Глава 9. Святые мученики
Уже первые годы исторического бытия Церкви Христовой выдвинули тех, кого Ранняя Церковь стала именовать свидетелями, то есть тех, кто ценой своей жизни засвидетельствовал истинность своей веры во Христа. Когда просветители славян святые Кирилл и Мефодий стали переводить на славянский язык богослужебные тексты, то греческое слово мартис (=свидетель) они передали как мученик, тем самым указывая, что ради своей веры свидетели Христовы претерпевали тяжкие мучения. Сколько было христианских мучеников за более чем два с половиной века гонений на Церковь, никто не может сказать с точностью. И хотя древние христиане бережно хранили память об их подвиге, имена далеко не всех из них сохранились в исторических памятниках. Но Церковь всегда верила, что Господу известны имена всех, кто пострадал за исповедание Его имени, и потому в память всех них в IV в. был установлен особый праздник – Неделя всех святых, который стали отмечать в первое воскресенье после праздника Пятидесятницы.
Ряд святых мучеников открывает диакон Стефан, о котором говорится в книге Деяний Апостолов и который получил в Церкви наименование первомученика. В книге Откровения Иоанна упоминается Антипа, епископ малоазийского города Пергам, названый «свидетелем верным», о котором сказано, что он был умерщвлен (2:13).
В дальнейшем в церковной среде стали составляться особые описания страданий свидетелей веры, получившие названия «Акты (деяния) святых мучеников». Эти акты являются драгоценными свидетельствами о подвигах святых мучеников, о том, какие чудеса происходили по их вере.
Чтобы лучше понять, что значили для христиан жестокие гонения, которым они подвергались, познакомимся с жизнью некоторых из святых мучеников, «Акты» которых дошли до нас.
Святой священномученик Поликарп родился в 60-е гг. по Р.Х. и жил в городе Смирне на западе Малой Азии. Осиротев в детстве, он был усыновлен богатой христианкой, которая очень полюбила его и заботливо воспитывала. Как-то, когда Поликарп был еще подростком, его приемная мать должна была на время уехать и поручила Поликарпу все хозяйственные заботы по дому. Поликарп стал помогать бедным и так щедро раздавал запасы продовольствия, что, когда она вернулась, слуги стали ей жаловаться, что Поликарп все раздарил и полки пусты. Тогда приемная мать Поликарпа пошла осмотреть хозяйство и нашла запасы нетронутыми. Она рассердилась на слуг, доносивших ей, но Поликарп за них заступился и уговорил ее их простить.
Позднее Поликарп стал учеником Апостола Иоанна и ок. 100 г. был рукоположен во пресвитера. Несколько раз он совершал путешествия с проповедью Евангелия в другие города. Наконец он стал епископом города Смирны и продолжателем трудов Апостолов. Сохранилось много рассказов о его святой простоте, послушании Духу Святому и преданности своей пастве.
Поликарп был уже очень стар, когда волна гонений докатилась до Смирны. Был получен приказ вызывать на суд всех христиан и заставлять их приносить жертвы перед статуей императора. Это была самая сильная волна гонений из тех, что до тех пор была испытана -Смирнской церковью. Раньше христиан вызывали на суд только если кто-нибудь на них жаловался. Теперь же христиан хватали без всяких жалоб на них с чьей-либо стороны, заключали в тюрьмы, судили, пытали и казнили. От того времени сохранился древний документ – письмо, написанное христианами города Смирны и сообщающее о смерти их епископа. В дальнейшем это письмо многократно переписывалось, и до нас дошел этот безыскусный рассказ.
Преследования христиан все усиливалось, и все чаще и чаще в толпе язычников усиливались голоса:
– Поликарп – вот кого нужно взять!
– Поликарп их глава!
– Возьмите Поликарпа!
Поликарп не хотел покидать город, но христиане умолили его, ради них, перебраться в небольшой дом за городом. Поликарпа это не спасло. Отряд солдат появился у его дома, они схватили мальчика-слугу, и нескольких ударов было достаточно, чтобы он их провел к епископу. Поликарп принял солдат приветливо, предложил им поесть и, пока они ели, пошел к себе приготовиться. Пока его слуги угощали солдат, он целый час провел в молитве. Наконец, отряд солдат, окружающий седого, дряхлого старика, двинулся в путь.
По дороге их обогнала колесница, в которой ехали в город два сенатора. Может быть, они слышали о Поликарпе, а может, их поразила его наружность, но они предложили подвести старца в своей колеснице. Узнав, в чем его обвиняют, сенаторы стали убеждать Поликарпа избежать страшной и позорной казни, предстоявшей ему как христианину.
– Разве трудно сказать: «Владыка Цезарь, приношу тебе дар!» – сказал Поликарпу один из них. – Ведь это просто несколько слов, которые избавят тебя от смерти.
Поликарп молчал. Когда же они вновь стали его уговаривать, то он им тихо ответил:
– Я никогда не сделаю того, что вы хотите...
Сенаторов его упрямство так раздражило, что они столкнули его с колесницы, и Поликарп продолжил свой путь с солдатами пешком, прихрамывая на ушибленную при падении ногу.
На суде возобновился тот же разговор:
– Ты Поликарп? – спросил судья.
– Да, – ответил Поликарп.
– Пожалей свои седины, откажись от Христа. Обещай, что ты почтишь Цезаря и принесешь ему жертву.
Судья как будто хотел избавиться от необходимости казнить старца, такого благообразного и любимого всеми. Что ему стоит бросить щепотку ладана на алтарь в знак почитания божественности римского -императора? Но Поликарп продолжал отказываться.
