Глава 7. Жизнь Ранней Церкви
Христиане в окружавшем их мире. Что значило быть христианином в первые века истории Церкви? Чем отличались они от нехристиан? Как они жили? И чем отличались от христиан позднейших времен?
За исключением самых первых дней существования Церкви Христовой в Иерусалиме, ее члены не жили отдельным обществом. Они служили или работали, как все остальные люди. Они не добивались установления нового политического или социального строя. Те, кто были рабами, – оставались рабами, а те, кто владели рабами, продолжали ими владеть. Христиане старались быть хорошими гражданами и выполняли свои гражданские обязанности. Воины продолжали служить в римской армии. Богатые оставались богатыми, а бедные – бедными. Но при этом христианство совсем по-новому понимало смысл жизни, ее цель и в связи с этим устанавливало новый характер отношений людей друг с другом. Христианин – владелец раба видел в последнем своего брата и близкого себе человека. Богатый христианин, видя страдания бедного, сострадал ему и приходил на помощь. Члены Церкви видели друг в друге братьев и сестер во Христе, а в остальных людях – тех, кто носит «образ и подобие Божие», а потому, вне зависимости от своего происхождения, социального положения, образования, ума и способностей, достоин любви и уважения. Таким образом, христианство не было новым социально-политическим учением. Это была новая жизнь, наполненная новым смыслом и содержавшая новый характер отношений между людьми.
Апостол Павел не требовал от христиан-рабовладельцев, чтобы они отпускали на волю всех своих рабов, но когда, будучи сам заключенным в тюрьму, встретил там беглого раба Онисима, то написал письмо его хозяину Филимону:
«Прошу тебя о сыне моем Онисиме, которого родил я в узах моих. Он был некогда негоден для тебя, а теперь годен тебе и мне: я возвращаю его, дабы он вместо тебя послужил мне в узах за благовествование, но без твоего согласия ничего не хотел сделать, чтобы доброе дело твое было не вынуждено, а добровольно. Ибо, может быть, он для того на время отлучился, чтобы тебе принять его навсегда, не как уже раба, но выше раба, брата возлюбленного, особенно мне, а тем больше тебе и по плоти и в Господе. Итак, если имеешь общение со мною, то прими его, как меня. Если же он чем обидел тебя или должен, считай это на мне». (Флм.10–18.)
Богатые христиане не были обязаны отказываться от своего богатства, тем не менее они могли добровольно пожертвовать его на помощь нуждающимся ради спасения своей души. Церковь заботилась о том, чтобы никто из ее членов не страдал от нужды. Дьяконы – то есть служители, а в те времена были также и женщины-служительницы или диакониссы, – заботились о бедных и больных членах местной церкви. На церковных собраниях устраивались сборы, чтобы помогать другим местным церквам, попавшим в беду, например, по причине неурожая и голода. Также устраивались агапы, или вечери (ужины) любви, на которых состоятельные члены местной церкви оказывали своим нуждающимся собратьям вспомоществование. В свою очередь проповедь апостолов чаще всего была связана или со сбором средств для помощи нуждающимся, или с раздачей собранной помощи. То, какое значение имела благотворительность в Первоначальной Церкви, мы увидим ниже, когда будем говорить о Евхаристии.
Апостольская проповедь. Самым значительным событием в жизни местной церкви было прибытие кого-нибудь из Апостолов. В первом столетии Благую Весть проповедовали люди, которые сами знали и видели Христа, слышали Его проповедь, или были близкими друзьями слышавших и видевших Его. Это были живые рассказы очевидцев, живое воспоминание о виденном и слышанном, и это всегда производило сильное впечатление. Еще до того, как были написаны четыре Евангелия, местные церкви получали от Апостолов письма-послания.
Мы знаем о четырнадцати посланиях, надписанных именем Апостола Павла, о двух – Апостола Петра, трех – Апостола Иоанна и по одному от Апостолов Иакова, «брата Господня» и его брата Иуды.
Жизнь ранних христиан была проникнута духом любви друг ко другу, заботы друг о друге, и в то же время в ней все время шло обучение христианской вере, развивалось правильное понимание истин веры и жизни, а первыми учителями были люди, близко знавшие Самого Иисуса Христа или Его Апостолов.
