Глава 6. Обращение и труды Апостола Павла
Избрание первых служителей (диаконов). Иерусалим был не только религиозным центром евреев, но и городом, где была развита международная торговля. Не удивительно поэтому, что греческий язык был здесь в широком употреблении. Ко времени крестной смерти Иисуса Христа Иерусалим уже много лет находился под властью Рима. Римские военные и чиновники прочно осели в городе. Собирались в Иерусалиме и многочисленные евреи, уже не одно поколение жившие в различных уголках Римской Империи. Их называли «эллинистами», так как родным языком для них был греческий.
Первая церковь в Иерусалиме была смешанной по своему составу. Были в ней и евреи-иерусалимляне, и эллинисты, что вызывало некоторые трудности. Церковь быстро росла, и в ней произошел спор между евреями и эллинистами: последним казалось, что их вдов обижают при раздаче помощи. Тогда Апостолы собрали всех учеников и обратились к ним с речью:
– Нехорошо нам оставлять проповедь, чтобы заботиться о раздаче помощи. Выберите из вашей среды семь человек, исполненных Святого Духа, которым вы доверяете, и пусть они возьмут на себя заботу о нуждающихся.
Собранию это предложение понравилось, и тут же было избрано семь человек диаконов, то есть служителей. Имена их были: Стефан, Филипп, Прохор, Никанор, Тимон, Пармен и Николай. Последний из них был прозелитом, то есть язычником, обращенным в веру в единственного Бога. Их поставили перед Апостолами, и они, помолясь, возложили на них руки и благословили их на труд (Деян.6:1–8).
Мученичество Стефана. Первый из диаконов, Стефан, был эллинист. Он был человеком сильной веры и сотворил много чудес. Тогда некоторые евреи-эллинисты пытались спорить с ним о вере в Иисуса Христа, и, не имея возможности противостоять силе·его мудрости, настроили против него Синедрион, обвинив его в богохульстве и неуважении к Моисееву Закону. В ответ на эти обвинения Стефан произнес пространную речь, изъясняя историю израильского народа и говоря о том, как часто его вожди нарушали Закон Божий. Члены Синедриона пришли в ярость и, зажимая уши и скрежеща зубами, бросились на Стефана, а он, исполненный Святого Духа, взглянул на небо и сказал:
– Вот, я вижу небо открытым и Иисуса Христа, стоящего по правую сторону Бога Отца (Деян.6:8–7:57).
Стефана схватили, вывели из города и стали побивать камнями, что в те времена у евреев являлось казнью за богохульство. Стефан же молился, говоря:
– Господи, приими дух мой! – а также: Не вмени им этого греха.
С этими словами он умер. Пока происходила эта страшная казнь, люди, бросавшие камни, складывали свои верхние одежды у ног стоявшего там юноши. Никто не догадывался, что этот юноша станет великим Апостолом Христа – Павлом. Юношу звали Савлом (или Саулом) (Деян.7:58–60).
Происхождение Савла. Савл был родом из города Тарса в Киликии (провинция на юго-востоке Малой Азии) из благочестивой фарисейской семьи. Фарисеями (т.е. отделенными) назывались евреи, строго соблюдавшие Моисеев Закон и «предания старцев» (неписаные еврейские религиозные обычаи). Они считали себя истинными исполнителями и толкователями иудейской веры. Семья Савла была всеми уважаема, а он сам был не только гражданином города Тарса, но и римским гражданином от рождения (а это гражданство получить было очень трудно). Савла послали в Иерусалим учиться в школе известного еврейского ученого Гамалиила (Деян.22:3–3,26–29; 26:4–5).
Обращение Савла. Савл не последовал за Господом Иисусом при Его жизни, не верил в Него, и проповедь Апостолов возбуждала в нем ненависть и отвращение. Когда Стефана побивали камнями, он сочувствовал этой казни. Более того, он сам стал принимать деятельное участие в преследовании христиан, считая их противниками иудейской веры. Он пришел к Первосвященнику в Иерусалиме и попросил у него письмо к синагогам города Дамаска в Сирии, чтобы выяснить, кто из евреев поверил в Иисуса как в Мессию, арестовать их и привести на суд в Иерусалим.
