Глава 8. Гонения на христиан
Вера и мужество. С самого начала своей истории Церковь Христова испытывала к себе враждебное отношение, нередко переходившее в жестокие гонения. Члены Церкви знали, что они могут пострадать и даже умереть за свою веру в Иисуса Христа. От христиан требовались мужество, верность, готовность засвидетельствовать истинность своей веры даже ценой собственной жизни.
Преследование со стороны евреев. Первыми преследователями Церкви Христовой были большинство еврейских законников и религиозных руководителей евреев, заседавших в Синедрионе в Иерусалиме. Они видели в христианстве новую опасную секту, нарушающую Закон, и считали последователей Господа Иисуса изменниками Завету, плохими евреями. В признании Иисуса Мессией они усматривали богохульство, за которое должно следовать самое суровое наказание. Именно поэтому был казнен диакон Иерусалимской церкви Стефан, а Савл, ставший потом Апостолом Павлом, одобрял тогда эту казнь и участвовал в преследовании тех, кто верил в Иисуса как в Мессию. Однако церковь в Иерусалиме не прекратила тогда своего существования, хотя некоторые ее члены и рассеялись, положив этим начало распространению христианства в других городах и странах.
Затем царь Ирод Агриппа I, когда сосредоточил в своих руках власть над всей Палестиной (в 41–44 гг.), желая угодить Синедриону, также стал подвергать Иерусалимскую церковь жестоким гонениям, в результате чего пострадал один из Двенадцати – Апостол Иаков Заведеев.
Постоянное преследование со стороны еврейских духовных руководителей испытывал Апостол Павел, а в свой последний приход в Иерусалим чуть было не стал жертвой их заговора против него.
Эти преследования продолжались вплоть до разрушения Иерусалима и Иерусалимского Храма римскими войсками в 70 г., когда было подавлено еврейское антиримское восстание. Однако и в дальнейшем христианам не раз приходилось испытывать враждебное отношение к себе последователей иудаизма.
Христос или Цезарь? В первое время римские власти часто путали христиан с евреями, считая, что христианство является одной из еврейских сект. Однако в 49 г. покровительствовавший евреям император Клавдий изгнал из Рима евреев-христиан, считая, что они возмущают еврейские общины.
Прошло немногим более тридцати лет со дня основания Церкви Христовой, как возник новый конфликт, появился новый повод для преследования христиан. Верность Христу оказалась несовместимой с исполнением религиозных предписаний, носивших обязательный характер для подданных Римской Империи.
Римское государство почувствовало, что новая вера и новое понимание жизни, которые находят себе последователей как среди бедных и неученых людей, так и среди культурных высших классов, чем-то угрожает мощи Империи, не признавая ее полной власти над человеком, а именно – над его духовной жизнью. Новая вера ставила под вопрос абсолютный характер власти государства над человеком.
Завоевывая новые страны, римские легионы весьма терпимо относились к местным религиям. Римские власти разрешали людям молиться по-своему, почитать своих богов, держаться своих обычаев. Но все завоеванные Римом народы и страны, от Сирии до Британских островов, должны были признавать власть Рима, быть верноподданными Римского Цезаря. Чтобы такая власть была устойчива и постоянна, ей надо было придать характер религиозной веры, и поэтому был установлен «культ государства». Этот «культ» как бы добавлялся к местным верованиям. Для его соблюдения требовалось совсем немного– признать божественность римского императора. К этому религиозному почитанию императора сами римляне относились не слишком требовательно, в душе они не считали своих императоров богами, но императорская власть была для них символом устойчивости и благополучия их государства. Хотя имперский культ обслуживала многочисленная коллегия жрецов, а его отправление могло совершаться как в особых храмах, так и в любом государственном учреждении, где стояла статуя императора, сам по себе он был довольно прост – от граждан требовалось воскурить ладаном перед императорским изображением, то есть религиозно его почтить.