Дары Святого Духа. Духовная жизнь Первоначальной Церкви была так богата и насыщена, что нам ее трудно себе представить. В писаниях Апостолов мы постоянно встречаем такие выражения: «Дух Святой сошел на них...», «Исполнились Духа Святого...» (Деян.2:4), «Дух сказал Филиппу...» (Деян.8:20), «Горя Духом он говорил и учил о Господе...» (Деян.18:25). Апостол Павел в своем послании к коринфянам (1Кор.12:4–12) говорит о дарах Духа Святого, как о чем-то хорошо известном всем христианам. Члены Церкви, обладавшие чрезвычайными духовными дарованиями (их называли пророками), особо ценились в первохристианской среде. Обычно они удостаивались чести быть предстоятелями молитвенных собраний первых поколений христиан. Другой дар Святого Духа – учительство – также высоко ценился в Первоначальной Церкви. Учители, объяснявшие истины веры, пользовались в местных церквах большим авторитетом.
Таинства Церкви. В первые годы жизни Христовой Церкви были установлены те таинства, которые существуют в ней и теперь. Чтобы стать христианином, нужно было креститься. Дары Духа Святого передавались через возложение рук Апостолов и их преемников епископов (что сохранилось и теперь в таинствах миропомазания и священства). Но центральным событием в церковной жизни была Евхаристия (что по-гречески означает благодарение) – собрание всей местной церкви на вечерю, по образу Тайной Вечери Господа Иисуса Христа с Его учениками перед Его крестными страданиями. В первом веке исторического бытия Церкви Христовой Евхаристия совершалась не так, как теперь служится Божественная Литургия, но в ней присутствовали те же основные моменты.
Христиане собирались в первый день седмицы, который именовался Днем Господним и был посвящен воспоминанию Воскресения из мертвых Господа Иисуса Христа. Этим они отличались от иудеев, посвящавших общей молитве субботу. На собрании пелись молитвы и ветхозаветные псалмы, а позднее также стали читаться отрывки из писаний Апостолов и из Евангелия. Выбранный христианами из своей среды и поставленный Апостолами для руководства местной церковью служитель, именовавшийся епископом (т.е. надзирателем) или пресвитером (т.е. старейшиной), говорил проповедь. Потом приносили хлеб и вино, и он произносил слова, сказанные Господом Иисусом Христом на Тайной Вечере:
«Взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Так же и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается». (Лк.22:19–20.)
Все отвечали: «Аминь» (что по-еврейски означает «истинно так»). Потом произносились молитвы, в которых Церковь благодарила Бога Отца за посланного Им в мир· Его единственного Сына, Господа Иисуса Христа, передавшего верящим в Него под видом хлеба и вина Свое Тело и Кровь как залог их будущего воскресения и вечной жизни. После этого все члены местной церкви приобщались Тела, и Крови Христовой. А затем устраивался сбор средств для нуждающихся, и все давали, кто сколько мог. Последнее имело особое значение, так как первые христиане помнили обращенное к ним апостольское наставление: «Если вы имеете общение в нетленном (имеется в виду таинство Евхаристии), то тем более должны его иметь в тленных вещах» (Учение Двенадцати Апостолов 4:8). Само слово общение (в славянской традиции ему соответствует слово причастие) в его первохристианском понимании означает, что вкушающие Тело Христова от одного хлеба и пьющие Его Кровь из одной чаши призваны иметь «общение во всем», то есть помогать друг другу во всех жизненных обстоятельствах.
С тех пор прошло много веков, следующие поколения святых отцов и учителей Церкви вкладывали свой духовный и литературный дар в создание новых литургических молитвословий, но в Божественной Литургии по-прежнему сохраняется то ее основное содержание, которое существовало с самого начала.
Сохранилось письмо святого мученика Иустина Философа (ум. 166), в котором он описывает воскресную Литургию.
«В первый день недели все христиане города и окрестных деревень собираются вместе. Мы вместе читаем Апостолов и писания пророков. Пресвитер обращается к собравшимся и убеждает их следовать тому, что мы только что прослушали... Потом встают, молятся и после молитвы приветствуют друг друга братским целованием. Потом приносится хлеб и вино, и пресвитер произносит слова молитвы и благодарения. Все отвечают «Аминь». Диаконы раздают хлеб и вино всем присутствующим и приносят их болящим... Только те, кто верят в истинность христианского вероучения, могут принимать Святое Причастие, потому что Причастие не просто хлеб и вино, а истинное тело и кровь Спасителя. В конце собрания те, кто могут это сделать, жертвуют сколько могут на помощь больным и бедным».
Служители Церкви. К концу первого века в Церкви установилось три чина иерархии (священноначалия) – епископы, пресвитеры (священники) и диаконы.