Получив такое письмо, Савл отправился в Дамаск и уже приближался к городу, когда его внезапно осиял сильный свет с неба. Он упал на землю и услышал голос:
– Савл, Савл, что же ты Меня гонишь?
– Ты Кто, Господи? – спросил Савл.
– Я – Иисус, Которого ты гонишь, – сказал голос.
В ужасе Савл ответил:
– Господи, что Ты велишь мне делать?
– Встань, иди в город, и там будет тебе сказано, что ты должен сделать.
Савл встал. Глаза его были открыты, но он ничего не видел. Его спутники за руки повели его в Дамаск. Три дня он ничего не пил и не ел и не мог видеть (Деян.9:1–9).
В это время в Дамаске проживал последователь Иисуса Христа по имени Анания. На третий день по прибытии Савла в Дамаск Анании было видение, в котором было указано пойти на известную улицу, в определенный дом и спросить там человека- по имени Савл. Анания удивился, так как знал, что Савл жестоко преследует уверовавших в Господа Иисуса. Тогда он услышал в ответ голос Бога:
– Иди, потому что Савл избранный Мною сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед людьми.
Анания послушно пошел и, войдя в дом, где находился Савл, возложил на него руки и сказал:
– Савл, Господь Иисус Христос, явившийся тебе на пути, послал меня, чтобы ты стал видеть и исполнился Духа Святого.
И тотчас как бы чешуя отпала от глаз Савла, и он, встав, крестился. (Деян.9:10–19).
Миссия Апостола Павла. Господь предназначил Савла на особое служение, к которому тот готовился более трех лет (Гал.1:15–24). Он стал Апостолом для язычников. Именно ему было суждено вывести Весть о Христе из национальных еврейских границ на широкий простор тогдашнего греко-римского мира. Именно благодаря проповеди, начатой Савлом, ставшим выступать под своим римским именем Павел, язычники, которых до этого обращалось в веру во Христа единицы, стали притекать в Церковь широким потоком, определив ее будущий вселенский характер, усвоенный ей ее Божественным Основателем. Именно проповедь Павла стала примером для других Апостолов, которые теперь также стали возвещать о Христе не только евреям, но и многим язычникам, идя со своей миссией не только по Римской Империи, но и выходя за ее пределы.
Как и другие Апостолы, Павел, основывая церкви в разных городах, для руководства ими рукополагал пресвитеров (старейшин), а в помощь им для дел благотворительности – диаконов (служителей). Он поддерживал отношения с этими церквами и, когда им нужны были советы и указания, писал им пространные письма – послания. Обычно эти послания касаются каких- либо трудностей, возникавших в церквах, или вопросов веры и церковной жизни; при этом в них излагаются самые основы христианского учения о Боге, о Его отношении к миру и человеку и о спасении, уготованном Богом верящим в Него через Его Сына – Господа нашего Иисуса Христа, Которого Он воскресил из мертвых. Жизнь и проповедь Апостола Павла также описаны в книге Деяний Апостолов, автором которой является Евангелист Лука, сопровождавший Павла в его миссионерских путешествиях.
Церковь в Антиохии. Если первая церковь в Иерусалиме состояла из евреев и других приверженцев иудейской религии, поверивших в Господа Иисуса как в Мессию, то церковь в Антиохии составили главным образом обратившиеся к вере во Христа язычники. Антиохия была крупнейшим политическим и экономическим центром всего востока Римской Империи. Ее население составляли представители разных народов – греков, сирийцев, евреев, однако в городе господствовал греческий язык.