Правда, из этого общего правила римская власть сделала одно исключение. После установления римского владычества в Палестине в 63 г. до Р.Х. евреям было позволено сохранить Храм в Иерусалиме и почитание единственного Бога, а также не участвовать в общественном культе императора. Связано это было с тем, что новая власть не желала возбуждать против себя евреев, известных своей религиозной ревностью. Кроме того, в религиозных верованиях покоренных ими народов римляне ценили их древность, чем как раз и отличалась религия, которой следовали евреи. Правда, евреям было запрещено распространять свою веру среди подданных Империи – язычников. Но этот запрет не соблюдался строго, поэтому в городах греко-римского мира, где имелось еврейское рассеяние, нередкими были случаи обращения язычников к вере в единственного Бога. Когда же в 70 г. по Р.Х после подавления римлянами еврейского восстания был разрушен Иерусалимский Храм, то римская власть обязала всех евреев платить подать на Юпитера Капитолийского – главное божество римского пантеона, что служило бы их признанием имперской религии. Как видим, в отличие от иудеев, христиане оказались в гораздо более затруднительном положении. Их вера в Христа хотя и основывалась на пророчествах и обещаниях Ветхого завета, с формально-юридической точки зрения не могла претендовать на древность. И хотя христианство вышло из еврейской среды, оно в силу своего универсального (всеобщего) характера, не признающего национальных, социальных или культурных преград для веры в Христа и вступления в Его Церковь через крещение, также не могло, подобно иудейской вере, претендовать на статус национальной религии, к каковой римская власть относилась с известной терпимостью. Наконец, для того чтобы стать иудеем или язычником, достаточно было родиться в еврейской или же, соответственно, в греко-римской среде. В свою очередь христианином человек становился уже в силу своего свободного и сознательного выбора, не имея к тому внешнего принуждения. Впрочем, для христиан оставался путь для легализации своего положения в Римской Империи. Они могли включить Господа Иисуса Христа в имперский пантеон, но при этом для них было бы обязательным участие в культе императора и признании его божественности. Христиане, еще не очень многочисленные, сразу поняли, в чем опасность такого культа. Перед ними вставал выбор: Христос или Цезарь? Хотя христиане и были верноподданными земных царей, они не могли воздавать им почестей, которые положены только одному Богу.
Иисус Христос – Царь Небесный, и Царство Божие не знает земных границ, Царство Божие открыто для всех: и евреев и язычников – греков, римлян и всех варваров. Для христианства не было границ и национальных разделений, и с точки зрения Римского государства это было опасно.
Римские власти не могли поверить, что нельзя заставить людей исполнять такой простой обряд – воскурить фимиам (душистый дым) перед статуей императора. Сначала над христианами только насмехались, потом стали принуждать к исполнению указанного официального обряда. И чем настойчивее были эти требования, тем упорнее оказывались христиане в отстаивании своих религиозных принципов. Гражданские власти раздражались все сильнее, и преследования христиан усилились.
Другие причины преследования христиан. Кроме этой основной причины преследования христиан были и другие поводы для раздражения и вражды. Христиане жили своим, отличным от остального римского общества бытом. Они не участвовали в празднествах в честь языческих богов, и римляне стали называть их безбожниками. Не посещали христиане и жестоких, кровавых зрелищ в цирках, и их упрекали в том, что они не общительны и не умеют веселиться. Христианское учение о любви и смирении, о том, что все люди равны перед Богом, раздражало римлян, гордых, суровых, высоко ставивших свою честь, а часто жестоких и распутных.
Преследование христиан римской властью продлилось долго – порядка 250 лет с некоторыми перерывами.
В первый период гонений, во второй половине I века, римская власть относилась к самому христианству довольно равнодушно. Христиане преследовались или потому, что какой-нибудь правитель был лично враждебно к ним настроен, или, когда нужно было свалить на кого-нибудь вину за какое-либо бедствие. Так было, например, при императоре Нероне (царствовал в 64–68 гг.), когда произошел страшный пожар в городе Риме. Ходили слухи, что город был подожжен по приказу самого императора, любовавшегося необычным зрелищем, но Нерон объявил, что поджигатели – христиане. Началось страшное гонение, христиан сжигали на кострах, отдавали на съедение диким зверям в цирке.