Епископами стали именоваться те, кто заступал на место Апостолов, передавших им свою власть в Церкви и ответственность. В дальнейшем поставление епископа осуществлялось епископами соседних областей в количестве не менее двух или трех. Епископы осуществляли руководство всеми церквами (приходами) какой-либо области.
Пресвитеры, которых впоследствии стали называть священниками, ставились епископом в определенный приход для осуществления руководства им.
Диаконы также ставились епископом, они по-прежнему оставались помощниками пресвитеров, прежде всего в деле заведования церковным имуществом и оказания помощи нуждающимся прихожанам. Кроме того, они также помогали епископам и пресвитерам в оглашении – научении истинам веры и христианской жизни тех, кто готовился вступить в число членов Церкви через таинство крещения. В свою очередь заботу о вдовах несли упоминавшиеся выше диакониссы, которые также участвовали в научении истинам веры готовившихся к крещению женщин.
Епископы, пресвитеры и диаконы избирались членами местных церквей-приходов или епархий (объединений приходов какого-либо города и прилегающей области).
Кроме того, в Церкви установился и ряд других служений. Так, важную роль играли чтецы, которым поручалось за богослужением чтение вслух Священного Писания. Они также поставлялись на свое служение епископами. Были в ранней Церкви и экзорцисты, которые, имея для этого особый дар, по благословению епископа занимались изгнанием нечистых духов из тех, кто был ими одержим.
Символические изображения в ранней Церкви. С самого начала своего существования Церковь испытывала преследования, сначала со стороны религиозных вождей евреев, отвергнувших Иисуса как своего Мессию, а с 60-х годов I века уже со стороны римского государства. Поэтому молитвенные собрания происходили тайком, и христианам приходилось особыми знаками или изображениями отмечать места, где они собирались для молитвы. Так, например, Христа изображали пастухом, несущим на плече овечку, как было сказано в одной из Его притчей (Ин.10:1–16). Греческое слово, означавшее «рыба», также являлось аббревиатурой, которая по-русски означает: Иисус Христос Божий Сын – Спаситель. Таким образом, если кто-нибудь молча рисовал на песке изображение рыбы, можно было понять, что это христианин.
Новый Завет и другая раннехристианская литература. С первого века после Рождества Христова, когда еще живы были люди, знавшие и слышавшие учеников Христовых, в Церкви стали проверяться все записанные повествования об Иисусе Христе и другие произведения. Его Апостолов. Во II веке уже в основном был установлен канон Нового Завета. Греческое слово канон означает правило или порядок. В Новый Завет вошли четыре Евангелия, написанные Апостолами Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном. Кроме четырех Евангелий в Новый Завет вошли Деяния Апостолов, в которых Апостол Лука повествует о проповеди и трудах Апостолов после Вознесения Господня, и двадцать одно Послание Апостолов разным местным церквам. Последней книгой Нового Завета было Откровение Иоанна – повествование Апостола Иоанна о бывшем ему таинственном видении о будущем Церкви и мира.
Кроме книг, вошедших в канон Нового Завета, в ранней Церкви также большим авторитетом пользовались и другие книги, сохранившие для нас учение Апостолов и написанные их непосредственными учениками. К ним относятся «Учение Господа нашего Иисуса Христа, данное народам через Двенадцать Апостолов», Послание Варнавы, Послания Климента, епископа Римского, Послания Игнатия, епископа Антиохийского, книга «Пастырь», автором которой является Ерм, а также анонимное Послание к Диогнету. Эти книги появились в последние десятилетия I и в первые десятилетия II века.
Кроме этого, в эпоху христианской древности имели распространение разные повествования и легенды о жизни Иисуса Христа, особенно о Его детстве, а также приписываемые Апостолам послания и книги откровений. Эти книги получили название апокрифов (потаенных книг). Некоторые из них были выдержаны в христианском духе, а другие были признаны противными христианской· вере и отвергнуты Церковью.
До наших дней дошел ряд замечательных древних рукописей, содержащих более или менее обширные фрагменты книг Нового Завета. Так, например, в сухом климате Египта сохранились и были найдены в 20-е гг. XX в. восемьдесят шесть листов папируса конца II в., на которых записаны послания Апостола Павла. Этот папирус хранится теперь частично в частном собрании в Дублине в Ирландии, а частично в библиотеке Мичиганского университета в США. Сохранился также фрагмент отрывка из Евангелия от Иоанна, исследования которого показали, что он был написан около 130 года.