После убийства Стефана и гонений, обрушившихся на церковь в Иерусалиме, некоторые ее члены отправились в Финикию (территория нынешнего Ливана), на Кипр и в Антиохию. Придя в этот город, одни из них стали проповедовать Благую Весть только евреям, а другие, бывшие родом с Кипра и из Ливии, возвещали ее и язычникам. В этом последнем случае Бог дал проповедникам такую силу, что множество жителей Антиохии, бывших до того язычниками, выслушав их проповедь, поверили в Христа и решили присоединиться к Его Церкви. Сведения об этом дошли до церкви в Иерусалиме, откуда в Антиохию был послан Варнава, который, увидев такое действие благодати Божьей, очень обрадовался.
При этом Варнава решил привлечь для дальнейшей проповеди антиохийцам Савла, которого он нашел в его родном городе Тарсе. Целый год Павел и Варнава проповедовали Благую Весть в Антиохии, наставляя в истинах веры членов местной церкви, которые впервые стали именоваться христианами (Деян.11:19–26).
Первое миссионерское путешествие Апостола Павла для проповеди о Христе продлилось около двух лет, с 45 до 47 года. Вместе с Варнавой он прибыл на корабле на остров Кипр, откуда Варнава был родом, а потом перебрался в Малую Азию, в Антиохию Писидийскую (не путать с Антиохией в Сирии), Иконию, Листры и другие города. Приходя в какой-нибудь город, он начинал проповедь в местной синагоге, где принято было слушать приезжих проповедников. Обычно среди его слушателей были правоверные евреи и некоторые прозелиты. Многим иудеям новая вера, проповедуемая Павлом, часто казалась соблазнительной, в то время как иные язычники слушали его охотно, и часто в первых церквах, где нередко преобладали обратившиеся к вере во Христа из числа язычников, начиналась новая жизнь, уже не связанная с синагогой. (Деян.13:1–14:28).
Апостольский Собор в Иерусалиме (49 г.). Между тем приход в Церковь Христову многих бывших язычников вызвал ропот у некоторых христиан из числа иудеев, которые понуждали тех принять обрезание как непременное условие для вечного спасения. Павел резко выступал против такой проповеди, объясняя, что Новый Завет с Богом, в который вступает верующий во Христа через таинство крещения, пришел на смену прежнему Ветхому Завету, в который евреи вступали через обрезание. Но так как спор этот очень волновал христиан, то церковь в Антиохии отправила Павла, его спутника по первому миссионерскому путешествию Варнаву, а также некоторых других в Иерусалим, для того чтобы Апостолы, собравшись, приняли решение по этому вопросу. И когда они проходили Финикию и Самарию, то рассказывали тамошним христианам из числа иудеев о том, как язычники принимают веру в единственного Бога и Его Сына Иисуса Христа, чем вызывали радость у своих слушателей. Также и в Иерусалиме они были тепло приняты Апостолами и старейшинами местной церкви. Однако некоторые евреи-христиане, принадлежавшие к фарисеям, стали настаивать, чтобы обратившиеся язычники обязательно обрезывались и соблюдали все предписания Моисеева Закона.
Тогда собрались Апостолы и все старейшины церкви в Иерусалиме рассмотреть это дело. И после долгих дискуссий поднялся Петр и произнес пламенную речь, в которой сказал, что Сам Бог определил, чтобы от самого начала проповеди о Христе из его уст язычники услышали слово Благой Вести и поверили. И дав им благодать Святого Духа, Он упразднил различие между евреями и язычниками. Поэтому нечего налагать на последних ярмо исполнения предписаний Моисеева Закона, которое и иудеи не способны полностью понести.
Затем Павел и Варнава рассказали, какие чудеса явил Господь через них среди язычников. А после всех слово взял Иаков, известный как «брат Господень», так как он был родственником Иисуса Христа и являлся первым епископом церкви в Иерусалиме. Он вынес общее решение, чтобы никто не затруднял язычникам, обращающимся в веру во Христа, вступать в Его Церковь, но при этом их следует наставлять, чтобы они оставляли свои прежние обычаи, связанные с идолопоклонством и распутной жизнью.