В 81–96 годах, при императоре Домициане, преследование было усилено с целью захватить собственность состоятельных христиан.
Во второй период гонений, имевший место в разные годы II века, римская власть уже опиралась на закон, запрещающий тайные общества. Некоторые правители считали, что христианская Церковь есть как раз такое тайное общество и должно быть преследуемо. К этому времени христиан было уже довольно много, так что строго применять этот закон было трудно. Тогда император Траян (царствовал в 98–117 гг.) в ответ на обращение к нему наместника Вифинии Плиния Младшего издал рескрипт (распоряжение), в котором определил, что не следует выискивать христиан специально, а только судить их в тех случаях, когда кто-нибудь на них доносит. В царствование Траяна мученическую кончину приняли святой Климент, епископ Римский, святой Симеон, епископ Иерусалимский, и святой Игнатий, епископ Антиохийский.
В дальнейшем, отвечая на запросы своих наместников, рескрипты относительно христиан издавали императоры Адриан (царствовал в 117–138 гг.) и Антонин Пий (царствовал в 138–161 гг.). При этом в них подтверждалась политика Траяна. Однако несмотря на то, что Церковь в эти два царствования, по свидетельству церковных историков, «пользовалась миром», при Адриане принял мученическую кончину святой Телесфор, епископ Римский (в 135 или в 137 г.), а при Антонине Пие святой Поликарп, епископ Смирнский (в 156 г.), и несколько римских христиан (в 160 или 161 г.).
При императоре Марке Аврелии (царствовал в 161–180 гг.), политика в отношении христиан изменилась, и их стали разыскивать и подвергать пыткам, чтобы они называли имена своих единоверцев. В его царствование мученическую кончину приняли св. Иустин Философ (166 г.), а также многие христиане в Галлии (церкви Лионская и Виенская) и в Малой Азии (церкви Асийская и Фригийская, в 177 г.).
При сыне Марка Аврелия Коммоде (царствовал в 180–192 гг.), уделявшем мало внимания государственным делам, которым он предпочитал цирковые представления, гонения на христиан резко пошли на спад. Тем не менее отдельные случаи мученичества в связи с доносами на христиан имели место и при нем.
С новой силой гонение на христиан возобновилось при императоре Септимии Севере (царствовал в 193–211 гг.), причем не сразу, а лишь на десятый год его правления. Именно тогда им был издан закон, запрещавший менять веру и переходить как в иудейство, так и – в христианство. В царствование Септимия Севера мученически пострадал святой Ириней, епископ Лионский (202 г.), случаи мученичества христиан в 203 г. имели место в Александрии и в Карфагене (святые Перпетуя и Фелицитата).
Самым тяжелым был третий период гонений, в III и первые годы IV в., когда христиан преследовали просто за то, что они христиане. Государство теперь само берет на себя инициативу разыскивать христиан и преследовать их. При этом особый упор гонители делали на преследование служителей Церкви, а также на уничтожение христианских книг и прежде всего Священного Писания. Христианская вера была объявлена опасным движением, угрожавшим самому существованию Римской Империи.
Императоры, наследовавшие Септимию Северу, не проявляли ревности о поддержании римского официального культа, и потому более двух десятилетий Церковь «пользовалась миром». Новое гонение на христиан воздвиг император Максимин Фракиянин (царствовал в 235–238 гг.) сосредоточивший его на предстоятелях церквей – епископах и пресвитерах – как на главных распространителей христианского учения. После убийства Максимина при новых императорах Гордиане (царствовал в 238–244 гг.) и Филиппе (царствовал в 244–249 гг.). для Церкви вновь настали мирные времена.
