Глава 5. Распространение Благой Вести

Действие Святого Духа. Чудесное сошествие Святого Духа на Апостолов в день Пятидесятницы преобразило их как людей. И Апостол Петр стал человеком, не знающим страха и сомнений. Он не только любил Господа Иисуса Христа, не только всем сердцем был Ему предан, но и его вера теперь стала глубокой и продуманной, научила его понимать смысл всех произошедших событий. Страдание и смерть Господа Иисуса на кресте, Его Воскресение и Вознесение приобрели для него новый смысл, предсказанный еще в писаниях Ветхого Завета. И его вера стала проявляться с новой силой.

О проповеди Апостолов и о жизни первых христиан рассказано в той части Нового Завета, которая является продолжением повествований четырех Евангелистов Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Книга эта называется – Деяния Апостолов.

Первое чудо. Однажды Петр и Иоанн шли в Иерусалимский Храм, где часто собирались уверовавшие в Господа Иисуса. По дороге они встретили нищего, увечного с рождения, которого его друзья выносили на дорогу просить милостыню. Нищий пристально смотрел на Петра и Иоанна, надеясь, что они ему что-нибудь дадут. Петр взял его за руку и сказал:

– Серебра и золота у меня нет, а что я имею, то даю тебе. Во имя Иисуса Христа, встань и ходи.

И вдруг укрепились ноги нищего калеки, и он, вскочив, стал ходить, восхваляя Бога (Деян.3:1–10).

Это первое чудо Апостола Петра произвело очень сильное впечатление. Люди почувствовали в этих последователях Господа Иисуса Христа особую силу. К церкви в Иерусалиме стало присоединяться все больше и больше людей, а вера в чудотворную силу Апостолов была так велика, что больных выносили и клали на дорогу, чтобы тень проходившего Петра осенила их (Деян.5:15).

Первое преследование. Успех христианской проповеди сильно раздражал иудейских начальников и священников. Как могли, казалось им, простые неученые люди обладать такой силой? Как могли они побуждать народ верить в Иисуса, Которого их суд признал виновным и казнил страшной казнью? Это подрывало их авторитет, это было нестерпимо и это надо было прекратить. Апостолов стали преследовать, им запрещали говорить с народом об Иисусе. Но Петр был теперь совсем другой, чем в ту ночь, когда он в страхе отрекся от Иисуса Христа и говорил, что не знает Его.

– Рассудите, – сказал он членам Синедриона (высшего религиозного совета у евреев в составе семидесяти одного человека во главе с Первосвященником), – справедливо ли будет перед Богом слушать вас больше, чем Его? Мы не можем не говорить о том, что мы видели и слышали (Деян.4:19–20).

В эти первые годы Апостолу Петру предстояло совершить очень многое для созидания Церкви Христовой на земле. Тогда еще не пришло время мученически отдать жизнь за Христа. Поэтому, как ни старались враги Церкви Христовой его погубить, Бог хранил Петра, хотя некоторые другие Апостолы уже успели мученически пострадать. В книге Деяния Апостолов, в главах 5–12, много рассказано о его проповеди. Особенно важны те события и поступки Апостола, которые утвердили основные правила церковной жизни.

Отношение к собственности. Первоначальная Церковь старалась установить правильное отношение к собственности и к богатству. Первые христиане жили так, что в их среде не было ни очень богатых, ни очень бедных. Те, у кого было много собственности: дома, земли, золото, продавали все и отдавали деньги Апостолам, которые заботились обо всех. Это не было обязательным, на этот счет не было никаких правил и законов. Христиане поступали так потому, что чувствовали себя единой семьей, и нельзя было представить себе, чтобы одни из них бедствовали, в то время как другие жили бы в роскоши. В трагическом случае богатого христианина Анании и жены его Сапфиры Петр твердо установил недопустимость для христиан неправильного отношения к своему богатству.

Богатый член церкви в Иерусалиме, по имени Анания, продал свое имение и, с ведома своей жены Сапфиры утаив полученную сумму, лишь только ее часть принес Апостолу Петру для раздачи. Петр взглянул на него и сказал:

– Разве твое владение не было твоей собственностью? Разве не мог ты им распорядиться как хотел? Ты же решил солгать, и солгал не людям, а Богу.

Эти слова произвели такое сильное впечатление на Ананию, что он упал мертвым. А через несколько часов его жена Сапфира, узнав о смерти мужа, продолжала лгать, и та же участь постигла ее. (Деян.5:1–10.)

Не обязательно было отдавать свою собственность, но нельзя было обманывать Бога. Это ведет человека к гибели.

Отношение к дарам Святого Духа. Апостолы решительно противились всякой попытке приобретать за деньги благодать Духа Святого.

Во время своих путешествий Петр и Иоанн пришли в Самарию, где уже проповедовал Апостол Филипп и где он многих исцелял от болезней. В том же городе жил человек по имени Симон, который считался волшебником и целителем. Он многих излечивал от болезней, зарабатывая этим деньги, и пользовался общим уважением.