Затем было составлено соответствующее послание, с которым в Антиохию вместе с Павлом и Варнавой отправились двое членов церкви в Иерусалиме – Иуда, называемый Варсавой, и Сила. Имея от Бога дар пророчества, они наставили антиохийских христиан в открытой им Богом истине относительно приходящих в Церковь язычников. (Деян.15:1–35.)
Второе миссионерское путешествие Апостола Павла длилось три года, с 49 по 51. На этот раз он прошел сухопутным путем в Македонию и Ахаию, т.е. Северную и Южную Грецию.
В Афинах ему пришлось столкнуться с учеными философами. Традиция философских споров была так сильна в Афинах, что группы людей собирались на городских площадях и на перекрестках улиц, чтобы послушать и поспорить о каком-нибудь новом философском учении. Павел начал свою проповедь, как обычно, в синагоге. Но слух о нем быстро распространился, так что к нему собралась толпа. Пришли поспорить и греческие философы. А затем Павла привели в Ареопаг – так называется холм в центре Афин, где заседал верховный суд.
– Что это за новое учение, которое ты проповедуешь? – спрашивали его там афинские философы. – Ты говоришь что-то странное, и мы хотим знать, что это за учение.
– Афиняне, – ответил Павел, – проходя и осматривая ваши святыни, я нашел жертвенник, на котором написано: «Неведомому Богу». Этого Бога, которого вы не знаете, но почитаете, я и проповедую вам.
И Павел начал говорить о Боге, сотворившем небо и землю, дающем жизнь и дыхание всему, о том, что Он не есть божество, сделанное из золота или серебра, или камня. Говоря это, Павел намекал на господствующее среди язычников идолопоклонство. Далее Павел сказал им о том, что Бог велит всем людям покаяться, потому что наступит день суда, когда придет Христос, Которого Бог воскресил из мертвых, и Он будет судить всех людей.
Услышав о воскресении мертвых, афиняне стали насмехаться над Павлом и говорить:
– Об этом послушаем тебя в другой раз.
Павел ушел из города, но некоторые афиняне, выслушав его, уверовали в Господа Иисуса Христа и присоединились к нему. Среди обратившихся в веру были член Ареопага (верховного суда в Афинах) Дионисий, женщина Дамарь и несколько других.
Из Афин Павел пришел в Коринф и оставался там довольно долго в доме благочестивой еврейской семьи Акилы и Прискиллы, работая вместе с ними. Они делали палатки, а Павел это мастерство хорошо знал. Он пробовал проповедовать в синагоге, но там его отказались слушать, и он продолжал проповедовать еще полгода в доме христианина по имени Иуст, а потом вернулся в Палестину (Деян.15:36–18:22).
Третье миссионерское путешествие продолжалось четыре года (52–56 гг.). В это время Павел проповедовал главным образом в Эфесе, переписываясь оттуда с церквами, основанными им в Коринфе, Фессалониках и Филиппах, и посещая их.
Главными противниками Павла в Эфесе были ремесленники, изготовлявшие серебряные статуи богини Артемиды и ее храма и торговавшие ими.
– От этого ремесла зависит наше благосостояние, – говорили они, – а Павел проповедует, что статуи сделаны людьми и потому не являются подлинными богами. Это значит, что все мы разоримся.
Начался мятеж. Весь город взволновался, и яростные толпы кричали:
– Велика Артемида Эфесская!
Мятеж был остановлен городскими властями. После прекращения мятежа Павел созвал своих учеников и, дав им прощальное наставление, вышел из Эфеса и направился в Македонию и Грецию, где провел три месяца.
Затем он двинулся обратно, пробыв семь дней в Троаде. Там в одном доме, где собрались местные христиане, Павел беседовал с ними, и во время этой беседы юноша Евтих, сидевший на окне, заснул и упал с третьего этажа, так что его обнаружили уже мертвым. Тогда Павел воскресил его. Так юноша ожил к радости всех собравшихся.