– 86 лет я служил Господу Иисусу Христу и видел только благо от Него. Как я могу отречься? – говорил он, и никакие угрозы бросить его на съедение диким зверям или сжечь заживо не могли его поколебать. Тогда судья приказал объявить толпе, что Поликарп виновен в том, что исповедует христианскую веру, и за это осужден на сожжение. Был разложен большой костер вокруг столба, к которому привязали Поликарпа. Он стоял спокойно, не сопротивляясь, и молился. Когда пламя охватило его и устремилось вверх, оно как бы окружило его светом. Один из солдат длинной пикой пронзил ему сердце. По приказу судьи тело было сожжено, чтобы ученики Поликарпа не смогли предать его погребению.
Святая мученица Перепетуя. Страдать за веру, переносить страшные мучения приходилось не только епископам или другим служителям Церкви Христовой. Страдали и миряне, и пожилые, и совсем молодые, и женщины и мужчины, и даже дети. Сказания о мучениках так многочисленны и замечательны, что трудно решить, какие именно выбрать, чтобы рассказать здесь. Очень интересен дошедший до нас документ, написанный людьми, присутствовавшими в Карфагене на суде над молодой женщиной Перепетуей.
Перепетуя не так давно вышла замуж и только что стала матерью младенца сына. Ее отец был христианином и воспитал ее в христианской вере, но он умолял дочь пожалеть его седины, пожалеть новорожденного сына и согласиться принести жертву Цезарю. Перепетуя отказалась сделать это, ее арестовали и заключили в тюрьму вместе с братьями и верной служанкой, которая тоже ожидала ребенка, родившегося в тюрьме. Перепетуя, как могла, утешала отца, но отказаться от веры во Христа она не хотела и не могла. Она поддерживала дух всех заключенных с нею. Первым был казнен ее брат, по имени Сатир. После его смерти Перепетуя увидела замечательный сон.
– Я видела, – рассказывала она, – каменную лестницу, ведущую от земли на небо. Она была такая узкая, что единовременно по ней мог подняться только один человек. В стены лестницы были воткнуты ножи, острием наружу, а у подножья свернувшись лежал страшный змей. Брат Сатир, не обращая внимания на змея, быстро поднялся по лестнице и сверху крикнул ей:
– Перепетуя, я жду тебя! Остерегайся змея, он хочет тебя поглотить!
После этих слов он прошел в открытые двери, сквозь которые было видно сияющее пространство.
Этот сон отчасти объясняет нам, как мученики понимали свой подвиг. Каждому из них предстояло пройти этот путь самому, и каждому надо было сначала преодолеть испытание страхом перед мучениями и смертью, и затем встать на этот путь по своей доброй воле. И это они смогли совершить, будучи укрепляемыми верой в Господа Иисуса Христа и надеждой на соединение с Ним в Его вечном Царстве. Эта вера являла многие чудеса, самым большим из которых было свидетельство о том, что есть нечто более ценное, чем временная жизнь и земное благополучие, – это любовь к Богу и стремление следовать путем Его заповедей, ведущим к вечной жизни.
«Кровь мучеников– семя Церкви». Так церковные писатели определяли значение подвигов древних свидетелей веры. Как из маленького семени вырастает большое растение, приносящее обильный урожай, так и свидетельство веры святых мучеников дало семя, из которого выросло дерево Вселенской Церкви. Можно с удивлением воспринимать тот исторический факт, что, несмотря на жестокие гонения, ряды членов Церкви Христовой год от года росли. Церковь ежедневно поминает святых мучеников, обращаясь к ним и прося их молитвенной памяти перед Престолом Божьим в Царстве Небесном. Их имена даются христианам при крещении.
Гонения на христиан в первые три века исторического бытия Церкви Христовой укрепили и углубили веру, проповеданную Апостолами и их учениками во многих странах. Церковь, в которой мы живем сегодня, держится на вере святых мучеников. Их почитание установилось еще в глубокой древности. Христиане после кончины святого мученика стремились сохранить его останки как святыню, как свидетельство своей веры в будущее телесное воскресение. И мы до сих пор чтим святые мощи (сохранившиеся останки мучеников или их частицы).
Когда в храме служится Божественная Литургия, то таинство совершается на Престоле, на котором лежит антиминс – особый плат с вложенной в него частицей мощей. Также частица мощей полагается в основание Престола при его освящении.
Святой священномученик Лукиан. В связи с вышеописанным обычаем следует вспомнить рассказ о мученичестве святого Лукиана, антиохийского, пресвитера, пострадавшего во время гонений Галерия в 312 году.
Лукиана мучили и пытали. Он лежал на полу в тюрьме с перебитыми ногами и руками. Христиане сумели принести ему в тюрьму хлеб и вино, чтобы он смог совершить Божественную Литургию. Но Престола или даже простого стола в тюрьме не было. Лукиан обратился к стоявшим вокруг христианам и сказал:
– Не смущайтесь, стойте вокруг меня, и вы будете храмом Божиим. Положите хлеб и вино на мою грудь, и я буду живым Престолом для Господа Бога.
Так без малого тысячу семьсот лет тому назад была совершена Божественная Литургия. Святой священномученик Лукиан скончался в ту же ночь, и его последние слова были: «Я – христианин».
Дополнительные занятия для самоподготовки:
1. Прочтите самостоятельно описания жизни и страданий святого священномученика Игнатия, епископа Антиохийсякого (память 20 декабря); святых великомучеников Пантелеймона (память 27 июля) и Димитрия Солунского (память 26 октября).
2. Обсудите в классе вопрос:
– В чем значение для Церкви подвига святых мучеников?
Дополнительная литература: Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовского (репринт – Μ., 1993 с издания Московской Синодальной типографии, 1903–1904).