Петр и Иоанн, как обычно, собрались с новообращенными последователями Христа на молитву и, возлагая на них руки, молились, чтобы на них сошли дары Святого Духа. Когда Симон-волхв увидел это, он пришел к Петру и предложил ему деньги, говоря:

– Дайте мне эту власть, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал бы Духа Святого.

Петр ему ответил:

– Ты хочешь дар от Бога получить за деньги? Не будет у тебя в этом счастья, потому что сердце твое неправо перед Богом. Покайся в грехах твоих, чтобы Бог простил тебе твои помыслы (Деян.8:14–22).

Это стало основным законом церковной жизни: нельзя приобретать благодать Божью за деньги.

Проповедь Благой Вести язычникам. Апостолам пришлось принять очень важное решение, которое во многом определило будущую жизнь Церкви, а именно, как относиться к другим народам, к неевреям. Иисус Христос был Мессия, обещанный Израилю, и первые Его последователи все были евреями или же первоначально обращенными в еврейскую веру язычниками-прозелитами. Они соблюдали правила Ветхого Завета и приходили для поклонения Богу в Иерусалимский Храм. Для евреев было обязательным правилом обрезывать новорожденных мальчиков как знак посвящения их Богу. Даже Апостолы думали сначала, что христианство нельзя проповедовать неевреям, или же «необрезанным». И как раз в это время Апостолу Петру было особое видение о том, что проповедь христианства обращена ко всем.

Однажды во время своих странствий Петр остановился в городе Иоппии, у кожевника по имени Симон. Около полудня он поднялся на плоскую крышу дома, чтобы помолиться. Петр уже проголодался и, пока готовили обед, забылся и увидел замечательный сон: с неба к нему спустился большой открытый сосуд, и в нем было много разных зверей и птиц, которые по еврейскому закону считались нечистыми и запрещенными для еды. Петр услышал голос с неба:

– Заколи и ешь!

Но Петр ответил:

– Нет, Господи, я никогда не ел ничего нечистого. Тогда в другой раз он услышал голос Бога:

– Что Бог очистил, того не считай нечистым.

Петр недоумевал, что это может означать, как вдруг перед домом остановились двое прохожих и стали спрашивать, не тут ли живет Симон-кожевник, у которого остановился человек по имени Петр. Это были слуги римского офицера Корнилия, начальника римского военного гарнизона в этом городе. Корнилий не был евреем, но он был известен как добрый и сострадательный человек, и евреи его любили. Ему тоже было непонятное видение и сказано было найти в Иоппии человека по имени Петр, который и скажет ему, что следует делать.

Тогда Петр сразу встал и пошел к Корнилию. Придя к нему, он понял, что и этому римлянину было особое видение, как и ему самому, и что в этом есть глубокий смысл. Он начал вдохновенную проповедь, возвещая этому нееврейскому дому весть об Иисусе Христе, о Его жизни и учении, о Его смерти и Воскресении. Пока он еще говорил, на слушавших сошел Святой Дух, так же как в свое время Он в виде огненных языков сошел на Апостолов. На это Петр сказал:

– Кто может запретить крестить водой тех, кто, как мы, получил Святого Духа?

И Корнилий и все его домашние были тут же окрещены (Деян.10:9–48).

Действие Петра в этот день определило судьбу христианской проповеди. Сначала другие Апостолы упрекали Петра за его проповедь неевреям. Петру пришлось вернуться в Иерусалим и рассказать Апостолам о полученном им видении и о том, что произошло. Обсудив положение, Апостолы одобрили действия Петра и прославили Бога, говоря:

– Видно, и язычникам дал Бог покаяние ради жизни (Деян.11:1–18).

Новые испытания. Но церковь в Иерусалиме вскоре постигли тяжелые испытания. Около 41 г. Ирод Агриппа I (умер в 44 г.), носивший титул царя, получил от императора Клавдия власть над всей Палестиной, включая Иудею. Он выказывал перед иудеями внешнее благочестие и, желая им угодить, начал преследовать последователей Иисуса Христа. Первым делом он схватил Апостола Иакова Заведеева, которого обезглавил (Деян.12:1–2). Затем во время празднования еврейской Пасхи по его приказу был схвачен Апостол Петр, которого Ирод Агриппа I намеревался судить перед народом после окончания праздника. При этом Петр находился в тюрьме, будучи прикованным цепями к двум стражникам, которые его постоянно охраняли. Но вот ночью явился Ангел Господень, разбудивший Петра и велевший ему следовать за ним. И тотчас у Петра с рук упали цепи, и он, следуя за Ангелом, беспрепятственно миновал все посты стражи, охранявшей тюрьму. Таким образом, Петр вернулся к членам иерусалимской церкви, которые были несказанно удивлены этому чуду. Так Господь избавил из рук преследователей Своего служителя, которому еще предстояло много потрудиться, распространяя весть о Христе и созидая церкви.