Однако император Декий (царствовал в 249–251 гг.), смущенный натиском варварских народов, решил возродить древний дух Римской Империи и его языческой веры. Чтобы осуществить это, начато было страшное преследование христиан в стремлении принудить их к принятию язычества и государственной религии. Был использован весь могучий государственный аппарат Империи, чтобы искоренить христианство. Христианских епископов казнили, надеясь лишить этим Церковь руководства и разрушить ее структуру. От христиан стали требовать подписи под особым свидетельством, в котором говорилось: «Я всегда приносил жертвы богам и сейчас согласен в Вашем присутствии принести жертву, сделать возлияние и вкусить от принесенной, жертвы». Такие свидетельства было очень легко купить за деньги и предъявить начальству, не принося жертвы. Это было действительно серьезным искушением для христиан: подписывая такое свидетельство, можно было избежать страшных мучений и смерти.
За годы, предшествовавшие этому гонению, много тысяч людей обратилось в христианство. Теперь перед этими новообращенными стоял выбор: подписывать такое свидетельство или принимать страшные муки и смерть. Гонители христианства знали, что людей, отрекшихся от веры во Христа (христиане именовали их падшими), исключают из Церкви, и надеялись, что суровое преследование разрушит Церковь Христову как человеческое общество.
Мудрые епископы Церкви, такие как Корнилин Римский (занимал кафедру в 251–253 гг.) и Киприан Карфагенский (занимал кафедру в 249–258 гг.), смягчили церковные правила и разрешили прощать и принимать обратно в Церковь отрекшихся от нее во время преследований и затем раскаявшихся в этом. Те, кто отреклись, не выдержав физических мучений, должны были каяться в течение одного поста, а те, кто отреклись от веры после тюремного заключения, лишались причастия на шесть месяцев. Если они отреклись, не будучи заключенными, они не могли причащаться три года. Те же, кто избежал принесения жертвы благодаря бегству, – оправдывались.
В гонение Декия мученическую кончину приняли святые епископы Фабиан Римский, Александр Иерусалимский, Вавила Антиохийский. В свою очередь такие святые епископы, как Киприан Карфагенский, Григорий Неокесарийский чудотворец и Дионисий Александрийский, смогли тогда скрыться от преследований.
Преследования христиан, возобновленное Декием, продолжил император Валериан (царствовал в 253–259 гг.), выпустивший в 257 г. эдикт (указ), который предписывал пресекать деятельность служителей Церкви и богослужебные собрания христиан. А на следующий год он издал новый эдикт против христиан, где, в частности, писал: «Епископов, пресвитеров и диаконов забирать под стражу и казнить мечом; сенаторов, высокопоставленных лиц и всадников римских лишать достоинств и отбирать у них имущество, и если они и после этого останутся твердыми в христианстве, то отсекать им головы; благородных женщин (христианок) по лишению имущества ссылать в изгнание». Таким образом Валериан рассчитывал уничтожить Церковь, расправившись с ее служителями и с ее богатыми членами, обеспечивавшими собрания христиан помещениями и заботившимися о церковных нуждах.
В гонение Валериана мученическую кончину в 258 г. приняли св. Сикст, епископ Римский и св. Киприан, епископ Карфагенский.
Сын Валериана Галлиен (царствовал в 260–268 гг.) изменил политику своего отца в отношении Церкви, так что для нее вновь начался продолжительный период мира.
Однако решение, принятое святыми епископами Корнилием и Киприаном относительно приема в Церковь раскаявшихся падших, оказалось весьма важным сорок лет спустя, когда император Диоклетиан (царствовал в 284–305 гг.) издал в 303 г. эдикт, требующий уничтожения христианских храмов, книг, лишения христиан всех прав. Служители Церкви были объявлены врагами рода человеческого, а всех арестованных христиан заставляли приносить жертвы языческим богам. В то же время судьям было предписано облегчать людям получение свидетельств о том, что они принесли языческую жертву.