Уже со II века книги Нового Завета, написанные на греческом языке, который был наиболее распространенным языком в Римской Империи, начинают переводиться на другие языки населявших ее народов. Сначала появился перевод на латинский язык, на котором говорила западная половина Империи и который был государственным. Затем появились переводы на сирийский язык, имевший распространение на востоке Империи, и на коптский язык, на котором говорило коренное население Египта. В V–XI вв., когда христианство стало получать распространение в Европе, на Ближнем Востоке и в Африке стали появляться переводы Священного Писания на армянский, грузинский, готский (язык германских племен, населявших Центральную и Юго-Восточную Европу), эфиопский, арабский, славянский и англо-саксонский языки. В дальнейшем, вплоть до наших дней, Священное Писание было переведено практически на все языки народов Европы. А в XIX и XX веках в связи с ростом христианской миссии почти не осталось народа, на язык которого не было бы переведено хотя бы несколько книг Священного Писания.
Во II–III веках появилось немало произведений церковных писателей, которых именовали апологетами и учителями Церкви.
Апологеты (защитники) свои произведения адресовали противникам Церкви – евреям и язычникам. В них они показывали необоснованность нападок на христианское учение и церковную практику, о которых как в еврейской, так и в языческой среде слагались разные небылицы.
Учители Церкви в своих произведениях раскрывали христианское вероучение для тех, кто готовился вступить в число членов Церкви, истолковывали Священное Писание, а также защищали правую веру от различных ее неверных перетолкований (ересей).
Среди апологетов и учителей ранней Церкви, чьи произведения оставили глубокий след в истории христианской мысли, особо следует выделить уже упоминавшегося св. мученика Иустина Философа (ум. 166), св. Феофила Антиохийского (ум. ок. 180), св. священномученика Иринея, епископа Лионского (ум. 202), Климента Александрийского (ум. ок. 215), Тертуллиана (ум. ок. 220) и Оригена (ум. ок. 254). Об их богословских воззрениях будет сказано в 11-й главе, где говорится о том, как исторически раскрывалось вероучение Церкви.
Итак, уже в начальный период церковной истории были заложены все те основы, на которых держится жизнь Церкви: евангельское учение, дары Духа Святого – святые таинства, иерархия, основные формы богослужения, забота о страждущих, символические изображения.
Распространение христианства во II–III веках. Еще при жизни поколения, слышавшего апостольскую проповедь, во многих уголках Римской Империи были образованы поместные церкви. При этом христианами становились не только евреи, поверившие в Господа Иисуса как в Мессию, или грекоговорящие язычники. Христианство также распространяется и среди других народов, населявших Империю. И прежде всего среди жителей ее западных провинций, родным языком которых была латынь – официальный язык Рима. Неслучайно поэтому уже во II в. на него переводят Священное Писание и появляется ряд христианских авторов, пишущих на этом языке.
На востоке же Империи в это время Благую Весть восприняли и те, для кого родным языком был сирийский. Поэтому Священное Писание переводится тогда и на этот язык.
При этом часть сирийских христиан жила в пределах Римской Империи, а другая – в пределах Персидской (в Месопотамии). Так что во II–III вв. христианство также распространилось в Персии, где было образовано немало церквей.
Также в это время христианство получает распространение далее на восток в Армении и даже в далекой Западной Индии.
В свою очередь в Египте христианами становятся не только иные евреи или греки, но и природные уроженцы этой страны – копты, в языке которых различалось несколько диалектов. На них в III в. также начинает переводиться Священное Писание. Так на практике исполняется заповедь Христа, данная Им Своим Апостолам о научении всех народов.
III в. ознаменовался набегами германского племени готов на Римскую империю на Балканах и в Малой Азии. Среди тех, кого они брали в плен, оказывались и христиане, что положило начало христианской проповеди у германцев.
Дополнительные занятия для самоподготовки:
1. Сравнить Евхаристию в Ранней Церкви, описанную св. мучеником Иустином Философом, с Литургией, совершающейся в Православной Церкви в наши дни. Ответить на вопрос:
– Что в них общего?
2. Ответить на вопросы:
– Какие служения были в Ранней Церкви?
– Кто составляет трехчинную иерархию и каково предназначение каждого ее чина?
– Среди каких народов Римской Империи в I–I1I вв. распространилась Благая Весть?
3. Выучить названия всех книг Нового Завета и запомнить их расположение в каноне.