После этого Павел отправился далее морским путем и прибыл в Милет, откуда послал в Эфес позвать к себе всех пресвитеров (старейшин) местной церкви. Когда они у него собрались, он обратился к ним с прочувствованной речью, сказав о своем служении среди них, когда он при многих скорбях и испытаниях неустанно проповедовал всенародно и по домам Благую Весть о Христе иудеям и язычникам. Он говорил, как Духом ему было открыто, что в Иерусалиме, куда он направляется, его ждут новые скорби и узы заточения и что больше они его не увидят. При этом он призвал их верно служить Церкви Христовой, которую Святой Дух поставил их оберегать от всяких лжеучений. Он указал им на себя как на пример бескорыстного служителя Христова, с тем чтобы они не забывали о милосердии и помощи нуждающимся собратьям во Христе. После этого он стал на колени и начал молиться, и «се стали молиться с ним, рыдая, что больше его не увидят. Так с плачем его проводили на корабль. (Деян.18:22–21:14.)
Приход в Иерусалим и узы (58–60 гг.). В Иерусалиме местные христиане встретили Павла радостно. Иаков, «брат Господень», и другие старейшины выслушали его рассказ о проповеди язычникам и прославили Бога за его успехи в этом деле. Но в городе были евреи из Асии, в свое время противившиеся проповеди Павла. И вскоре начались бурные споры. На шум стал собираться народ, весь город пришел в движение. Толпа народа устремилась в Храм. Павла вытащили вон и хотели убить. Тогда командир римской когорты по имени Клавдий Лисий, узнав, что город пришел в волнение, во главе отряда воинов отнял Павла у евреев и, сковав его цепями, отвел в казарму. При этом толпа евреев шла вслед за воинами, требуя смерти Павла. Но когда они оказались уже в казарме, Павел, обратившись к Лисию по-гречески, попросил у него разрешения обратиться к толпе, и тот ему позволил. Стоя на лестнице в окружении римских воинов, Павел поднял руку, так что толпа умолкла. Тогда он начал свою речь на еврейском языке, рассказывая им о своей прежней жизни и о том, как Господь Иисус его призвал. Но как только он заговорил о своей миссии у язычников, толпа подняла невообразимый шум, требуя его смерти. Увидев это, Лисий ввел Павла в казарму и велел его бичевать, желая узнать от него, почему народ пришел в волнение. На это Павел сказал, что он римский гражданин и по закону не может быть подвергнут бичеванию. Лисий испугался, что он связал римского гражданина, однако, освободив Павла от уз, он на следующий день велел собрать Синедрион, чтобы выяснить, в чем его обвиняют евреи. Но так как Синедрион состоял из представителей двух враждующих партий – фарисеев, признававших воскресение мертвых, и саддукеев, его отрицавших (к последним относился и председательствовавший в Синедрионе Первосвященник), то речь Павла, сказавшего о своем фарисейском воспитании и о надежде на будущее воскресение, вызвала распрю среди его членов. Тогда Лисий, опасаясь за жизнь Павла, велел вновь отвести его в казарму. Здесь ночью во сне Павлу явился Господь Иисус и сказал:
– Крепись, потому что как ты свидетельствовал обо Мне в Иерусалиме, так надлежит тебе свидетельствовать и в Риме.