Наступило страшное время. Один современник писал: «Если бы у меня были сотни уст и железное сердце, я бы все-таки не смог перечислить мучений, испытанных верными». А другой историк – свидетель событий писал: «Я видел., как железо притуплялось и ломалось, и палачи сменяли друг друга....»
Гонение, начатое Диоклетианом, было самым масштабным за все время существования в Римской Империи Церкви Христовой. Почти 20 лет до этого Церковь пользовалась миром, значительно расширив свои ряды. Однако новое гонение, обрушившееся на Церковь, неожиданно дало как большое число свидетелей веры – святых мучеников, так и еще большее число отступников от веры – падших. В связи с этим пережившие это гонение христиане особо почитали тех своих собратьев, кто, несмотря на свое высокое положение в римском обществе, сохранил верность Христу, приняв мученическую кончину. Их стали именовать великомучениками, в их числе нам известны такие имена, как святой Димитрий – правитель крупнейшего города Македонии Фессалоник, святой Георгий – бывший трибуном (тысяченачальником) императорской гвардии, и святой Пантелеймон– бывший врачом при дворе Цезаря Максимина в Никомидии.
И в это тяжелое для Церкви время при дворе императора Диоклетиана уже находился и возрастал Константин, будущий император, прекративший гонения на Церковь, а затем сам принявший христианство.
Престарелый и больной Диоклетиан отказался от верховной власти в мае 305 года. Однако гораздо раньше он реформировал управление обширной Империей. Так, поселившись в малоазийском городе Никомидии, который стал фактической имперской столицей, он в 286 г. назначил себе соправителем Максимиана, который с титулом Августа1 стал управлять западной частью Империи. В 293 г. в помощь себе и Максимиану Диоклетиан назначил двух Цезарей – Галерия и Констанция Хлора (отца будущего императора Константина). В дальнейшем именно Галерий стал инициатором и главным проводником того страшного гонения на христиан, которое в истории связано с именем верховного правителя Диоклетиана. В 304 г., когда последний был при смерти, именно Галерий выпустил от его имени последний и самый страшный эдикт против христиан, открывавший дорогу прямому террору, осуществлявшемуся с необычайной жестокостью.
Став в 305 г. Августом на востоке Империи, Галерий продолжал жестоко преследовать христиан. С особой силой гонения развернулись в Малой Азии, Сирии, Палестине и Египте. В этом его всячески поддерживал его племянник и соправитель Цезарь Максимин, получивший в 309 г. титул Августа. Однако эти гонения так и не привели к уничтожению Церкви Христовой. И в апреле 311 г., незадолго до своей смерти от рака, Галерий вместе с соправителями Августами Лицинием и Константином подпишет эдикт, которым впервые в отношении христиан объявлялась веротерпимость. Однако еще по-прежнему под страхом смерти запрещался переход в христианство язычников. Кроме того, в восточных провинциях Империи еще продолжались гонения со стороны Максимина, пока последний не был убит в мае 313 г. в битве со своим соперником за власть Лицинием.
В свою очередь на западе Империи, где в 305 г. Августом стал Констанций Хлор, гонения на христиан были повсеместно прекращены. После его смерти в июле 306 г. ставшие соправителями в западных частях Римской Империи Лициний и Константин продолжили его политику терпимости в отношении христиан.
Дополнительные занятия для самоподготовки:
1. По учебнику «Истории Древнего мира» повторите известные вам сведения о Римской Империи, касающиеся ее государственного и общественного устройства, расширения ее границ и ее официальной религии.
2. Ответьте на вопрос:
– Чем христианство принципиально отличалось как от римского язычества, так и от иудейской религии?
3. Попробуйте обсудить в классе, что общего имеют гонения на Церковь в Римской Империи в I – начале IV века с гонениями на нее тоталитарных режимов XX века и в чем их различия.
* * *
Латинское слово августус означает возвеличенный. Август– имя римского императора (27 г. до Р.Х. – 14 г. по Р.Х.), ставшее затем наряду с именем Цезарь титулом римских императоров.