захочет, в город войтить, вас неисправных застать, и себе в порабощение привесть, свободно было, гражданство сберегаем. Сии Димосфеновы слова Афиняне тогда во уважение принявши риторов в городе удержали. Тако-то слушатели!
Таинственное стадо, Церковь есть Христова; словесные овцы, Христиане; Пастыри овец, Архиереи; волк, наипаче по речению святого Петра – лев, диавол, стадо Христово обходящий, и поядать Христовых овец хотящий: супостат ваш диавол, яко лев рыкал осадить, иский кого поглотити203. Псы, оберегатели священного стада, учители и проповедники Евангелия, кои проповедают, кричат, пробужают пастырей, и отгоняют волка, а овец оберегают. Не боится заяц, упоминает великий Василий, так грома, как диавол Евангельской проповеди. Когда он прослышит, где проповедуемо слово Божие, то обробевает, прочь отбегает и пропадает. Но что делает диавольское коварство? Старается диавол всяким образом выгнать из стада псов, из святого града Священных риторов, из Церкви учителей, чтоб не слышалось в ней всячески слова Божия. А в каком намерении? В таком, чтоб стадо Христово без стражей пребывало, а ему бы поддать Христовых овец свободно было, Покажите мне какое-нибудь стадо без псов, пусть Пастух каков прилежен и бодр ни будет, волк приходит нощною порою тайно; и как не слышитъ лаяния, то входит он в стадо, уносит и поядает овец. Покажите мне какую-либо Церковь, какой-либо город, какую-либо Епархию без учителей и проповедников, пусть пастырь каков ни будет святой и праведной, диавол находит себе всегда там место. И как не слышит он слова Божия, то входит, похищает и поядает словесных овец. Сего-то ради упоминает Павел, что Дух Святый установил в Церкви Христовой пастырей и учителей204. Пастырей, Архиереев на управление словесных овец жезлом правости, то есть, духовною властию; учителей для оберегания словесных овец от душевредительного волка словом и поучением. Из всего предреченного узнаваетель вы, сколь нужны учители и проповедники Евангелия в Церкви Христовой? Так, как нужны псы во овчем стаде: сколь нужно слово Божие для спасения нашего? Так, как нужен хлеб для здравия нашего. Хлеб Ангельский, слово есть Божие, им же питаются души, Бога алчущие.
Единородный Сыне и Слове Божий, за неизреченную благость на землю сошедший, и человеком, для собрания сего таинственного святыя Твоея Церкве стада, быть изволивший! Ты, яко за искупление словесных Твоих овец всю Кровь излиявший! призри с небеси на стадо Твое, посеши овцы Твоя, не попусти отнюдь без стражей им пребывать, то есть, без учителей и проповедников Евангелия Твоего, дабы они от ловительств душевредительного волка их оберегали. Но как в пустыне на питание людем Израильтеским манну Ты одождил, так и в Церкви Твоей на питание душ православных небесный хлеб Божественныя Твоея проповеди одожди. Дух Твой Святый да просветит ум наш, да вдохнет в сердце наше, да научит язык наш тому, чтоб слышимо было слово Божие всегда, чтоб не преставало оно между нами никогда. Небесный Земледелателю! сей Ты сие Божественное семя всегда в жительстве православных, да и чтоб оно упадало на землю благую, и приносило плод многий, в славу Пресвятого Твоего имени и спасение душ наших.
Часть вторая
Слово Божие не одно только то, что проповедают на кафедре учители, кое мы или никогда, или очень редко слышим. Слово есть Божие и священное Евангелие, и прочее Божественное Писание; також и церковное последование, священниками читаемое и поемое, которое должны мы слушать по вся воскресные дни и определенные от Церкви праздники. Теперь сие Божественное слово как, семя сегоднешния есть притчи. Особливож ни на него не похоже; ибо из оного хотя некоторая часть упала на землю благую; а сие все, все упадает, или как на дорогу, или как на камень, или как в терние, и никакого плода вовсе не приносит. Причина же тому сия: некоторые из Христиан приходит и слушают слово Божие; а иные не приходят и не слушают. Оные, кои приходят, пополам себя разделя, приходят. Телом они в Церкви находятся, а умом, Бог знает, куды по ветру бродят; не имеют они ни внимания, ни усердия. Когда же читается святое Евангелие. Апостол и прочее, то слово Божие падает яко бы на дорогу; прохожие и птицы, коими суть пустыя мысли, его расточают. Они приходят в Церковь, но без сокрушения, без умиления. Здесь слово Божие падает яко бы на камень, на сердце, окрепнувшее в привычке и упорственном злонравии, не окореняется оно, и изсыхает. Они приходят в Церковь, но не творят истинной молитвы, чтоб им успокоиться, и возвести ум свой к Богу. Уму ли их восходит к Богу? да и какому уму, когда он наполнен всеми молвами, попечениями и суетами мирскими? Здесь много терния и тесноты, здесь в тесноте слово Божие подавляется, здесь не бывает никакой пользы: в мятежливом бо и не спокойном уме ни разумения коего добра, ни Божия благодати бывает, упоминает Великий Кирилл. А чтоб приносило плод слово Божие, и пользовалися приходящии в Церковь, то надлежит приходить им со вниманием и благоговением, с сокрушением и умилением, с покаянием и молитвою. Иные же не приходят и головою в Церковь, до сих касаются две вещи: первая, преступление третией заповеди: зрите, и сохраните субботы Моя, яко оные святы суть Господу; всяк, иже сотворит в субботу дело, да потребится душа та от среды людей своих. Вторая, безполезность в их труде; ибо Бог в день седьмый манны с неба не спускал, по речению же Исаии, поставь они пауч ткут, постав их не будет во одежду205.
Достального окончания ищи в том поучении, где показано: как надлежит почитать праздники.
* * *