Между тем более сорока евреев составили заговор и поклялись, что не будут ни есть ни пить до тех пор, пока не убьют Павла. Они просили членов Синедриона, чтобы те вновь вызвали его для расследования его дела, с тем чтобы по дороге его убить. Однако сын сестры Павла, узнав об этом заговоре, сообщил о нем Лисию. И Павла под охраной из двухсот воинов ночью переправили в Кесарию, где находилась резиденция римского правителя Иудеи Феликса. При этом Лисий направил Феликсу письмо, в котором изложил дело Павла, отметив, что не находит его достойным смерти или уз, но поскольку евреи выдвигают против него обвинения, касающиеся их Закона, то пусть они предъявят их в присутствии римского правителя. Феликс поместил Павла под стражу в тюремном помещении при своей резиденции в ожидании его обвинителей. Через пять дней в Кесарию прибыл Первосвященник Анания и через адвоката Тертулла представил обвинение против Павла, в котором особый упор делался на то, что тот «сеет смуту», то есть должен рассматриваться преступником в глазах римской власти. Однако Павел объяснил правителю, что обвинение против него носит не политический, а религиозный характер и для римской власти его миссия никакой опасности не представляет. Это понимал и Феликс. Но, надеясь получить от Павла взятку, он еще более двух лет продержал его под стражей, пока не был сменен на посту правителя Порцием Фестом. Правда, Павла держали в заключении без лишней строгости. К нему могли наведываться друзья и почитатели, которые заботились о нем, а через переписку он мог продолжать духовно руководить основанными им церквами.
В свою очередь противники Павла в Иерусалиме обратились к новому правителю с обвинениями против Апостола язычников, прося направить его в Синедрион для рассмотрения его дела. Они вновь рассчитывали убить Павла по дороге. Однако Фест ответил им категорическим отказом, предложив обвинителям прибыть для разбирательства к нему в Кесарию. Когда же они пришли к правителю, то, вызвав Павла, он дал им возможность выдвинуть свои обвинения. Но Павел и на этот раз твердо заявил, что ни в чем не виновен ни перед еврейским Законом, ни перед Иерусалимским Храмом, ни перед римским императором. Тогда Фест, желая угодить евреям, спросил его, не желает ли он суда над собой в Иерусалиме. На это Павел ответил, что он требует над собой суда самого императора. Так стало исполняться сказанное явившимся ему Господом Иисусом, что он будет свидетельствовать о Христе в столице Империи – Риме. Фест решил удовлетворить требование Павла. Правда, перед этим Павлу пришлось еще выступить со словом в свою защиту перед правителем Галилеи Иродом Агриппой II, который несколько дней гостил у Феста. Однако проповедь Павла о Христе не проняла этого человека. (Деян.21:15–26:32).
Последнее путешествие Павла (осень 60 – весна 61 г.) было полно опасностей, но Господь не оставлял своего верного служителя. В этом путешествии его сопровождал Лука, его верный спутник и врач, написавший затем Евангелие и книгу Деяний Апостолов. Из Кесарии корабль, на который был доставлен Павел вместе с несколькими другими узниками, доплыл до города Сидона на юге Финикии. Там сопровождавший их сотник Юлий разрешил Павлу посетить местных христиан, которые снабдили его всем необходимым в дорогу. Затем путь корабля лежал мимо северного побережья острова Кипр в город Миры, находившийся в провинции Ликия на. юго-западе Малой Азии. Там сотник посадил узников на корабль, плывший в. Италию. Наступила осень. Дули сильные ветры, так что море часто штормило, и поэтому судоходство было сильно затруднено. Тем не менее корабль с Павлом вышел в море. С большим трудом удалось доплыть до острова Крит, где корабль пристал к месту, именовавшемуся «Тихие гавани». Павел сказал сотнику, что дальнейшее плавание будет очень опасным не только для груза пшеницы, которую везли из Египта, и для корабля, но и для жизни его пассажиров. Но сотник, положившись на мнение капитана, решил продолжить плавание, с тем чтобы перезимовать в критском порту Феникс, который им представлялся более подходящим. Но, как только они вышли из «Тихих гаваней», налетел