Кончина Апостола Петра. Апостол Петр долго странствовал по разным странам, проповедуя Благую Весть и основывая церкви. Последней из них была церковь столицы Империи – Рима. Как раз в это время началось жестокое преследование христиан при императоре Нероне. Это произошло в 64 г. по Р.Х. Есть благочестивое предание, что, когда положение в Риме стало очень опасным, христиане постарались уговорить Петра покинуть Рим, чтобы продолжать проповедь. По этому преданию, Петр согласился на уговоры и ранним утром пошел по дороге из города. Вдруг, в предрассветной мгле, он увидел, что Кто-то идет к нему навстречу. И Петр узнал Его – это был Господь Иисус Христос.

– Господи, куда Ты идешь? – воскликнул Петр и услышал тихий ответ:

– В Рим, чтобы Меня распяли еще раз.

Видение исчезло, а Петр, не задумываясь, пошел обратно в Рим. Он был схвачен, судим и распят.

Что известно о благовестнических трудах Двенадцати Апостолов? Предание Церкви сохранило нам сведения о трудах Двенадцати Апостолов проповедовавших Благую Весть:

1. Апостол Петр проповедовал Евангелие в Иудее. Освобожденный чудесным образом из темницы, он оставил Иерусалим и проповедовал в Сирии, в Малой Азии и в Риме, где и был распят.

2. Апостол Иаков, сын Заведея, проповедовал Евангелие в Иудее и первый из Апостолов пострадал как мученик при царе Ироде Агриппе (Деян.12:1–2).

3. Апостол и Евангелист Иоанн, сын Заведея и брат Иакова, упоминается в Евангелии как любимый ученик Иисуса Христа (Ин.13:23), взявший на себя заботу о Божьей Матери (Ин.19:25–27). После Ее Успения он поселился в Ефесе и проповедовал слово Божье в Малой Азии. Был сослан на остров Патмос, где написал таинственную книгу о будущем мира и Церкви Христовой – Откровение. Освобожденный из заточения, написал Евангелие и три Соборных Послания. Скончался в глубокой старости в первом десятилетии II века.

4. Апостол Андрей Первозванный, брат Петра. По преданию, проповедовал во Фракии (территория нынешней Болгарии), в Греции и в Скифии (стране на северном берегу Черного моря). Был распят на кресте в форме буквы «X».

5. Апостол Филипп проповедовал, по преданию, в Галилее, Греции и Аравии. Был распят в возрасте 87 лет.

6. Апостол Фома, который не сразу поверил в Воскресение Христово (Ин.20:24–29), проповедовал слово Божие в Персии, Месопотамии и Индии, где и кончил жизнь мученически.

7. Апостол Варфоломей сначала проповедовал вместе с Апостолом Филиппом в Сирии, а потом в Армении, где и принял мученическую смерть.

8. Апостол и Евангелист Матфей проповедовал в Иудее, Сирии и Эфиопии, где кончил жизнь мученически.

9. Апостол Иаков, сын Алфея, проповедовал в Палестине и Египте, где и погиб мученически.

10. Апостол Симон Зилот, по преданию, был тем женихом, на свадьбе которого Христос превратил воду в вино (Ин.2:1–11). Он проповедовал в Иудее, Ливии, Египте. По преданию, погиб мученически на Кавказе.

11. Апостол Иуда, называемый также Фаддеем, проповедовал в Галилее, Самарии, Аравии, Месопотамии и Армении, где пострадал за Христа около 80-го года.

12, Апостол Матфий, один из Семидесяти учеников Господа Иисуса, был избран в число Двенадцати на место Иуды Искариота, предавшего Христа. Проповедовал в Малой Азии и на Кавказе. Был побит камнями, а после смерти ему отсекли голову.

Дополнительные занятия для самоподготовки:

1. Найти на карте Палестины Самарию и Иоппию, где проповедовал Апостол Петр, согласно книге Деяний.

2. На карте Римской Империи указать Сирию, Малую Азию и Рим, где трудился Апостол Петр.

3. Пользуясь картами Древнего мира и современными политическими картами, найти места трудов Двенадцати Апостолов.

4. Прочитать в Евангелиях те слова Господа Иисуса Христа, где Он говорит о том, что Благая Весть о Нем будет проповедана всем народам: Мф.26:13; 28:19–20; Мк.14:9; 16:15; Лк.13:29; 24:46–47.

5. Для собеседования в классе подготовить ответ на вопрос:

– Каково было отношение Первоначальной Церкви к собственности и к дарам Святого Духа?

Дополнительная литература: Библейская энциклопедия. Μ.: Российское Библейское Общество, 1996. – Раздел «Атлас библейской истории».

Комментарии для сайта Cackle