шквальный ветер с северо-востока, вынесший корабль в открытое море. Началось долгое плавание, при котором корабль оказался практически неуправляем. Были дни, когда море штормило так, что, по свидетельству Луки, не было видно ни солнца, ни звезд. Все уже были готовы к самому худшему. Тогда Павел обратился к своим спутникам с ободряющим словом, сказав, как Бог ему открыл, что никто из них не погибнет, только придется пожертвовать грузом и кораблем. И, действительно, на четырнадцатый день плавания они увидели берег. Однако корабль врезался в песчаную косу, а его корму разбило в щепки. В свою очередь воины, испугавшись, что узники смогут убежать вплавь, решили их перебить. Но сотник, желая спасти жизнь Павла, запретил им это делать, приказав всем добираться до берега, используя обломки корабля. Так все двести семьдесят шесть человек, плывших на этом корабле, целыми и невредимыми добрались до берега. Это оказался остров Мальта. Его жители оказали потерпевшим кораблекрушение гостеприимство. При этом Павел пользовался их особым расположением, поскольку через возложение рук и молитву он исцелил от дизентерии отца правителя Мальты Публия. После это к нему со всего острова приходили больные, получая избавление от своих недугов. Так прошло три зимних месяца. А с началом весны, когда возобновилось судоходство, Павел на попутном корабле был доставлен в Италию в город Путеол, где его с радостью встретили местные христиане. Затем наземным путем он был доставлен в Рим, где ему было дозволено снять себе жилье и жить там вместе с охранявшим его воином в ожидании суда императора. Римские христиане, узнав, что к ним идет Павел, наставлявший их своими посланиями, вышли к нему навстречу и возле Форума Аппия (70 км от Рима) приветствовали его, чем очень его ободрили (Деян.27:1–28:16).
В Риме Павел прожил не менее трех лет (61–64? гг.), свободно принимая приходивших к нему и проповедуя Весть о Христе. (Деян.28:17–31). На этом заканчивается повествование евангелиста Луки в книге Деяний Апостолов. Известно также, что Павел продолжал писать письма основанным им церквам.
Кончина Апостола Павла. Когда Павел был в Риме, Церковь Христову постигли новые и еще более тяжелые испытания. Если до этого ее преследовали отвергшие Господа Иисуса религиозные вожди еврейского народа, то теперь ее стало преследовать римское государство. Первым гонителем христиан выступил император Нерон, человек сумасбродный и жестокий. Страшный пожар Рима (64 г.), подожженного, как думали современники, самим Нероном, стал поводом для первых гонений на христиан, которых император обвинил в уничтожении десяти из четырнадцати районов города. Возможно, в это самое время Павел был вновь вызван на суд для пересмотра своего дела. При указанных обстоятельствах он был признан виновным и осужден на смертную казнь, и ему была отсечена голова (такая казнь предназначалась римским гражданам в случае их осуждения).
Согласно древнему церковному преданию, Апостол Павел мученически пострадал в Риме в то же время, когда и святой апостол Петр. Они оба до смерти были едины в своей вере. Каждый год после первого воскресенья по Пятидесятнице и до 12 июля (29 июня по старому стилю) Церковь соблюдает особый «Петровский» пост в память святых апостолов Петра и Павла.
Дополнительные занятия для самоподготовки:
1. Прочитать в книге Деяний Апостолов главы 6–7: первое гонение на Церковь, свидетельство Стефана и обращение Савла.
2. Проследить по карте три миссионерских путешествия Павла и его последнее путешествие в Рим, читая соответствующие главы в книге Деяний Апостолов.
3. Прочитать в книге Деяний Апостолов главу 17. Постараться ответить на вопрос:
– В чем особенность проповеди Павла в афинском Ареопаге?
4. Прочесть 15-ю главу Первого послания к Коринфянам. Ответить на вопрос:
– В чем Павел видел основу христианской веры?
5. Прочесть главу 12 в Послании к Римлянам и главу 13 в Первом послании к Коринфянам. Ответить на вопрос:
– Что Павел считал главным в жизни христиан?
Дополнительная литература: Библейская энциклопедия. – Μ.: Российское Библейское Общество, 1998. – Раздел «Атлас библейской истории».